logo search
вопросы по всемирке

1.5 Расовые проблемы американского общества.

На протяжении всей истории США его цветное население по своей социально-профессиональной структуре значительно отличалось от белого. Цветные всегда подвергались сверхэксплуатации и расовой дискриминации, принадлежали к самым обездоленным слоям населения. Черные использовались в качестве неквалифицированной рабочей силы. Так, в домашнем обслуживании в 1974 г. они составляли 37 % всех занятых, составляли 27 % уборщиков и т.п., их непропорционально много среди работников тяжелых, низкооплачиваемых профессий. [14]

На структуру самодеятельного негритянского населения повлияли изменения в структуре общественного производства, сдвиги в составе самодеятельного населения США, потребности в более квалифицированной рабочей силе, а также борьба черных американцев против расовой дискриминации.

Гнев черных выплеснулся не только на улицы американских городов, он также нашел свое выражение в искусстве и литературе: в воинственной поэзии Лероя Джонса, в прозе Элдриджа Кливера, написавшего книгу «Душа на льду», в речах Малколма Икса, в тех новых, откровенно смелых словах, которыми делились друг с другом негры по всей стране и все это для того, чтобы достичь подлинного равноправия, «завоевания негром звания человека».

Конфедерация христианского руководства на Юге во главе с Мартином Лютером Кингом, созданная в 1958 г., играла руководящую роль в борьбе черного населения. В начале 60-х гг. их действия были подхвачены молодежными группами негритянского населения Юга, которые в 1960 году устроили серию сидячих забастовок в столовых, ресторанах, кафе г.Гинсборо, Северная Каролина, отказывавшихся обслуживать негров. В ходе этой кампании, быстро

перекинувшейся на другие регионы Юга, возник новый центр борьбы – Студенческий координационных комитет ненасильственных действий.

В 1962-1963гг. в «штатах глубокого Юга» было проведено много массовых походов и демонстраций против расовой дискриминации, получивших название «рейдов свободы». Они носили мирный характер и не выходили за рамки ненасильственных действий. Но юные расисты ответили на них волной массовых арестов, избиений и убийств участников движения. Весна 1963 г. ознаменовалась разгоном негритянских демонстраций в Бирмингеме, проведенным с такой жестокостью, что по приказу президента Кеннеди с целью защиты негритянского населения туда были в срочном порядке направлены подразделения регулярной армии. Эти события всколыхнули всю страну и 28 августа 1963г., по завершении общенационального марша участников борьбы за гражданские права негров, в Вашингтоне у мемориала А.Линкольна состоялся грандиозный митинг с участием 250 тысяч человек, черных и белых.

Бурный подъем движения за равноправие черных американцев и ответная волна антинегритянского террора южных расистов заставили правительство Кеннеди занять четкую позицию: на рассмотрение Конгресса США был внесен первый билль о гражданских правах, который был встречен взрывом ярости южных расистов, и на Юге вновь прокатилась волна антинегритянского террора.

В июле 1964 г. в силу вступил Закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, при приеме на работу и т.д. Хотя закон и требовал равной оплаты за равный труд, этот принцип часто не соблюдался: любые перебои в экономике в первую очередь сказывались на положении черных трудящихся - «Когда белая Америка заболевает насморком, черная Америка получает воспаление легких». [15]

В 70-е годы новым источником националистических чувств является ощущение неудовлетворенности результатами борьбы в 60-е годы, ограничившимися в основном лишь получением формального равноправия. Характеризуя эти настроения, негритянская поэтесса Мэри Ивенс с горькой иронией писала в стихотворении «Символ общественного положения»:

«Сегодня они нанимают меня,

Мне

Доверен ответственный пост…

Со служебным удостоверением

Вместе

Они вручили мне символ общественного положения –

ключ от запертой наглухо двери,

ключ

от уборной

для белых…». [16]

С конца 60-х годов изменились не только задачи, стоящие перед движением черных, но и общественно-политическая обстановка, в которой оно разворачивалось. Приход в 1969 г. к власти республиканцев привел к определенным изменениям в правительственной политике в сфере расовых отношений. В первые годы своего правления, когда еще живы были в памяти массовые выступления в черных гетто, Администрация президента Никсона продолжала программы, начатые при президенте Джонсоне. Однако в начале 70-х Администрация решила взять курс на свертывание социально-экономических программ, так как считала, что в будущем можно не опасаться новых взрывов недовольства в гетто. Это проявилось в стремлении урезать государственные ассигнования на социальные программы, особенно те, которые касались в основном черных и других беднейших слоев населения США, а также в отказе Администрации от принципа «предпочтительного обращения» с негритянским и другими этническими меньшинствами. [17]

По сравнению с 60-ми годами, изменилась и морально-политическая атмосфера, в которой приходится действовать движению черных. Если в 60-е годы расовая проблема наряду с войной во Вьетнаме занимала одно из первых мест среди вопросов, волновавших американскуюобщественность, то в 70-е годы она была отодвинута на второй план другими проблемами: экономическим кризисом, инфляцией, коррупцией в правительстве. Проведенный в конце 1974 г. службой Харриса общенациональный опрос общественного мнения показал, что лишь 2% опрошенных ставили расовую проблему в ряд самых важных (в 1972 г.—21,%, в 1973 г.—7%) [18] , она заняла последнее место в списке проблем, волнующих опрошенных граждан.

Изменилось отношение к движению черных и со стороны части рядовых белых американцев, они стали отделяться от черных плотной стеной и, вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения, не проявляют желания смешиваться с ними в единую нацию. Массовый отток с 1960-х гг. белых из городов в пригороды, имел очевидную расовую подоплеку: после того, как чернокожие получили право и возможность селиться в городских районах, в которых проживали белые, последние стали дружно покидать насиженные места и перебираться за город. В ответ на появление чернокожих детей в белых школах белые родители, которые согласно опросам общественного мнения поддерживали десегрегацию обучения, стали переводить своих детей в расово чистые загородные школы. Можно заключить, что расизм, исчезнувший с языка американцев, продолжал сохраняться в их сознании. [19]

В ответ черные американцы заняли собственную расовую позицию, в стремлении обособиться от белых по причине их неискоренимого расизма, они стремились сформировать собственную субцивилизацию: создавали школы, театры, высшие учебные заведения. Другая часть негритянского населения стремилась интегрироваться в белое общество, пыталась овладеть его идеалами. Несмотря на это, со временем, среди черных американцев все больше и больше распространялось убеждение, что интегрироваться в белую Америку можно, только преобразовав себя по подобию белых, то есть ценою отказа от собственной социокультурной идентичности.

Экономические трудности и особенно беспрецедентный в послевоенный период рост безработицы породили или усилили у них негативное, а часто и открыто враждебное отношение к требованиям улучшения социально-экономического положения черных. Подобные настроения среди белых американцев по отношению к требованиям, выдвигаемым черными, с начала 70-х годов искусственно подогревались средствами массовой информации. При участии высокопоставленных, официальных лиц в стране была развернута широкая пропагандистская кампания, целью которой являлось желание свалить вину за социально-экономические трудности, испытываемые белыми американцами, на черных, создать атмосферу нетерпимости к их требованиям.

Следует отметить, что и сам президент Никсон был очень далек от расовой терпимости. Это подтверждается тайными записями телефонных разговоров в стенах Белого дома, Кэмп-Дэвида и прочих резиденций, сделанных по его распоряжению. Вряд ли он предполагал, что через 30 лет его высказывания станут достоянием американской общественности и даже по прошествии такого времени вызовут скандал, по крайней мере в рядах республиканской партии, готовящейся сейчас к выборам. Фаина Раневская называла неудачные киноработы артистов "плевком в вечность", потому что они навсегда остаются на пленке. Вот и некорректные высказывания сильных мира сего - президентов и премьеров - произнесенные сегодня в частном порядке, вполне конфиденциально, по прошествии лет могут оставить не совсем приглядный след в истории. [20]

Дискриминации в США в 60 годы подвергались не только негры. Сюда также следует отнести большую группу американских граждан, говорящих на испанском языке, в большинстве своем, латиноамериканского происхождения. К 60 годам в результате изменения в положении и социальной структуре населения мексиканского происхождения создались социальные и политические предпосылки для зарождения массового движения протеста - чиканос.

 Движение развивалось по тем же направлениям, что и другие массовые движения - в особенности, негритянское; идеология его исходила из того, что американцы мексиканского происхождения являлись народом, насильственно лишенным права на свою территорию и превращенным в объект политической и экономической эксплуатации, в связи с этим чиканос ощущали себя людьми «второго сорта». Волнения чиканос были связаны с их неравенством в экономической, социально-политической и культурной жизни страны, с многолетней дискриминацией в сфере трудоустройства, о чем говорил уровень безработицы. Особенно остро стояла проблема языковой дискриминации. В отличие от других этнических групп США, американцы мексиканского происхождения сохранили свой родной язык как основное средство общения. Однако система школьного образования до последнего момента отказывалась учитывать специфику испаноязычных учащихся. Приходя в школу, большинство чиканос бросали учебу, так и не получив образования, необходимого для получения квалифицированной работы. Проблема заключалась в языковом барьере. Чиканос не принимали теорию «плавильного котла», согласно которой единственный путь стать американцем – это отказ от своего языка, обычаев и традиций. Основным требованием, выдвигаемым чиканос, было введение двуязычного обучения, учет в процессе обучения культурных, национальных и языковых традиций.

В течение 1960-х годов, чиканос применяли тактику ненасильственных действий, заимствованную у негритянского движения, но, поняв невозможность достижения положительного результата такими методами, в 1970-х годах чиканос пришли к сочетанию различных форм деятельности: парламентская и внепарламентская, экономическая и политическая борьба на местном и общенациональном уровнях, массовые выступления, лоббирование в законодательных органах.. Тем самым, перейдя в новую фазу, чиканос добились более высокого понимания со стороны правительства. [21]

Характеризуя массовое движение американцев мексиканского и пуэрториканского происхождения в целом, следует отметить, что они, во-первых, как и другие угнетенные группы американского общества, усилили свою экономическую и политическую борьбу; во-вторых, в этой борьбе, наряду с промышленным и сельскохозяйственным пролетариатом, все большее участие принимает учащаяся молодежь и интеллигенция (немногочисленная). И, в-третьих, их борьба приобрела общеполитическое значение.