logo
15

Культурная жизнь в конце 20-х —30-е годы

Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился кон­троль со стороны органов государственной власти за развитием ду­ховной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями пере­давалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просве­щения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководя­щей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуж­дение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоле­ние буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании лю­дей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и ис­кусству.

В постановлениях ЦК партии «О журнале "Под знаменем марксиз­ма"» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и ос­новные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строитель­ства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении клас­совой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поис­ки «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые Писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам И др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борь­бы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и наука. В годы предвоенных пятилеток продолжа­лась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по по­вышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 г. явился важной вехой в работе, направленной на превра­щение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеоб­щее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средст­ва были выделены на школьное строительство. Только в годы вто­рой пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем обра­зовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжитель­ность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент негра­мотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между обще­образовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чу­ждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народно­хозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специали­стов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. чис­ленность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным — с 288 тыс. до 1,5 млн

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего вре­мени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались ис­торические факультеты в Московском и Ленинградском университе­тах. Другое постановление касалось подготовки учебников по исто­рии.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских цен­тров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйст­венных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракет­ной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделе­ния Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Художественная жизнь. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств комму­нистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяс­нялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «бур­жуазными теориями» в сфере художественной жизни.

Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писа­телей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Они про­водили свои съезды, имели печатные органы.

Несколько наиболее крупных литературных групп образовали Федерацию объединенных советских писателей (ФОСП). Одной из своих задач организация ставила содействие строительству социали­стического общества. В литературе этих лет получила развитие тема труда. В частности, увидели свет романы Ф. В. Гладкова «Цемент» и Ф. И. Панферова «Барсуки», очерки К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз» и «Колхида».

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О пере­стройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы вы­ступил А. М. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных рес­публиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских компо­зиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась от­носительная свобода художественного творчества. Вопросы литерату­ры и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципи­альной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим прин­ципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не ос­тановила развития литературы, живописи, театрального и музыкаль­ного искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д. Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Из­майлова»), С. С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

На рубеже 20—30-х годов в литературу и искусство пришло но­вое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А. Прокофьев. В песен­ном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс А. В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие тра­диции русской поэзии продолжали в своем творчестве П. Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт») и А. Т. Твар­довский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литератур­ной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А. А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибе­ли А. С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С. М. Эйзен­штейна, «Петр Первый» В. М. Петрова, «Суворов» В. И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В ре­пертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н. Ф. Погоди­на, Н. Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы худож­никами П. Д. Кориным и М. В. Нестеровым, Р. Р. Фальком и П. Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х — начала 30-х годов способствова­ла развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждения­ми. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников), то пятиконечную звезду — театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архи­текторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Моск­вы — столицы СССР — и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожа­лись ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. д.)-

Русское зарубежье. Составной частью отечественной культуру 20—30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн человек. В последующие годы эмиграция продолжа­лась. Почти две трети общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За ру­бежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Бер­лине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журна­лы на русском языке. Выходили в свет книги И. А. Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Нахо­дясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль Рос­сии в истории и культуре человечества. Н. С. Трубецкой, Л. П. Кар­савин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говори­лось о принадлежности России двум культурам и двум мирам — Ев­ропе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культур­ную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из науч­ных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономи­сты занимались анализом социально-экономических процессов в Со­ветской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало из­вестным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неод­нозначны. В результате этих преобразований были созданы непрехо­дящие ценности в области духовной и материальной культуры. По­высилась грамотность населения, увеличилась численность специали­стов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отража­лись на развитии всех сфер культуры

-

Внешнеполитическая деятельность СССР.

Важной является и проблема, связанная с внешнеполитической деятельностью СССР, с тем, как строились отношения молодой советской республики в первые годы советской власти в целом и в предвоенный период.

После победы октября СССР какие-то годы находился в полной изоляции, потом эта изоляция стала исчезать, потому что многие страны стали заключать с СССР поначалу торговые отношения, в 1920 году торговые отношения советская Россия имела с 7 капиталистическими странами, в 1923 году уже 28 капиталистических стран заключили торговые соглашения с СССР.

А за торговыми соглашениями последовала полоса заключения дипломатических соглашений, и в 1924-25 годах (период, который называется периодом признания советского союза буржуазными государствами) ведущие капиталистические державы – Англия, Франция, Италия, Австрия, Норвегия, Швеция, Дания заключили дипломатические договоры с советской республикой. К началу 1925 года СССР имел такие дипломатические соглашения с 22 странами.

Это не означает, что не было проблемы во взаимоотношениях СССР с капиталистическим странами. Проблемы были, но СССР стремился придерживаться того принципа, который был провозглашен в декрете о мире, принятым вторым съездом советов. Декрет о мире провозглашал принцип мирного сосуществования государств с различными политическими системами.

Хотя с одной стороны этот принцип этот принцип мирного сосуществования, которого СССР действительно придерживался, а с другой стороны СССР проводил политику солидарности с коммунистическим движениями, с пролетарскими движениями, с национально – освободительными движениями. Это и понятно, исходя из того, что СССР - государство диктатуры пролетариата.

Надо отметить тот факт, что на то, что всё-таки начинается полоса признания СССР ведущими буржуазными странами, повлияло то, что рабочее движение этих стран очень активно выражало поддержку молодой советской республике, особенно когда интервенты взяли в кольцо осады Россию и так далее.

Кроме того, европейские державы не могли не считаться с размахом и широтой рабочего движения и достаточно напомнить, что очень активными были действия горняков Англии – одна из крупнейших стачек – это 1926 год, когда 5 млн. человек бастовало в Англии. В этот раз профсоюзы СССР, то есть объединения рабочих СССР оказали поддержку английским рабочим, а и материальную – 12 млн рублей и отправили горнякам. И такие акты взаимопомощи были не единичны с обеих сторон.

Если говорить о Германии, то надо вспомнить 1928 год, когда там наблюдается активное рабочее движение и в котором участвовало до 4 млн человек.

Рабочее движение было активно и в других частях света. Например в Китае 24-28 годы. Там было не просто рабочее движение, а настоящая революционная война, которая сложилась в демократический фронт.

Кроме того в это время наблюдается активизация национально- освободительного движения. В частности можно отметить индонезийское движение против голландских поработителей.

Так что мир был неспокоен. Мир бурлил. Той мировой революции, на которую рассчитывали большевики не произошло, но, тем не менее, активность трудящихся многих стран была высока.

При этом происходили и другие международные события.

Одним из важнейших событий было то, что ведущие капиталистические державы составили план Дауэса – план экономического закабаления Германии странами Антанты, и прежде всего Америкой. Это и понятно, потому что уже тогда США вынашивали стратегические планы в отношении СССР, и в этом смысле Германия рассматривалась как плацдарм для дальнейших действий. И план Дауэса предполагал экономическую помощь Германии, потому что после версальского договора Германия была в незавидном положении.

план Дауэса,

Репарационный план для Германии, разработанный международным коми­тетом экспертов под председательст­вом американского банкира Дауэса. Был утвержден 16 августа 1924 на Лондонской конференции представи­телями держав-победительниц в 1-й мировой войне и принят Германией. Этот план должен был обеспечить про­должение выплат Германией репара­ций державам-победительницам и об­легчить проникновение американско­го капитала в Германию для захвата ключевых отраслей немецкой эконо­мики с целью получения американ­скими монополиями высоких прибы­лей в форме процентов по займу и дивидендов от прямых инвестиций в промышленность. Был направлен на восстановление военно-промышлен­ного потенциала Германии. Преду­сматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долларов (в т. ч. 110 млн. американскими банками) для ста­билизации марки. Установил размеры платежей Германией в первые пять лет по 1-1,75 млрд. марок в год, а затем по 2,5 млрд. марок в год. Пре­дусматривал установление контроля союзников над германским государ­ственным бюджетом, денежным об­ращением и кредитом, железными дорогами.

Версальский договор накладывал на Германию значительные ограничения – можно было иметь армию не более 100.000 человек, нельзя иметь флот, нельзя иметь тяжелые вооружения и так далее.

Эти условия Версальского договора были весьма унизительными для Германии и этот договор в определенном смысле, как считают многие специалисты, стимулировал Германию к тому, чтобы взять реванш. Такой реванш ей взять удается, особенно того, когда ей предлагается такая большая и всестороння помощь.

Многие трезвые умы в европейских державах понимали, к чему это, в конце концов, может привести, но, тем не менее, этот план Дауэса, который послужил экономической базой для восстановления Германии, был подкреплен и соглашениями, принятыми Лондонской конференцией, которые по сути дела явились политической базой. В результате чего стало возможным оживление Германской экономики и всем известные дальнейшие события, то есть приход в 1933 году к власти нацистов, и далее милитаризацию всей экономики Германии и начало следующей мировой войны.

Хотя СССР предпринимал попытки нейтрализовать эту ситуацию.

Ещё в 1927 году СССР выступил в Лиге наций с предложением осуществить всеобщее и полное разоружение. Но это предложение не было подержано, хотя оно повлияло на увеличение международного авторитета СССР.

Дальше капиталистический мир переживает глубокий экономический кризис 1929 - 33годов. этот кризис больно ударил по многим странам, по тем же США, где промышленное производство упало почти на 46%. То же самое можно говорить и о других державах – в Германии тоже промышленное производство, несмотря на экономическую помощь, упало более чем на 46%.

В СССР в это время тоже решались значительные проблемы – рубеж 20-30 годов – это проблема, связанная со сплошной коллективизацией,, проблема, связанная с реализацией плана индустриализации – всё это требовало напряжения сил. А вместе с тем 1933 год – приход Гитлера к власти, милитаризация экономики Германии. И не только Германии. Хотя Германия – очевидный очаг войны, но не только Германия, но и Италия. И очаг войны не только в Европе, но и на другом конце света – на дальнем востоке в лице Японии. И эта тревожная ось Рим – Берлин – Токио заставляла в частности нашу страну как-то иначе смотреть на международную обстановку и выступать с какими-то предложениями. И СССР активизирует свою деятельность и в отношении коммунистического международного движения.

Итак, фашистский режим Германии укрепляется в то время, как СССР выступает с рядом предложений по созданию блока коллективной безопасности. И особенно в 1939 году, когда проводятся конференции – весной подобная конференция была в Европе, в августе - конференция в Москве.

Выходя на эти конференции СССР выдвигал конкретные и четкие предложения, которые действительно позволили бы создать блок коллективной безопасности, то правительства Англии и Франции лишь делали вид, что готовы в этом участвовать. Представители Франции и Англии приехали на конференцию в Москве самым долгим водным путем и не имея никаких полномочий на подписание каких- либо серьезных соглашений. Это говорит о том, что Англия и Франция хотели затянуть ситуацию. И вообще они рассчитывали на то, чтобы Германия справилась с СССР.

Все действия СССР говорят о его действительном намерении предотвратить надвигающуюся мировую войну. И когда никаких результатов от этих конференций по созданию блока коллективной безопасности не дали, только тогда СССР соглашается подписать договоры с Германией в августе 1939 года (пакт о ненападении) в сентябре 1939 года (договор о дружбе).

Руководство СССР понимало, что подписание договоров не означает, что Гитлер откажется от своих конечных намерений, но рассчитывало на то, что подобные документы отстрочат канун войны.

СССР попытался ещё предотвратить наступление этой очередной войны тем, что договорился с Англией и Францией чтобы вернуть в состав СССР территории, которые некогда входили в состав российской империи - Прибалтику, западную Украину, западную Белоруссию, Бесарабию и Финляндию. И с западными территориями прошло всё более – менее относительно спокойно, потому что классово чуждые элементы из Прибалтики были быстренько депортированы в Сибирь, а Финляндия отказалась входить в состав СССР. И СССР начинает против Финляндии войну и хотя она была недолгой, но весьма кровопролитной – с 10 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года.

СССР понес в этой войне колоссальные потери, потому что оказалась, что война была начата, а армия к этому не готова. В частности не была готова воевать в тех сложных условиях, в отличие от финской армии, воины которой были подготовлены к участию в подобных боевых действиях гораздо лучше.

Эта война не делает чести СССР. Но в результате этой войны СССР обезопасил Ленинград, потому что граница была передвинута на 34 км, СССР обезопасил Мурманск, а это очень важный военно-стратегический пункт, СССР обезопасил и северную железную дорогу, что было очень актуально и сыграло свою позитивную роль в ходе Великой отечественной войны.

Вообще во внешней политике СССР можно выделить три основных периода. Первый – прогерманский, когда ещё в конце 20-х вначале 30-х годов СССР активно сотрудничал с Германией., второй – продемократический, с ориентацией на демократический силы той же Англии и Франции, а когда из этих отношений получились нулевые результаты по созданию блока коллективной безопасности, тогда наступил третий период - опять прогерманские отношения для того, чтобы, по крайней мере, отсрочить войну.