2.2. Единица хранения, дело
Классификационные принципы группировки единиц хранения. Отдельная группа документов, которые учитываются в архиве под самостоятельным номером, представляет собойединицу хранения. Обычно архивные материалы объединены по тематическому признаку или по видам документов, также это может быть отдельно выделенный документ. Каждая единица хранения являетсяучетно-классификационной единицей в пределах архивного фонда. Группируются единицы хранения с учетом следующих классификационных принципов:
• структурный принцип применяется для группировки дел по их принадлежности к структурным подразделениям, в деятельности которых они образовались;
• хронологический принцип служит для группировки дел с учетом периодов времени (год, месяци т.д.), к которому относятся документы;
• отраслевой, функциональный, тематический, предметно-вопросный принципы используются для группировки дел в соответствии с отраслями деятельности и функциями фондообра-зователя, по темам или вопросам, отраженным в содержании документов;
• номинальный принцип используется для группировки дел по их роду (дела, сборники, книги, журналы и т.д.) и видам документов (приказы, протоколыи т.д.);
• авторский принцип применятся для группировки дел по названиям учреждений или фамилий лиц, которые являются авторами документов;
• корреспондентский принцип служит для группировки дел по названиям учреждений или лицам, в результате переписки с которыми были заведены эти дела;
• географический принцип употребляется для группировки дел по определенным территориям, с которыми связаны авторы, корреспонденты или содержание документов.
Дело как единица хранения. Как правило, единицей хранений является дело. Если оно состоит из нескольких частей, то каждая из них представляет собой единицу хранения.
Дело — это обособленная, связанная по содержанию совокупность документов учреждений, предприятий, организаций. Дела относятся к одному вопросу, событию, объекту и объединены единым процессом делопроизводства.Описание дел предполагает выявление и письменное обозначение на их обложках следующих обязательных характеристик: 1) название организации и ее структурной части; 2) индекс дела по номенклатуре; 3) заголовокдела; 4) крайние даты; 5) количество листов; 6) срок хранения; 7) архивный шифр. Эти характеристики в совокупности составляют элемент информации о деле, являющейсяописью.
Характеристики дел, отличающихся от основного состава фонда по языку, способу воспроизведения, материалудополня-ются характеристиками с указанием этих особенностей. Дела, имеющие особо ценные документы, при их описании сопровождаются аннотацией, а также сведениями о подлинности, степени полноты и способе воспроизведения этих документов. При описании многотомных дел вводится характеристика, указывающая номер тома.
Отдельные структурные элементы описи дела. Состав и форма изложения информационных характеристик при описании дел с учетом дифференцированного подхода к описанию зависят от категории описываемых документов.
Название учреждения определяет фондовую принадлежность дела. Оно пишется в виде полного и в скобках официально принятого сокращенного наименования. Полное наименование учреждения пишется с указанием вышестоящего ведомства, в систему которого данное учреждение входит. Если название учреждения менялось, то на обложке указываются все наименования, которые учреждение имело в период, отраженный в документах дела. В случае, когда дело было заведено в одном учреждении, а закончено в другом, на обложку выносится наименование последнего учреждения, так как именно к его фонду следует относить данное дело. Название первого учреждения, если оно зафиксировано на обложке., не зачеркивается.
Вслед за названием учреждения указывается название структурной части, к которой относится данное дело. Обозначение этой характеристики обеспечивает быструю классификацию дел в пределах фонда. Если название структурной части менялось, то при обозначении этой характеристики следует поступать так же, как при описании названия фонда.
Индекс дела представляет собой условное (цифровое, буквенное или смешанное) обозначение порядкового номера дела по номенклатуре и структурного подразделения учреждения, к которому относится дело в соответствии с классификацией дел в учреждении. Индексы дел отражают систему организации документов в делопроизводстве. При описании дел в государственных архивах индексы дел, проставленные в делопроизводстве, сохраняются, так как облегчают систематизацию, показывают степень сохранности, полноты материалов фонда, способствуют ускорению поиска документов.
Архивный шифр дела определяется на основании описи и представляет собой совокупность сведений о его местонахождении: сокращенное обозначение архива, номера фонда, описи, дела. Архивный шифр является «адресом» каждого дела, его поисковым образом, на который даются ссылки при использовании архивных материалов. При использовании документов в печати, вьиаче справок, копий и выписей, а также при выделении не подлежащих хранению документов к уничтожению все ссылки даются на архивный шифр дела, в необходимых случаях в состав ссылочных данных включаются и номера листов дела.
Архивный шифр, состоящий из сокращенного обозначения названия архива, в котором хранится дело, номера фонда, номера описи и порядкового номера дела по описи, указывается на обложке дела. Как правило, архивный шифр проставляется на обложке в специальном штампе, изготовляемом типографским способом, или штемпелем.
Датировка. Внутри дела документы должны быть расположены таким образом, чтобы они по своему содержанию последовательно освещали определенные вопросы. Поэтому документы располагаются в хронологическом порядке:входящие — по датам их поступления, копииисходящих — по датам их составления (отправления) или по алфавиту авторов и корреспондентов. Начальная и конечная даты дела называются егокрайними датами, которые могут исчисляться и одним днем, и рядом лет.
Точность датировки зависит от категории фонда и информационных потребностей, предъявляемых к данному делу. Для распорядительной документации (приказов, протоколов) фондов первой и второй категорий, а также в заголовках, представляющих собой «дела», рекомендуется указание полной датировки (года, месяца и числа). Такие дела, как «материалы», «переписка» и др., заводимые по номенклатуре дел ежегодно, могут быть датированы лишь годом. Однако, если дело состоит из нескольких томов (частей), на обложке следует указывать даты начала и окончания каждого тома. Отдельные документы или дела, для которых точная датировка имеет особое информационное значение (доклады, листовки), также обозначаются точными датами. Датировка в делах фондов третьей категории, как правило, может быть ограничена годом. Для планов, отчетов и других документов, которые датируются в заголовках, даты их составления на обложках дел не указываются. Если в деле имеются документы-приложения за более ранние годы, это оговаривается с новой строки после даты: «Имеются документы за... год».
За основу датировки берутся дата составления (для отпуска исходящего документа) и дата получения (для входящего документа). Число и год обозначаются арабскими цифрами, название месяца пишется словами. Стиль, по которому дело было датировано, не изменяется.
При невозможности точного определения даты приблизительные даты заключаются в квадратные скобки с указанием пределов точности: [не ранее 1927 г.]. При невозможности определения дат на обложке делается соответствующая оговорка: «без даты».
Элементы заголовка дела. Дело всегда имеетзаголовок, который четко и в обобщенной форме должен отражать основное содержание и состав документов дела. При описании документов в государственных архивах заголовки, составленные в делопроизводстве, уточняются. Если в заголовках неточно или неполно изложены отдельные элементы, то они составляются заново. Основой для составления заголовков дел в делопроизводстве учреждений, организаций и предприятий служат наименования вложений.
Порядок расположения заголовков дел внутри разделов и подразделов определяется степенью важности документов, составляющих дела, и их взаимосвязью. Заголовки дел могут уточняться в процессе формирования и оформления дел. Если дело будет состоять из нескольких томов и частей, то составляется общий заголовок дела, а затем при необходимости составляются заголовки каждого тома (части), уточняющие содержание заголовка дела.
Заголовок дела обязательно вносится в опись. Он фиксируется в том виде, как написан на обложке дела, без изменений и сокращений. При внесении в опись подряд нескольких дел с одинаковыми или типовыми заголовками полностью пишется только заголовок первого дела, остальные обозначаются словами «то же». При наличии характеристик, присущих только данному делу, они вносятся в опись полностью после слов «то же». Если в деле естьаннотация, то она вносится в ту же графу описи, что и заголовок, но с новой строки, с отступом от левого края графы на 2—3 см. Так же указываются и внешние особенности дела:
• обозначение автора предоставляет возможность уяснить подлинный смысл и степень достоверности фактов, изложенных в документах дела; •корреспондент илиадресат в составе элементов заголовка указывает на те организации и лица, с которыми был связан фондообразователь своей деятельностью;
• предмет (вопрос, факт, явление, событие) отражает содержание документов, освещаемых в деле. В составе заголовка этот элемент имеет особо важное значение и должен быть точно и ясно сформулирован;
• географический элемент в составе заголовка показывает территориальные связи фондообразователя. Причем обозначение местности (территории) в деле может относиться к указанию местонахождения как авторов документов, так и адресатов и корреспондентов. Кроме того, оно может показывать место событий, отраженных в содержании документов дела;
• хронологический элемент (даты начала и окончания дела) обеспечивает возможность поиска документов за конкретный период, способствует классификации дел по хронологическому признаку, облегчает раскрытие исторических связей между событиями и фактами, отраженными в документах дела.
• формальные признаки документа содержат указание о подлинности, степени полноты, способе воспроизведения, внешних и других особенностях документов дела.
При описании дела, состоящего из одного документа, его заголовок может быть ограничен обозначением вида (разновидности) документа, его автора, содержания и в некоторых случаях даты. При этом обозначение учреждения — авторадо-кумента необходимо в заголовке, если документ получен из другого учреждения, и опускается, если описываются документы, созданные в данном учреждении. В заголовке дела, состоящего издокумента внешнего обращения, помимо названных данных указывается адресат. При описании дел, состоящих измногих документов, в заголовках в обобщенном виде должны быть обозначены состав этихдокументов и их содержание. При этом обозначение составадокументов не должно заключаться в перечислении их разновидностей, а обозначение содержания — в перечислении предметов, о которых говорится в тех или иных документах. Главное внимание должно быть обращено на составление суммированной (обобщенной) характеристики состава документов и предметов, подвергшихся документированию, которая бы ярко и ясно отражала функции и направления деятельности учреждения-фондообразователя.
Обозначение состава документов дела достигается путем указания рода или разновидностей его документов. Родовое понятие«материалы» применяется в тех случаях, когда описываемое дело состоит из документов различных разновидностей, относящихся к одному вопросу, но не связанных между собой последовательностью делопроизводства. Понятие«дело» применяется главным образом в отношении судебных, следственных и личных (персональных) дел. Родовое понятие«переписка» применяется к комплексу документов-запросов и документов-ответов, который возник в результате обмена информацией между учреждениями или лицами по определенному кругу вопросов. При описании «переписки» в заголовке дела помимо рода указываются корреспонденты и вопросы его содержания.
Многие функции, направления и участки деятельности учреждении (управление, учет, планирование) документируются путем создания твердо установившихся, стабильных видов и разновидностей документов (приказов, распоряжений, планов, отчетов, инструкций и др.). Так, документы-приказы отражают распорядительные действия руководителя учреждения, документы-протоколы — работу и решения коллегиальных органов. Эти документы объединяются в делопроизводстве в дела по их разновидностям. Обозначение разновидности документов во множественном числе будет одновременно и обозначением рода дела. Описание дела, состоящего из документов одной разновидности, совпадает с описанием одного документа. При описании в заголовке документа распорядительного иликоллегиального характера (приказы, протоколы) указываются номера этих документов, их авторы, период времени, к которому они относятся, подлинность или копийность документов. Содержание такого рода документов, как правило, не раскрывается, так как оно касается многих вопросов. Содержание не раскрывается и в том случае, если обозначение состава документов дела в заголовке дает обобщенную информацию о его содержании.
Описание документов в заголовке не исчерпывается обозначением рода дела или разновидности документов, автора документов и времени создания, а требует самостоятельного обозначения предметов их содержания, которое может быть обозначено путем наименования действий, явлений, фактов, событий, лиц, географических наименований, о которых идет речь в тексте документов. К обозначению в заголовках предметов необходим дифференцированный подход в зависимости от категории фондов. Так, для уникальных и особо ценных документов отмечаетсяспособ воспроизведения, если это имеет существенное значение для обозначения их содержания (автограф выдающегося лица, гектографированная подпольная листовка и т. д.). К внешним особенностям документов и дел относятся особый материал обложки или переплета, наличие украшений, особый писчий материал, язык документов (отличный от языка, на котором написаны остальные документы фонда), оригинальные печати, миниатюры. Все эти особенности при описании уникальных и особо ценных документов обозначаются после заголовка, с новой строки, а при аннотировании — после аннотации. На обложке ниже заголовка аннотации указываются дата (год) образования ее в делопроизводстве или крайние даты документов дела. Точность датировки зависит от категории фонда и информационных потребностей, предъявляемых к данному делу.
Количество листов и срок хранения дела. Учет состава дел ведется путем нумерации листов и имеет важное значение, поскольку обеспечивает сохранность отдельных документов внутри дела. В архивной практике установился твердый порядок проведения нумерации листов, обеспечивающий учет и сохранность не только отдельных документов, но икаждого листа документа, поступающего в государственный архив. За датой на обложке дела с новой строки указывается количество его листов (например, «на 118 листах»). Обозначение количества листов необходимо в целях контроля и обеспечения сохранности документов дела.
Нумерация листов проводится черным графитным карандашом или нумератором в правом верхнем углу листа, не задевая текста. Обороты листов не нумеруются, имеется в виду, что при ссылке на оборотные стороны листа документа будет проставляться номер листа с добавлением букв «об.». Если проводится перенумерация листов дела, то старый номер листа зачеркивается косой чертой, но так, чтобы его можно было прочитать.
Не разрешается нумерация листов цветными карандашами, поскольку они неустойчивы при хранении, а при проведении микрофильмирования или фотографирования документа надпись цветным карандашом не всегда пропечатывается.
В конце каждого дела на отдельном чистом листе делается заверительная надпись, в которой цифрами и прописью указывается количество пронумерованных листов, а также оговариваются особенности нумерации листов и физического состояния документов дела.
Ниже количества листов для дел временного хранения указывается срок хранения, а для дел постоянного хранения пишется:«хранить постоянно».
Внутренняя опись дел. К наиболее ценным делам составляетсявнутренняя опись. В ней перечисляются все документы, входящие и состав дела; указываются номера (индексы) документов, ихсодержание, даты, адресаты или авторы документов, номера листов. Внутренняя опись заверяется ее составителем. Листы внутренней описи нумеруютсяособой нумерацией. Количество листов обозначается в заверительной надписи после общего количества листов.
- Тема I. История и организация архивного дела в России
- 1.2. Архивное дело в XIX — начале XX в.
- 1.3. Развитие теории и практики архивного дела в ссср
- 1.4. Архивное дело в современной России
- Тема 2. Основные понятия и термины архивоведения
- 2.1. Понятие архива
- 2.2. Единица хранения, дело
- 2.3. Архивный фонд, фондообразователь
- 2.4. Архивные коллекции
- 2.5. Государственный архивный фонд
- 2.6. Частные (личные) архивы
- Тема 3. Основные задачи и функции архивов
- 3.1. Комплектование архивов
- 3.2. Учет и обеспечение сохранности документальных материалов
- 3.3. Обеспечение сохранности архивных документов
- 3.5. Обработка архивных документов и создание научно-справочного аппарата
- 3.6. Использование хранящихся в архиве документов
- 3.7. Публикационная деятельность архивов
- 3.8. Устройство государственных архивов
- Тема 4. Научно-справочный аппарат архивов
- 4.1. Путеводители
- 4.2. Списки и указатели фондов
- 4.4. Каталоги
- 4.5. Тематические обзоры документальных материалов
- 4.6. Издания архивных научно-справочных пособий
- Тема 5. Делопроизводство и его организация. Виды документов
- 5.1. Делопроизводство в XVI — XVIII вв.
- 5.2. Делопроизводство в XIX в.
- 5.3. Делопроизводство в начале XX в. И в период Советского государства
- Тема 6. Подготовка архивных документов к изданию
- 6.1. История издания документов
- 6.2. Организация публикационной работы
- Тема 7. Основные методы и правила
- 7.1. Поиск документов по теме
- 7.2. Атрибутация и изучение содержания документов
- 7.3. Восстановление содержания отсутствующих документов
- 7.4. Ведение записей при работе с документами и порядок ссылок на архивные материалы
- 7.5. Работа в читальных залах архивов