4. Распад ссср.
Сразу же после августовских политических событий последовали заявления высшего политического руководства ряда союзных республик об их полной независимости и государственном суверенитете. В 20-х числах августа 1991 г. постановления об этом приняли высшие представительные органы власти Эстонии и Латвии. 24 августа аналогичное постановление утвердил Верховный Совет Украины. На следующий день о независимости республики объявил Верховный Совет Белоруссии. Вскоре аналогичные решения утвердили парламенты Молдавии, Азербайджана, Узбекистана и Киргизии. Продолжал стремительно падать политический авторитет высших органов власти Союза ССР. Происходило окончательное перераспределение реальных властных полномочий от союзного центра республикам.
Особенно активную деятельность по укреплению своих позиций осуществляло руководство РСФСР.
Уже 22 августа 1991 г. вышел Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», в соответствии с которым все предприятия, организации, хозяйственные, управленческие и иные экономические структуры союзного уровня, находившиеся на территории РСФСР, переходили в полное ведение российских органов власти и управления. Этим решением фактически было ликвидировано единое экономическое пространство СССР.
Финансирование всех союзных министерств и ведомств, кроме министерств обороны, атомной промышленности и путей сообщения, из российского бюджета было прекращено. Более того, российские республиканские государственные органы, министерства, комитеты, ведомства стали напрямую открыто устанавливать контроль и подчинять себе соответствующие союзные структуры. В результате подавляющее большинство органов управления СССР оказалось в фактическом ведении РСФСР. Среди них были и такие ключевые ведомства, как Министерство финансов СССР, Государственный Банк СССР и многие др. Предпринимались активные попытки по подчинению союзных министерств обороны и иностранных дел, Комитета государственной безопасности СССР.
24 августа Председатель Совета Министров РСФСР И.С.Силаев, по формальному согласованию с М.С.Горбачевым, стал главой вновь образованного Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР (вместо прежнего Кабинета Министров - Правительства СССР).
Одновременно реальные властные полномочий концентрировались в руках у Президента РСФСР, что проявлялось в сфере законодательства, в управлении учреждениями и ведомствами, местными органами власти.
Стремясь построить собственную властную вертикаль, Б.Н. Ельцин попытался ввести в РСФСР новый институт - назначаемых по решению Президента местных префектов.
На словах заявляя о необходимости подписания нового Союзного договора, лидеры республик на деле стремились к полной самостоятельности и независимости.
Было ясно, что органы союзного государства - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР - в новых политических условиях не могут сохраниться в прежнем виде, что необходимо существенное реформирование всех органов государственной власти и управления.
В конце августа 1991 г. начал свою работу внеочередной, V Съезд народных депутатов СССР. 2 сентября перед его участниками с политическим заявлением от имени Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик выступил казахстанский лидер Н.А. Назарбаев. В Заявлении говорилось о необходимости подписания нового Союзного договора, о разработке и принятии новой союзной Конституции. В качестве неотложных шагов по сохранению единства государства предлагались следующие изменения в системе высших органов власти Союза ССР:
-образовать новый высший орган в стране — Государственный Совет Союза ССР, в который должны были войти Президент СССР и руководители союзных республик.
-создать Совет представителей народных депутатов союзных республик
-создать Межреспубликанский экономический комитет для координации и согласования всей хозяйственной деятельности республик.
Подавляющее большинство делегатов V Съезда народных депутатов СССР согласились со всеми этими предложениями. Была внесена только одна поправка: вместо предполагавшегося Совета представителей народных депутатов союзных республик образовывался новый однопалатный Верховный Совет СССР. Его единственная палата — Совет Республик — формировалась из представителей всех республик, выразивших согласие подписать новый Союзный договор.
Съезд утвердил постановление «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР», которое юридически оформляло все предложенные и одобренные депутатами изменения высших союзных властных структур.
5 сентября съезд принял Закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».
Ознакомьтесь с текстом Закона «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» (Хрестоматия... – С.556-558).
Выполните задание:
Составьте схему, отражающую систему органов Власти СССР в соответствии с данным Законом.
В соответствии с Законом полномочия высшего органа власти в стране передавались от Съезда народных депутатов СССР Государственному Совету Союза ССР и новому Верховному Совету СССР.
После принятия данного решения съезд народных депутатов СССР фактически самораспустился.
Таким образом, высшими органами государства на новом этапе стали:
- Государственный Совет Союза ССР
- Президент СССР
- Верховный Совет СССР.
Компетенция, полномочия и порядок взаимодействия новых высших органов государства не были определены достаточно ясно и полно. По замыслу законодателей данный проект должен был впоследствии получить развитие в новой Конституции СССР.
9 сентября 1991 г. в Москве начал свою работу вновь образованный высший властный орган страны — Государственный Совет Союза ССР. На первом же заседании Госсо2ета, в нарушение формально действовавшего закона о порядке выхода из СССР, был официально признан полный суверенитет Литвы, Латвии и Эстонии и их выход из состава Советского Союза. После этого вся дальнейшая деятельность Госсовета свелась, по сути дела, к консультациям и различным согласованиям.
Начал деятельность Межреспубликанский экономический комитет (МЭК), возглавлявшийся И.С.Силаевым. В рамках работы этого Комитета непосредственное участие в разработке договора об экономическом сообществе приняли делегации от союзного центра и восьми республик. В качестве наблюдателей своих представителей прислали Азербайджан и республики Прибалтики. Однозначно отказались участвовать в деятельности МЭК только Грузия и Молдавия.
1 октября в Алма-Ате состоялась встреча высших должностных лиц тринадцати республик (кроме Грузии и Молдавии). В ходе встречи обсуждался проект «Договора об экономическом сообществе» и комплекс мероприятий, связанных с его практической реализацией. Хотя во время дискуссий по данному проекту выявились различия в подходах представителей некоторых республик, в целом он был одобрен и даже парафирован. Однако спустя всего несколько дней ряд республик отказался от его заключения. В итоге 18 октября свои подписи под «Договором об экономическом сообществе» поставили Президент СССР М.С. Горбачев и лидеры восьми республик - РСФСР, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Армении. Молдавия, Грузия, Азербайджан, республики Прибалтики и, что весьма неожиданно, Украина отказались присоединиться к этому договору.
Но и руководители республик, подписавших этот договор, на практике проводили четко выраженную самостоятельную линию и в политической, и в экономической областях. Так, без каких-либо согласований с союзными органами власти российский президент Ельцин 28 октября 1991 г. заявил о том, что уже с января 1992 г. в РСФСР начнется реализация радикальной экономической реформы с целью скорейшего перехода к рыночной экономике. Такая политика прямо противоречила позициям властных структур Союза ССР и Президента СССР, стремившихся к сбалансированной политической и экономической деятельности союзного и всех республиканских руководств, соглашавшихся с идеями образования нового политико-экономического государственного сообщества.
Президент СССР М.С.Горбачев пытался оживить переговорный процесс между республиками и активизировать работу по подготовке нового Союзного договора. На заседании Госсовета 4 ноября в Ново-Огарево рассматривались возможные перспективы нового добровольного союзного образования — Союза Суверенных Государств (ССГ). Обсуждались также вопросы будущих союзных структур (армии, спецслужб, министерств иностранных дел, финансов, других органов управления).
О своем намерении войти в ССГ заявили делегации семи республик - России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Киргизии и Азербайджана.
14 ноября 1991 г. участники очередного заседания Государственного Совета в Ново-Огарево согласовали текст «Договора о Союзе Суверенных Государств». Он предусматривал конфедеративное устройство нового государственного образования:
- признание суверенитета республик наряду с суверенитетом Союза,
- признание республик полноправными субъектами международного права,
- сохранение союзного правительства и единых вооруженных сил
- всенародное избрание Президента ССГ.
Главы семи республик официально заявляли о скором образовании ССГ. Президент РСФСР Ельцин в телеинтервью 14 ноября высказался однозначно: «Союз будет».
В то же время руководство каждой из республик на практике преследовало собственные цели и проводило политику, прямо противоречившую идеям образования ССГ и всем официальным заверениям. В частности, по свидетельству участника заседания Госсовета 14 ноября, В.В.Бакатина, российские политики «...играли свою игру — «как убрать Центр, т.е. Союз», но сказать об этом народу пока боялись». Аналогичные планы реализовывали и многие другие республиканские лидеры. Против Союза, а самое главное — любого союзного центра энергично выступал украинский руководитель A.M. Кравчук. Позже он утверждал, что «идея ликвидации СССР возникла где-то около 15 ноября... Для обеспечения тайны встречи был избран Минск».
Парафирование договора о ССГ было намечено на 25 ноября. Но оно не состоялось ввиду ожидания итогов референдума о независимости Украины.
В ходе этого референдума, состоявшегося 1 декабря 1991 г., подавляющее большинство жителей Украины (около 80%) проголосовали за независимость республики. На следующий день Президент РСФСР Ельцин официально заявил о признании независимости Украины.
Хотя 3 декабря Верховный Совет СССР одобрил проект договора о ССГ и призвал республики к его подписанию, становилось очевидно, что перспективы нового Союза без Украины и ввиду явного стремления республиканских руководителей к устранению всякого «центра» более чем сомнительны.
5 декабря 1991 г. избранный Президентом Украины Л.М. Кравчук подписал указ о выходе республики из состава Союза ССР. Украинский парламент денонсировал Союзный договор 1922 г.
В соответствии с достигнутой ранее договоренностью 8 декабря 1991 г. в находившейся в заповеднике «Беловежская пуща» белорусской правительственной резиденции «Вискули» Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, Президент Украины Л.М. Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич заявили о ликвидации Союза ССР и подписали совместное «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств».
В преамбуле этого Соглашения констатировалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». «Беловежским Соглашением» провозглашалось создание Содружества независимых государств (СНГ), открытого для всех государств бывшего СССР. Форма Содружества, его управленческие структуры в этом документе никак не определялись.
Через день данное Соглашение ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии.
12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР денонсировал договор об образовании СССР и также ратифицировал соглашение об образовании СНГ.
В этот же день в Ашхабаде состоялась встреча руководителей Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана, в ходе которой было заявлено об их одобрении соглашения об образовании СНГ и желании данных республик присоединиться к нему. Была выработана единая позиция среднеазиатских республик по этому вопросу и обсуждены некоторые конкретные предложения относительно сущности, форм и направлений деятельности СНГ.
21 декабря 1991 г. в казахстанской столице Алма-Ате на встрече глав России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Азербайджана, Молдавии, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана было заявлено о вхождении всех этих республик в СНГ и подписан соответствующий «Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств».
Одновременно была подписана совместная «Декларация Независимых Государств», где нашли отражение основные принципы данного межгосударственного образования:
- констатировалось, что все названные республики являются независимыми государствами, «отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства».
- признавались территориальная целостность республик и нерушимость существовавших границ.
Весьма своеобразно в этой Декларации была определена сущность Содружества, «которое не является ни государством, ни государственным объединением». Таким образом, вопрос о том, что же собой представляет СНГ, оставался открытым.
Здесь же говорилось, что «с образованием СНГ (Содружества Независимых Государств) Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование».
25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о переименовании РСФСР в Российскую Федерацию.
В тот же день М.С. Горбачев заявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР.
26 декабря была опубликована «Декларация Совета Республик Верховного Совета СССР в связи с созданием Содружества Независимых Государств». В ней после констатации факта образования СНГ и ликвидации СССР содержалось обращение к главам республик рассмотреть вопросы правопреемства Союза ССР и союзных органов государственной власти, создания межпарламентского органа Содружества.
Советский Союз как государство официально прекратил свое существование.
- Ростовский филиал Кафедра теории и истории государства и права
- Государство и право в условиях кризиса советской модели социализма (1985 - 1991 гг.).
- 2. Изменения в советской государственно-правовой системе
- 5. Реформирование судебной системы в условиях
- 1. Предпосылки перехода к политике «перестройки».
- 2.1 Демократизация советской государственно-политической системы (1985 – 1989 гг.)
- 2.2. Эволюция и деформация советской государственно-политической и правовой системы (1990-1991 гг.)
- - Забастовочное движение с политическими требованиями.
- Закон об учреждении поста президента ссср и внесении изменений и дополнений в конституцию (основной закон) ссср
- Подготовка нового союзного договора. Вопрос о форме государственного единства стал в 1989-1990 гг. В процессе реформирования государства важнейшим для судьбы страны.
- Закон о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из ссср
- 1. Составьте представление о предусмотренной Законом поэтапной процедуре выхода союзной республики из состава ссср.
- Закон о собственности на территории рсфср
- Закон об обеспечении действия законов и иных актов законодательства Союза сср
- 3. Политический кризис августа 1991 г.
- 4. Распад ссср.
- 5. Реформирование судебной системы в условиях перестройки.
- 6. Изменения в праве в период «перестройки».
- 6.1. Источники и особенности права.
- 6.2. Изменения в конституционном праве
- 6.3. Создание правовых основ для развития рыночной экономики
- 1) Укрепление прав хозяйствующих субъектов.
- Закон об индивидуальной трудовой деятельности
- Закон Об общих началах предпринимательства граждан в ссср
- Закон о государственном предприятии (объединении)
- Закон о предприятиях в ссср
- 2). Укрепление правовых основ существования и развития различных форм собственности
- Закон о собственности в ссср
- Раздел I. Общие положения
- Закон о собственности в рсфср
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Право частной собственности
- Глава 1. Право собственности гражданина
- Раздел III. Право собственности общественных объединений (организаций)
- 3). Развитие правовой основы различных видов договоров.
- 6.4. Изменения в трудовом праве и праве социального обеспечения.
- 6.5. Уголовное право.
- Основы уголовного законодательства союза сср и республик
- Список литературы.