logo
вопросы по всемирке

48.Проблемы истории Афганистана в 20 веке.

Афганистан вступил страной, сохранившей самостоятельность во внутренних делах, но с неполным суверенитетом во внешней политике. Он был изолирован от внешнего мира, что негативно сказывалось на политическом и экономическом положении страны.

В экономической жизни господствовали феодальные отношения. Наряду с патриархально-натуральным хозяйством с примитивными орудиями труда, появились ростки то варно- денежных отношений, которые однако не имели заметного влияния на экономику. Неблагоприятные природные условия, частые засухи были причиной малой продуктивности земледелия. В значительной части крестьянских хозяйств земледелие было основано на поливном орошении. Тяжелое налоговое бремя, многочисленные подати в эмирскую казну, злоупотребления государственных чиновников, притеснение феодалов были причиной недовольства крестьян. В результате этого часто вспыхивали крестьянские мятежи и восстания. В целом, в результате сложившихся к началу XX в. исторических условий Афганистан заметно отставал в своем политическом и социально-экономическом развитии. Задачи перехода к новым производственным отношениям, разрушение феодальных основ хозяйствования были поставлены всем ходом исторического развития Афганистана.

При эмире Абдуррахмане-хане (1880-1901) в основном завершилась централизация Афганского государства. При нем были предприняты меры по усовершенствованию государственного аппарата, административной системы. Проведенные эмиром мероприятия в области экономики способствовали росту городов, торговли, приобщению к ней части феодалов, формированию национального купеческого капитала и внутреннего рынка. Во внешней политике эмир Абдуррахман-хан стремился обеспечить самостоятельное существование государства, искусно используя англо-русские противоречия.

Эмир Хабибулла-хан (1901-1919) пытался следовать политическому курсу своего отца во внутренней и внешней политике. Выражая интересы крупных феодалов, он направил свои усилия на укрепление государственного аппарата и реорганизацию армии с целью обезопасить существующий режим от народных восстаний, главную роль в которых играли крестьянские массы. Вместе с тем он вынужден был пойти на некоторые уступки представителям феодальной оппозиции, учредив в 1904 году Государственный совет, представлявший собой совещательный орган при эмире. -•

Правительством Хабибуллы-хана были проведены некоторые мероприятия, способствовавшие укреплению позиций национального купечества. Однако внутренняя торговля развивалась медленно. Натуральные и полунатуральные формы хозяйства, устаревшая система

сбора налогов препятствовали росту товарно-денежных отношений. Вместе с тем в Афганистане происходили определенные положительные перемены: продолжался рост городов, развивались торговля и ремесла, расширялась ирригационная сеть, укреплялись рыночные связи, в крупной торговле повышалась роль национального купечества, стала формироваться национальная торговая буржуазия. В стране были предприняты первые шаги создания промышленных предприятий, в первую очередь обслуживающих интересы армии. Строились дороги, мосты, прокладывались телефонные линии. Приглашались иностранные специалисты. Определенные преобразования были предприняты в области просвещения, издательского дела, культуры, здравоохранения.

Эти реформы, проведенные в период правления эмира Хабибуллы-хана, при всей своей ограниченности и непоследовательности в реализации имели немаловажное значение, создавая в известной мере предпосылки экономической модернизации. Однако процесс обновления существенно отставал от потребностей развития страны. Это осознавали представители просвещенной части общества из среди феодальной знати, интеллигенции, офицерства, купечества, составившие оппозицию политике эмира Хабибулла-хана. В оппозицию входила небольшая, но влиятельная группа так называемых младоафганцев, сторонников социально-экономической и политической модернизации страны. Они отражали интересы связанных с рынком слоя помещиков и зарождавшейся национальной буржуазии, страдавшей от господства феодальных порядков, пережитков родового строя, от засилья иностранных купцов, внешнеполитической и внешнеэкономической изоляции Афганистана. Эти группы были заинтересованы в правовом признании частной собственности на землю, отмене внутренних таможен и устранении других преград на пути развития товарно-денежных отношений.

Кроме того, против Хабибуллы-хана выступала группа консервативно настроенных представителей знати, отражавших интересы племенной аристократии, феодалов, не связанных с рынком, и части духовенства. Политическую платформу этой группы составляла идеи возврата к старине, былому величию Афганистана, ликвидации различных нововведений.

Обе эти группы выступали против политики Хабибуллы-хана, отказавшегося фактически от поддержки антианглийской борьбы афганских племен Индии. Отказ Хабибуллы-хана использовать благоприятную международную обстановку в целях освобождения страны от английской зависимости был главной причиной возникновения оппозиционного движения, которое находило поддержку среди широких слоев населения.

В обстановке растущего недовольства антипатриотическим режимом эмира Хабибуллы-хана возник дворцовый заговор. 21 февраля 1919 года эмир был убит. Борьба за трон между братом покойного эмира Насруллой-ханом и сыном Хабибуллы-хана Амануллой-ханом закончилась в пользу последнего. Поражение Насруллы-хана, пользовавшегося поддержкой мусульманского духовенства и значительной части влиятельных ханов и феодально-родовых вождей пограничных афганских племен, создало благоприятные предпосылки для модернизации страны. Аманулла-хан был представителем м л адоаф ганского движения. Появилась реальная возможность для реализации реформаторских идей младоафганцев. Однако главной проблемой оставалось восстановление государственного суверенитета Афганистана. 28 февраля 1919 года состоялась церемония коронации Амануллы-хана. Большое влияние на окончательный исход борьбы за власть в пользу Амануллы-хана оказал его первый манифест, в котором провозглашалась независимость Афганистана.

В начале марта 1919 года власть Амануллы-хана была признана во всех областях афганского государства. На повестку дня вплотную встал вопрос о завоевании независимости.

Во второй главе диссертации «Мл адоаф ганская модернизация страны: итоги, опыт и уроки. (1919-1929 гг.)» исследован курс реформ правительства Аманулла-хана в области государственного управления, судопроизводства. правовых отношений, внешнеполитической деятельности, социально-экономические преобразования, нововведения в сфере просвещения, культуры, быта. Особое внимание уделено анализу причин неудачи модернизации, всестороннему рассмотрению объективных и субъективных ошибок правительства Аманулла-хаиа.

Всестороння модернизация Афганистана в 20-е годы связана с именем эмира Аманулла-хана, тесно связанного с младоафганцами. Правительство нового эмира начало вооруженную борьбу против Англии за восстановление полной независимости Афганистана от британского империализма. Успешные боевые действия афганской армии в ходе третьей англо-афганской войны (май-июнь 1919 г.) вынудили Англию признать государственный суверенитет Афганистана. Завоевание независимости имело историческое значение для осуществления радикальных преобразований, необходимость которых осознавали новый эмир Афганистан* и его правительство.

Опираясь на патриотический подъем масс младоафганское правительство Аманулла-хана приступило к решению насущных задач, с целью реорганизации системы государственного устройства, судопроизводства, основ экономической, социальной, культурной жизни, внешнеполитических отношений. Широкомасштабная реорганизация была призвана сломать устои феодальных отношений и дать толчок развитию то вари о-денежных отношений и цивилизационных процессов.

Модернизация страны осуществлялась в два этапа. На первом этапе (1919-1924 гг.) была создана основополагающая правовая база реформ. Принятие в 1923 году первой в истории страны Конституции имело историческое значение. В Основном законе Афганистана провозглашались личная свобода граждан, равноправие всех подданных, представителей всех племен и народов. Не изменив сущности монархического строя, Конституция учредила Государственный совет, формировавшийся на смешанном принципе назначения и выборов депутатов. Исполнительным органом власти стал Кабинет министров. Были созданы органы местного управления.

Значительные изменения произошли в экономической области. Модернизация хозяйственной жизни встретила большие трудности, вызванные отсутствием первоначального капитала. Торговый и ростовщический капитал был недостаточным, его значительная часть находилась в руках индийских и индийских купцов. Слабой была сырьевая и топливная база. Основную часть экономических преобразований составили реформы налоговой системы, суть которых состояла в переводе налогов из натуральной формы в денежную, уменьшении их числа.

Важное значение для развития товарно-денежных отношений имело узаконенное правительством право частной собственности на землю, ее свободная купля, продажа, передача по наследству.

Вследствие недостаточности объема частных капиталовложенитй в экономику страны, правительство Амануллы-хана строило промышленные предприятия за счет государственного бюджета. В стране были созданы первые внешнеторговые акционерные общества (ширкеты). Правительство поощряло выдачу кредитов отечественным купцам.

Эти меры заметно улучшили экономическое состояние страны, изменили соотношение объемов национального и иностранного торгового капитала в пользу отечественных купцов. Однако совершить промышленную революцию не удалось. Не произошла коренная ломка феодальных отношений, хотя наметилось заметное оживление товарно-денежных отношений.

Наибольшие трудности младоафганское правительство встретило при реформировании социально-бытовых устоев жизни, базирующихся на шариате. Ломка привычных стереотипов жизни, введение светского образования, умаление роли духовенства в судебных делах и в просвещении встретили сопротивление не только со стороны муфтиев, улемов, мулл, но и значительной части населения.

На втором этапе реформ (1924-1928 гг.) процесс модернизации был продолжен. Преобразования внутри страны были дополнены активными

внешнеполитическими акциями. Дипломатические отношения, установленные Афганистаном с рядом стран в начале 20-х годов, получили свое развитие в результате турне Амануллы, принявшего титул короля, по странам Азии и Европы. В ходе переговоров с руководителями зарубежных стран были установлены торговые отношения, заключены выгодные соглашения. Политический авторитет суверенного Афганистана заметно вырос.

Из поездки по зарубежным странам Аманулла вынес убеждение в правильности курса своей политики и стал еше в большей мере переносить западные образцы на афганскую действительность. Это усилило сопротивление оппозиции проводимым реформам. Под влиянием реакционного духовенства и крупных феодалов, обвинивших короля в отходе от норм ислама, в стране начались антиправительственные выступления народных масс. Сказалось и влияние английской агентуры, подстрекавших народ к мятежу. Социальная база младоаф ганских реформаторов резко сузилась. В обстановке все растущей изоляции афганское правительство издало указ об отказе от многих преобразований. Однако это не разрядило кризисную ситуацию. В результате вспыхнувших в ряде регионов страны восстаний 14 января 1929 года, Аманулла-хан, видя безвыходность своего положения, отрекся от престола в пользу своего брата Инаятулла-хана. Но повстанцы вынудили его уже на третий день отказаться от престола. Эмиром был провозглашен один из руководителей восстания Бачаи Сакао. Курс реформ был отвергнут, многие нововведения отменены. Модернизация страны потерпела провал.

Кризис политики Аманулла-хаиа явился результатом сложного и противоречивого процесса развития, которое характеризовалось борьбой между растущей молодой национальной буржуазией и старой феодальной реакцией. Анализируя причины провала реформаторской политики младоафганского правительства, следует отметить три группы причин.

Первая группа - причины объективного характера. Социально-экономическая ситуация в стране реально не имела достаточных предпосылок для осуществления радикальных реформ вследствие узости социальной базы, заинтересованной в кардинальных преобразованиях. Курс реформ не поддержала значительная часть населения. Слабой была и материально-финансовая основа модернизации. Почти поголовная неграмотность, низкий уровень общественного сознания, сильное влияние духовенства был.и факторами, противодействующими проведению реформ. Даже нарождавшийся класс помещиков, наиболее заинтересованный в преобразованиях, все еще испытывал влияние феодальной психологии. Торгово-ростовщическая национальная буржуазия, не доверяя курсу правительства, не охотно вкладывала свой капитал в промышленное производство. Реформы не нашли поддержки уверхушки племен, которая лишилась права сбора налогов. Чиновники из Кабула установили жесткий контроль над местной племенной знатью.

Вторая группа причин относится к субъективной стороне политике Амануллы-хана. Реформаторы недостаточно соизмеряли свой план преобразований с реальным положением в стране. Опираясь на государственный аппарат, они пытались силой навязать народу образ жизни, мышления и поведения, который не отвечал менталитету афганцев. В сущности они копировали зарубежный опыт модернизации без тщательного учета национальных особенностей своей страны. Сюда же следует отнести поспешность реформирования, попытку правительства в кратчайшие сроки коренным образом изменить привычный быт и вековые устои общественной жизни. Пропагандистская сторона преобразований в целом отсутствовала, так как правительственные издания обслуживали узкий слой просвещенной части общества, влияние клерикальных кругов, находившихся в оппозиции, нейтрализовать не удалось.

В процессе реформирования духовной сферы недостаточно учитывалось влияние исламского фактора. Преобразования нанесли удар по социальному статусу духовенства. Служители ислама выступали против ущемления своих прав в деле образования, судопроизводства, против конфискации вакуфных земель, провозглашенного принципа религиозного равноправия. Поэтому духовенство вместе с феодалами и племенной знатью составили ядро антиправительственной оппозиции.

Реформы Аманулла-хана носили четко выраженный классовый характер, создавая условия для развития национальной буржуазии. Крестьянские массы, и земледельцы, и скотоводы, городские ремесленники не получили никаких преимуществ от реформ. Закрепление частной собственности на землю, перевод налогов в денежную форму выгодны были имущим слоям. Социально-экономическое положение большинства населения ухудшилось. Поэтому протест крестьянства слился с недовольством феодалов и клерикальных кругов.

Аманулла-хану не удалось сплотить реформаторские силы, в среде которых были радикальные и умеренные группы. Эмир не прислушивался к голосу умеренных младоафганцев, не искал компромисса среди своих сторонников, увольняя в отставку несогласных министром (Махмуд Тарзи, Махмуд Вали-хан и др.).

В ответ на народные выступления Аманулла-хан использовал вооруженную силу. Лишь тогда, когда размах антиправительственных выступлений принял угрожающий характер, эмир сделал ряд запоздалых уступок.

К третьей группе причин следует отнести внешнеполитический фактор, а именно, отсутствие политической поддержки и финансовой помощи от зарубежных стран, которые установили дипломатические

отношения с Афганистаном, в том числе от Советского Союза. Сказалось враждебное влияние агентуры Англии, которая своей пропагандой и материальной поддержкой антиправительственной оппозиции, нагнетала недовольство в массах. Вместе с тем это влияние не было решающим фактором поражения реформаторских сил, как это утверждалось в советской историографии.

Исторический процесс в Афганистане в последующие периоды показал, что идея модернизации, несмотря на неудачный опыт 20-х годов, не была отвергнута как неприемлемая. О приверженности идеям младоафганцев свидетельствовала Конституция Афганистана, принятая в 1964 г. Апрельская революция 1978 г. провозгласила создание Демократической Республики Афганистан, В стране были осуществлены некоторые демократические реформы, предприняты меры по решению аграрного вопроса, развитию промышленности, ликвидации неграмотности населения, осуществлению культурных преобразований.

Однако и эта попытка модернизации потерпела провал вследствие крупных ошибок, совершенных правительством Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Это произошло вследствие того, что новые руководители страны проигнорировали опыт и уроки реформирования, предпринятого их предшественниками. Реформы проводились путем революционного натиска в ударном порядке и без осуществления преемственности с прогрессивными преобразованиями 60-70 годов. НДПА не учла политические и социально-психологические факторы, когда без творческого осмысления заимствовала советский опыт революционной модернизации страны. Ввод вооруженных сил СССР в Афганистан для защиты революционных преобразований лишь обострил политическое положение в стране и усилил вооруженное сопротивление внутренней оппозиции, поддержанной международными реакционными силами. Новая власть недооценила влияния исламского фундаментализма, который стал объединяющим фактором всех антиправительственных сил. После вывода советских войск в 1989 г. революционное правительство Афганистана пало. Попытка модернизации вновь не удалась. Власть перешла в руки исламской оппозиции, которая не устранила политические, этнические, религиозные противоречия, а ввела страну в состояние глубокого кризиса, чреватого распадом государственности. В этих условиях проблема модернизации Афганистана отодвинулась на неопределенный срок.

1

2

1

1

2

1