logo
Архивоведение-1

5.2. Делопроизводство в XIX в.

Особенности документирования XIX в. Следующий этап раз-вития системы документирования вдореволюционной России связан с образованием вXIXв. государственного аппарата нового типа, прежде всего центральных органов управления — министерств. Управление, основанное на принципе едино­началия, сложная многоступенчатая структура министерств, детальная регламентация законом порядка создания и про­хождения документа определили характер документирования в этот период. Постановку делопроизводства характеризует еще большая, по сравнению сXVIIIв., его регламентация, устанавливаемая законом. В началеXIXв. получили оконча­тельное и единообразное устройство канцелярии. Документы могли поступатьнепосредственно министру через канцелярию или вдепартаменты. Министр получал указы и повеления верховной власти, документы других министерств. Представ­ления от подчиненных органов направлялись министрам лишь по делам особой важности или срочности. На имя министра подавались отзывы на его предписания и жалобы на действия департаментов. Кроме того, министр ведал секретными делами. В департаменты поступали предписания министра. Департа­менты вели переписку с другими равными и подчиненными учреждениями, составляли отзывы на предписания министра, исполняли документы, переданные из канцелярии министра. О своей работе департаменты представляли министру отчеты.

Этапы процесса делопроизводства. Весь процесс делопро­изводства делился на следующие этапы: организация приема документов; направление на исполнение и исполнение; реги: 'страция документов и контроль за их исполнением; отправка документов. На поступившем документе секретарь отмечал дату его приема. Начальствующим должностным лицом давалось указание об исполнении: «к ведению», «к делу», «к докладу со справкой». Процесс регистрации документов был сложным. Поступавший документ регистрировался на всех ступенях его движения — в канцелярии министерства, в департаментах и отделениях. В канцелярии велся общий журнал для реги­страции всех поступивших в нее документов. Для регистрации документов, которые рассматривались в самой канцелярии, в каждом ее отделении был частный журнал. Документы, посту­пающие в департаменты, регистрировались в общем журнале департамента и в частных журналах его отделений. Аналогич­ным образом регистрировались и все исходящие документы. Директор канцелярии министра распределял документы по департаментам, отмечал на них дату поступления и докладывал о них министру. На документах, которые, по мнению министра, были срочными или требовали разъяснения, директор делал отметку «нужное». Эта надпись обязывала директора департа­мента на следующий день представить необходимые сведения или исполнить документ.

Документы составлялись в одном или нескольких экзем­плярах, которые по отношению друг к другу назывались дуб­летными. Дублеты в основном изготавливались посредством типографии. Если с документа изготавливались копии, то он являлсяоригиналом. Первоначальный экземпляр документа, содержащий исправления, называетсячерновиком, а отредакти­рованный вариант, переписанный начисто,—беловиком. Под­писанный или заверенный иным способом беловик становитсяподлинником. Беловик обязательно подписывается. Черновик, остающийся в делопроизводстве взамен беловика, называетсяотпуском и подписывается только тем лицом, которое свери­ло его с оригиналом. Нередко документы имеютрезолюции (относящиеся ко всему документу) ипометы (относящиеся к отдельным местам), написанные теми лицами, которым они были адресованы. Существуют делопроизводственные индек­сы и пометы, фиксирующие прохождение документа через систему делопроизводства. На исходящем документе и его отпуске фиксируется дата подписания и отправки документа, год, номер дела, вкоторое подшит документ. При поступлении подлинника в указанное учреждение проставляются: дата по­ступления; номер по журналу входящих бумаг; помета главы учреждения о дальнейшей судьбе документа; входящий штамп структурной части, куда поступил документ; пометы главы структурной части о направлении документа непосредствен­ному исполнителю; дата исполнения распоряжения и номер изготовленного ответного документа. Также проставляется год и номер дела, в которое документ должен быть подшит. Часто документы по одному вопросу объединяются и обра­зуют дело, досье, сборник. Многие документы одного вида комплектуются в приказы, протоколы, именуемые нарядами. Иногда комплектация происходит по авторам документов или по хронологическому принципу.

Виды документов верховной власти. Высшие учреждения и должностные лица сносились с низшими повелениями, ука­зами, предписаниями и приказами (последние применялись главным образом в военном ведомстве). Повеления и указы исходили от верховной власти — царя. Однако некоторые учреждения (например, Сенат) могли действовать от имени верховной власти, издавая указы от ее имени или ссылаясь на нее. Важнейшее значение имели следующие царские по­веления:

манифест — форма обращения царя к народу, которая придавала особое торжественное значение какому-либо со­бытию (объявление войны, заключение мира, рождение, бра­косочетание царственных особ и т.д.);

именной указ — он был адресован учреждениям и главам центральных ведомств, посвящался крупным событиям и важ­ным вопросам и включался в издания законов;

рескрипт — обращение к сановным лицам об их назна­чении на важный пост или отставке. В рескриптах иногда из-лагалась политика царя по определенным вопросам;

объявленные указы — устные повеления царя, приобретшие форму закона для приведения повеления в исполнение.

Документы государственных учреждений. Одними из групп документов являлись мнения — законопроекты, принятые Го­сударственной думой и Государственным советом, иположения [Комитета и Совета министров. Необходимо отметить такжевсеподданнейшие доклады — письменные тексты докладов, ко-торые делались царю в устной форме высшими сановниками;указы Сената; циркуляры министерств подведомственным им ручреждениям.

Документы государственных учреждений могли быть слу­жебными и личными. Служебные документы подразделялись на сношения (переписку) и документы внутреннего делопроиз­водства. Сношения —это служебная переписка, корреспонден­ция между различными учреждениями. Равные или просто не подчиненные друг другу структуры сносились друг с другом, как правило,отношениями. Другой часто встречающийся формой сношений равных или не подчиненных друг другу должностных |лиц являютсяофициальные письма. Их отличительной чертой выступает то, что, принимая форму личного письма, они по-свящалисьделовым вопросам. Обращение в них обычно имело следующее выражение: «Милостивый государьNN!»; концовка же была такого типа: «Прошу принять уверение в совершенном моем уважении и преданности». Внизу левого поля официаль­ных писем указывался адресат (титул, фамилия и инициалы в дательном падеже).

Отчеты. Взаимодействие низших и высших инстанций также оформлялось в формеотчетов о деятельности низших учрежде­ний,представлений идокладов по отдельным вопросам,рапортов и донесений. Отчеты нередко снабжались статистическими при­ложениями, которые с концаXIXв. превратились в статисти­ческиеобзоры. В совокупности отчеты отражали не только все стороны государственного управления, но и (вследствие крайней централизации и бюрократизации власти) все основные стороны социально-экономической жизни страны вообще. Содержащие­ся в отчетах статистические и другие фактические данные имели сводный, обобщающий характер. По каждому министерству они охватывали всю территорию России или значительную ее часть, а в делопроизводстве некоторых министерств содержались сведения более чем за вековой период. С 1880-х годов отчеты и обзоры стали печататься типографским способом тиражом в не- 1 сколько десятков экземпляров. Систематичность представления и устойчивая форма изложения данных в подобных отчетах даютIвозможность их сравнительного изучения за ряд лет. Отчеты министерств также являются историческим источником, наи­более четко характеризующим правительственную политику в тех или иных отраслях общественно-экономической жизни России. Министерские отчеты — это архивные документы, в которых сочетаются обоснование и оценка деятельности соот­ветствующего ведомства со стороны его руководителя, высших органов власти, рассматривавших отчеты, царя, поэтому они представляют большую ценность для исследователя.

Представления. В системе делопроизводства высших и центральных учреждений РоссииXIX— началаXXв. одно из основных мест принадлежалопредставлениям министерств в Государственный совет. Государственную думу, Комитет (Совет) министров, Первый департамент Сената. Большин­ство представлений было посвяшено важнейшим вопросам государственного управления и содержало соответствующие законопроекты. Нередко представления имели обширные приложения, например, отзывы других ведомств по данному вопросу, обзоры иностранных законодательств и т.п. Пред­ставления требовались в нескольких десятках экземпляров для обязательного предварительного ознакомления с ними других заинтересованных ведомств, раздачи их членам высших органов государственной власти, изучения перед обсуждением, поэтому они обычно отпечатывались типографеким способом и отлагались в фондах целого ряда учреждений и лиц, имевших то или иное отношение к их рассмотрению.

Документация учреждений, имеющих коллегиальный харак­тер. Внутренняя документация учреждений, имевших коллеги­альный характер (Государственный совет и его департаменты; Сенат; Синод; Комитет министров; губернские правления и т. п.), чаще всего бывает представленапротоколами ижурна­лами заседаний. Также в делопроизводстве таких учреждений встречаются разного рода докладные записки, распорядитель-ные документы (приказы по учреждению и т. п.), бухгалтерские материалами, а также документами, организующими процесс делопроизводства (журналы входящих и исходящих бумаг, на­стольные реестры и т. п.). Журналы в учреждениях, имевших коллегиальный характер, являлись важнейшим видом докумен­тов. В отличие от протоколов, в журналах обсуждение каждого вопроса отражалось, как правило, в более или менее обобщен ном виде: несколько выступлений одного лица могли быть сведены воедино; близкие мнения разных лиц могли излагаться как одно цельное выступление; иногда прения опускались и сообщалась лишь суть вопроса. Обычно журналы составлялись после заседаний на основании кратких записей секретарей и часто дополнительно правились участниками совещаний, по­этому они, к сожалению, не дают полной и точной картины хода обсуждения вопроса. Государственная канцелярия по журналу составляламеморию — краткое изложение журнала и мнения. Мемория предназначалась для высочайшего прочте-ния и утверждения мнения Государственным советом. В Сенате присутствию сенаторов докладывалась подго-товленная обер-секретаремзаписка, в первой части которой сначала указывались время возникновения дела и сведения о его движении до поступления в Сенат, затем почти до-словно пересказывалось последовательное содержание всех основных относящихся к делу документов. На полях записки указывались краткие заголовки излагаемых документов. Во второй части записки в обобщенном виде излагалось существо дела, перечислялись вопросы, подлежащие решению, и при-водились относящиеся к делу законы. После 1863 г. записки стали более краткими, в них сохранялась лишь вторая часть, а вместо первой включался краткий переченьдокументов дела. Заседание присутствия сенаторов фиксировалось вжурнале (илипротоколе): в нем сообщалисьсостав присутствия, краткое содержание обсуждавшихся дел и принятые по ним резолюции, Нaосновании записки и журнала с резолюцией оформлялосьпределение по делу. Текст обоих документов (записки и журна-а) почти полностью повторялся определением. Делопроизводство Синода во многом было похоже на де-лопроизводство Сената.

Обычно подлинные журналы, мемории, указы и другие одобные документы, вследствие того значения, которое им ридавалось, хранились в виде нарядов в хронологическом орядке. В дела, к которым они относились, помешались их копии, хранящиеся в архивах и теперь. Коммерческая документация. В процессе деятельности зличных предприятий и фирм складывалисьдокументы ационерных компаний: устав компании; списки акционеров; протоколы собраний, доклады правления общим собраниям; отчетные материалы; циркуляры; бухгалтерская отчетность; переписка с государственными учреждениями, кредитными, торгово-промышленными, транспортными и другими фирмами и отдельными лицами по различным вопросам деятель­ности предприятия; договоры и соглашения, определявшие взаимоотношения предприятий с другими фирмами и т.п.). Наиболее ценным историческим источником являются внут­ренниеотчеты, которые полно анализируют положение дел и операции фирмы.Переписка (корреспонденция) — наиболее распространенный вид коммерческой документации. Деловое письмо, удостоверенное соответствующим образом, имело значение договора, обязательного для обеих сторон. Вследствие этого отечественное законодательство предписывало капитали­стическим предприятиям вести книги копий всей исходящей корреспонденции, а также учитывать все ценности данного коммерческого предприятия. Получили распространение специальныекопировальные книги, на тонкие листы которых с помощью специальных пресс-аппаратов отпечатывались исходящие документы, которые подписывались от имени предприятия несколькими директорами. Иногда их подписям предшествовал штамп предприятия или его правления. Об­разцы подписей директоров и друтих ответственных служащих фирм систематически особыми циркулярами сообщались всем корреспондентам. Письмо за подписью нескольких лиц следует рассматривать как письмо фирмы или ее правления в целом.

Акты. Это юридические документы, оформлявшие всевоз­можные сделки, передачи имуществ от владельца к владель­цу. Акты распадаются на три большие группы: крепостные, совершаемые в присутственном месте «у крепостных дел»; явочные, подлежащие лишь засвидетельствованию у маклера или нотариуса; домашние, не требующие особого засвидетель­ствования.

Просительные документы. Особую группу личных доку­ментов, возникшую в связи с делами правового характера, составляли так называемыепросительные документы (проше­ния, жалобы, акты и др.). Они подавались на имя императора, какого-либо должностного лица или в учреждение. Значи­тельная часть актов и просительных документов должна была оплачиваться особым гербовым сбором, а потому писалась на специальной гербовой бумаге (особым образом клейменной) или на обычной бумаге, но с наклейкой гербовой марки.

Послужные списки. В делопроизводстве государственных учрежденийXIX— началаXXвв. отдельное место занималипослужные (формулярные) списки, которые содержали сведения о службе отдельных лиц. В послужной список вносились все све­дения о человеке: имя, отчество, фамилия, дата рождения, чин, должность, вероисповедание, происхождение, наличие имения, образование, участие в войнах, семейное положение. Также в хронологическом порядке фиксировались все прохождения по службе. Послужные списки отличаются точностью содержания информации. Обычно формулярные списки составлялись в нескольких экземплярах. Краткие формулярные списки со­ставлялись также при повышении по службе и награждении орденами; их можно встретить в фондах многих государственных учреждений, а также фондах личного происхождения.

Документы личного происхождения. Основными видами [документов личного происхождения были письма (беловики, ерновики), дневники, рукописи, записные книжки, личные и семейные фотографии. Особенность подобных архивных материалов заключается в том, что они в большинстве случа-в посвящены тем сторонам жизни, которые официально не освещаются. С одной стороны, эти документы дают историку материал для суждения о личности автора, с другой — они со­держат отзывы и свидетельства автора о современниках и ис-торических событиях.Письма — едва ли не самый много­численный вид документов, входящих в состав большинства личных фондов. По содержанию, тону и форме они целиком зависят от того, кем были корреспонденты и каковы были их Взаимоотношения в данный период. Автор мог ставить своей целью закрепить в памяти происшедшие события, система-тизировать их и разобраться в них, выразить свое отношение к ним — так возникалидневники. Иногда дневники рассма­тривались их авторами как материал для будущих воспомина­ний. Возможны две основные формы дневников: ежедневные заметки или несколько обобщенные хронологически более редкие записи. Нередко дневники дополнялись в самом тексте или в приложении к ним письмами, визитными карточками, театральными и другими билетами, программами спектаклей и вечеров, меню, вырезками из газет и другими материалами. Особенностьювоспоминаний (мемуаров) является то, что, во-первых, они обычно писались много позже событий, в них отображаемых, и, во-вторых, уже при их создании предна-начались для более или менее широкого круга читателей. Отсюда их меньшая достоверность или полнота по сравнению с дневниками: некоторые факты прошлого могли стереться из памяти автора, о некоторых он мог умолчать; кроме того, взгляды автора обязательно отражают его воззрения на проис-ходящие события, поэтому являются субъективными.