logo
вопросы по всемирке

46.Китай после Второй мировой войны.

Разгром Вооруженными силами СССР Квантунской Армии в Манчжурии ознаменовал в сентябре 1945 г. и освобождение Северо-востока Китая от японских захватчиков. Остальная территория Китая при поддержке США оказалась под контролем Гоминьдана. Начался заключительный этап гражданской войны. Итак, в 1947-1949 гг. в Китае функционировали два территориально-политических образования: революционно-коммунистический и гоминданов-ский.

В 1946 г. Государственный строй гоминдановского Китая был оформлен конституционно. 25 декабря 1946 г. Национальное собрание старого созыва приняло Конституцию Китайской республики, которая вступила в силу в 1947 г. и была значительно американизирована. В этой Конституции получили юридическое закрепление основные институты периода политической опеки. По Конституции вводился отсутствовавший в тот период институт президентства. I сессия Национального собрания, открывшаяся в марте 1948 г., приняла «Временные правила на период национальной мобилизации для подавления мятежа», которыми отменялись некоторые положения Конституции, а избран-ному президентом Чан Кайши предоставлялись чрезвычайные диктаторские полномочия.

Несмотря на принятие чрезвычайных мер и помощь США Гоминдан потерпел поражение в гражданской войне против Коммунистической партии Ки-тая (КПК) во главе с Мао Цзэдуном. Его военно-политические учреждения вы-нуждены были эвакуироваться на Тайвань (1949 г.). Созданный политический режим управления островом существует вплоть до 2008 г.

За период 1950-2008 гг. Тайвань (режим Тайбея) постепенно отказывается от военного правления. 1949-1977 гг. в политико-правовой истории Тайваня характеризовались наличием авторитарного режима и ограничением прав челове-ка, в том числе контроль за въездом и выездом с острова, запретом на создание новых политических партий (чтобы не разрушить единство нации), на проведе-ние демонстраций и забастовок и т.д.

В 1986 г. Гоминдан объявил об отмене чрезвычайного положения и приступил к проведению целого ряда политических реформ. В их число входили снятие ограничений на выпуск газет и других печатных изданий, принятие за-кона о собраниях и демонстрациях, разрешение гражданам посещать своих родственников, проживающих на материковом Китае.

На материковой части Китая в 1948-1949 гг. в крупных городах была установлена революционная власть, главной опорой которой являлась Народно-освободительная армия Китая (НОАК). Весной-летом 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК), который 1 октября 1949 г. провозгласил Китайскую народную республику.

Впоследствии, пользуясь поддержкой Сталина Пекин получил технологию атомной бомбы, создав в короткие сроки атмоную промышленность и став ядерной державой. Китайская армия участвовала в корейской войне 1950-1952 гг. нанеся поражение американскому экспедиционному корпусу, отбросив его на границу по 38 параллели. Впоследствии конфликт Мао и Хрущева по вопросам критики Сталина наХХ съезде КПСС, а также отказ последнего предоставить Китаю технологию носителей ядерного оружия стали причиной охлаждения, а впоследствии и разрыва тесных отношений между странами.

Первыми конституционными актами КНР явились Общая программа НПКСК, которую впоследствии стали называть временной Конституцией, а также другие учредительные документы КНР.

Решение о подготовке проекта Конституции КНР принято по предложе-нию ЦК КПК в январе 1953 г. 14 июня 1954 г. ЦНПС опубликовал доработан-ный проект Конституции для всенародного обсуждения, которое продолжалось более двух месяцев. 9 сентября 1954 г. ЦНПС на XXIV заседании обсудил про-ект Конституции и утвердил его для рассмотрения на сессии Всекитайского со-брания народных представителей (ВСНП). 20 сентября 1954 г. I сессия ВСНП приняла Первую Конституцию КНР. Она провозгласила КНР государством на-родной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе ра-бочих и крестьян. Конституция закрепляла руководящую роль коммунистиче-ской партии в государстве.

После принятия Основного закона была сформирована новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, в соответствии с которыми государственно-правовая система приводилась в соответствие с Консти-туцией, а также ряд законов, направленных на проведение в жизнь конституционных положений. Последнее осложнялось культом личности Мао, диктаторскими методами правления, милитаризацией государственной и общественной жизни. В результате с конца 50-х гг. и до начала «культурной революции» конституционная политическая система КНР прошла сложную эволюцию в сторону отхода от принципов социалистического демократизма. Эти сдвиги происходили без изменения Конституции. Политическая практика была поставлена выше Основного закона страны.

Важнейшие конституционные положения отменялись партийными решениями без внесения соответствующих вопросов в государственные органы. Период «большого скачка», «коммунизации» характеризовался общим снижением роли представительных органов. Стали нарушаться сроки выборов в СНП: с 1958 по 1964 гг. они вообще не проводились.

Во время «культурной революции», начавшейся в 1966 г., конституционная политическая система КНР была фактически уничтожена. Конституция КНР была превращена в фиктивный документ, а фактически - отменена.

Охлаждение отношений СССР и КНР во второй половине 60-х гг. привели к затруднению поддержки СССР борьбы Северного Вьетнама против попыток США установить свой контроль над страной. В конце 70-х гг. Китай предпримет агрессию против северных районов Вьетнама, но потерпев сокрушительное поражение, показавшее полную небоеспособность НОАК, отказался от проведения агрессивной политики.

На рубеже 60-70-х гг. Китай пошел на резкое обострение внешнеполитических отношений с СССР. Были организованы вооруженные провокации на советско-киайской границе (о-в Даманский и Желаношколь) в результате боестолкновений погибло несколько десятков советских пограничников. Одновременно Китай взял курс на нормализацию отношений с США, следствием чего стало признание КНР и замена им гоминьдановского представителя в ООН.

К 1968 г. относятся первые высказывания тогдашнего лидера Китая Мао Цзэдуна о необходимости принятия новой Конституции. В марте 1970 г. он предложил созвать Всекитайское собрание народных представителей IV созыва и пересмотреть Конституцию страны.

12 июня 1970 г. была создана официальная комиссия по подготовке проек-та новой Конституции, председателем которой стал сам Мао Цзэдун. 23 августа этого же года пересмотренный проект Конституции КНР был передан на рас-смотрение II пленума ЦК КПК IX созыва, а 6 сентября в основном был одобрен. Но в силу внутриполитической борьбы созыв сессии ВСНП был отложен до 1975 г.

Официальным заседаниям сессии ВСНП предшествовал пленум ЦК КПК, проходивший 8-10 января 1975 г., на котором был представлен новый проект Конституции. В том же году Конституция была принята и введена в действие.

Главной задачей определялось «неуклонное продолжение революции при диктатуре пролетариата». В качестве опоры диктатуры пролетариата были на-званы вооруженные силы - армия и ополчение.

Новая Конституция Китая пыталась узаконить непрерывные потрясения китайского общества, преследовавшие цель подавления сопротивления всему курсу, а также идеологическую обработку масс для выполнения любых своих предначертаний. Этой же задаче служила идея обострения классовой борьбы во всем мире. Конституция КНР 1975 г., закрепившая результаты и практику «культурной революции», действовала менее двух лет.

Осенью 1977 г. было официально объявлено о намерении китайского руко-водства внести в нее изменения. В марте 1978 г. была принята новая Конститу-ция КНР, воплотившая в форме Основного закона политическую линию китай-ского руководства, сложившуюся после смерти Мао Цзэдуна и отстранения от власти его ближайших сподвижников. Проект третьей Конституции КНР пред-варительно не обсуждался, и Конституция была принята I сессией ВСНП 5 со-зыва 5 марта 1978 г., а 8 марта опубликована в печати.

Впоследствии курс на совершенствование Конституции был продолжен. В 1980 г. было принято решение о разработке новой Конституции, ее проект прошел стадию всенародного обсуждения. Новая Конституция была утвержде-на ВСНП 4 декабря 1982 г. и опубликована в китайской печати на следующий день.

В действующей Конституции КНР были созданы предпосылки к реализа-ции форсированной программы развития китайской экономики. Был зафикси-рован возврат страны к многоукладной экономике: к двум социалистическим секторам добавлен единоличный, а также и государственно-капиталистический в лице смешанных китайско-иностранных предприятий. На конституционном уровне легализирована деятельность в КНР иностранных частнокапиталистических предприятий. После смерти Мао Цзедуна перед его преемниками встала задача выхода из глубочайшего кризиса, в который ввергла страну «культурная революция». Он был найден на пути кардинальной перестройки структуры общественно-экономических отношений. В ходе экономической реформы, начатой осенью 1979 г., удалось добиться существенных результатов в экономическом развитии. На основе ликвидации коммун, раздачи земли крестьянам была восстановлена заинтересованность труженика в результатах труда. Введение рыночных отношений на селе сопровождалось не менее радикальными реформами в промышленности. Были ограничены роль государственного планирования и административного контроля за производством, поощрялось создание кооперативных и частных предприятий, претерпела изменения система финансирования, оптовой торговли и т.д. Директора государственных предприятий получили довольно широкую самостоятельность в вопросе свободного распоряжения внеплановой продукцией, вплоть до выхода на внешний рынок, выпуска акций и займов в целях расширения сверхпланового производства. Реформированию подверглись система государственного и партийного аппарата, силовых структур и прежде всего армии. Началось смягчение жесткого тоталитарного режима.

Результатом реформ 80-х гг. в КНР стали беспрецендентные темпы экономического роста (12-18 % в год, снизившиеся до 10 % в 2008 г. но остающиеся одними из самых высоких в мире), резкое улучшение жизненного уровня, новые позитивные явления в общественной жизни. Отличительной чертой китайских реформ было сохранение традиционной социалистической модели управления, что неизбежно выдвинуло на первый план проблемы социально-политического и идеологического характера в конце 80-х гг. В настоящее китайское руководство придерживается концепции построения «социализма с китайской спецификой», пытаясь избежать глубоких социальных потрясений и коллизий, переживаемых Россией и другими социалистическими странами. Китай идет по пути построения рыночных отношений, буржуазной либерализации, но с известным учетом цивилизационных особенностей и национальных традиций.

Вместе с тем экономический успех Китая в значительной мере основан на исключительно низкой стоимости неквалифицированной рабочей силы из сельских районов страны, крайне интенсивной эксплуатации природных ресурсов, что уже в 2008 г. поставило ряд промышленных районов страны на грань экологической катастрофы (прежде всего это отсуствие питьевой воды, а также загрязнение атмосферы, потребовавшее закрытия в Пекине на время проведения Олимпиады-2008 промышленных предприятий и сокращение вдвое количества автомобилей).

Своеобразным рубежным этапом признания западом Китая в качестве не только экономического, но и политического партнера стало решение о проведении в Пекине в августе 2008 г. Олимпийских игр, состоявшееся несмотря на широкораспространенную на Западе риторику о массовых нарушениях прав человека в КНР (наиболее известне разгон войсками, в т.ч. с использованием танков, массовой студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь).