logo
вопросы по всемирке

11.Массовые движения в сша (1912-1913).

Обострение социальных противоречий в США наиболее яркое выражение находит в студенческой среде. Студенчество очень чутко отражает ход общественного развития, расстановку политических сил в стране.

Экономическое и социальное положение молодых американцев 60-х годов характеризовалось дискриминацией во многих областях общественной жизни, побуждая их к критическому осмысливанию действительности и радикальному образу мышления. Леворадикальные молодежные группы выражали свое недовольство и возмущение порядками общества, в котором господствовал дух наживы и корысти. Существование комплекса социальных проблем, многие из которых наиболее остро стояли именно перед молодежью: рынок труда переполнен молодыми людьми, ищущими работу, существование возрастной дискриминация на производстве, расовая сегрегация стоит преградой на пути негритянской молодежи, многие студенты несут непосильные расходы на образование - представлялось неразрешимым. Кроме того, на положение американской молодежи самым непосредственным образом влияло кризисное состояние внешней политики США.

Разочарование молодежи в политическом курсе страны стало проявляться еще в начале 50-х: корейская и «холодная» война породили «битников» - молодежь, отрицающую меркантильность и бюрократизм американского общества. Но это был пассивный протест, попытка уйти из активной социальной жизни в мир иллюзорной независимости от общества. Но на фоне нигилистического протеста появилось новое отношение американской молодежи к обществу - все большее число юношей и девушек выбирали путь активной борьбы.

В публикациях СССР того времени указывалось: «Наиболее сознательным выражением разочарования американской молодежи во всей системе капитализма является ее широкое участие в борьбе рабочего класса, в движении за мир, за права негров, в радикальном студенческом движении. Все больше молодых людей начинали убеждаться в необходимости коренных социальных преобразований». [1]

Помимо чисто политических факторов, вовлечению учащихся в акции протеста способствовали глубокие изменения в экономике в результате научно-технической революции, что привело к серьезным проблемам трудоустройства среди дипломированных специалистов, породило нервозность и бунтарские настроения.

Неудовлетворенность своим положением, болезненная реакция на все проявления централизации и бюрократизма, отрицание иерархического руководства, подчиняющего личность чуждым ей интересам, получили широкое распространение среди студентов. Американскому социологу Тому Вульфу принадлежит меткий термин «десятилетие «я»», которым он обозначал 60-70-е гг..

Летом 1967 года на тротуарах Телеграф-авеню в Беркли (Калифорния) и Гринвич-вилиджа в Нью-Йорке появились первые живописные группки неряшливых, длинноволосых юношей и девушек, а в обиход вошло словечко “хиппи”. Американцы отнеслись к этому явлению как к очередному крику моды. Однако скоро стало ясно, что дело здесь не в преходящем чудачестве чьих-то избалованных отпрысков, а это явление  по сути своей имеет гораздо более серьезный характер. К весне следующего года семимиллионное население университетских городков почти целиком было захвачено веяниями “нового сознания”, решительно, казалось, порвавшего с “отцами”, отвергавшими их образ жизни, их мораль, их искусство и т.д.; «drop out» - отпадение от существующих институтов стало для них лозунгом дня. Университетский мир раскололся: преподавательский оказался как бы в осаде, вокруг него воцарилась новоявленная богема, исповедующая любовь ко всем, раскованная, непредсказуемая, скабрезная, инфантильная и мистическая. Но этот мятежный стан в свою очередь обступала остальная Америка, с изумлением, переходящим в негодование, наблюдавшая за тем, что в нем происходит. Встревоженные “отцы” заговорили о “новых варварах”, угрожающих существованию цивилизации; парадоксальным выглядело то, что ни в лесах или диких степях обосновались “варвары”, как в иные времена, а на хорошо подстриженных газонах кампусов.

Основными элементами мировоззрения «хиппи» были: пацифизм, аполитичность, игнорирование любой власти и неудовлетворенность социальными институтами, поиск глубокого духовного удовлетворения и саморазвития, сознательное упрощение жизненных условий, употребление наркотиков, фестивали, путешествия, терпимость к добрачным и внебрачным связям, к гомо- и бисексуальности. [2]

Хотя мы привыкли ассоциировать 1960-е гг. с бунтарством, нонконформизмом, необычными формами самовыражения, специалисты, занимающиеся историей общества, замечают, что в этот же период возникают и новые формы конформизма и регламентации. Объявление в «New York Times» (реклама универмага «Marcy`s») хорошо передает дух того времени: на картинке изображен улыбающейся молодой человек, одетый на армейский манер; подпись гласит: «Как прикольно носить хаки, когда ты можешь не делать этого…». Объявление в «Marcy`s» нашло своих читателей, портные стали шить одежду новых фасонов. Голубые джинсы, одежда фермера, ботинки и прочее, обязаны своим появлением стремлению отождествить себя с беднотой, которой безошибочно был приписан этот стиль. [3]