logo
Архивоведение-1

1.4. Архивное дело в современной России

После распада СССР в 1991 г. и создания Содружества Не­зависимых Государств (СНГ) Главархив СССР был ликвиди­рован как общесоюзное ведомство и образована Федеральная архивная служба России. Архивная деятельность в Российской Федерации регулировалась рядом документов Президента и Правительства РФ, такими, как Основы законодательства Российской Федерации от07.07.1993 № 5341 — 1 «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» (утратили силу); По­ложение об Архивном фонде Российской Федерации и По­ложение о Государственной архивной службе России (по­следнее утратило силу), утвержденные Указом Президента РФ от 17.03.1994 № 552 (в ред. от 19.11.2003); Положение о Фе­деральной Архивной службе России, утвержденное постанов­лением Правительства РФ от 28.12.1998 № 1562 (документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 28.07.2005 № 455).

Архивный фонд Российской Федерации. 22 октября 2004 г. был принят Федеральный закон № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее — Закон об архивном деле). В соответствии с ним в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере архивного дела, управления федераль­ным имуществом, а также правоприменительные функции в об­ласти архивного дела, являетсяФедеральное архивное агентство (Росархив). находящееся в ведении в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Росархив обеспечивает учет документов Архивного фонда РФ, ведет Государственный реестр уникальных документов, следит за соблюдением правил хранения, комплектования и ис­пользования архивных документов. Федеральному архивному агентству подчиняются федеральные государственные архивы, а также Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

Архивный фонд Российской Федерации составляют архив­ные документы, относящиеся к. государственной (федеральной и субъектов РФ),муниципальной ичастной собственности. Государственную часть Архивного фонда составляют архив­ные документы, являющиеся федеральной собственностью, хранящиеся в федеральных госархивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. К муниципальной собственности относятся архивные матери­алы органов местного самоуправления и муниципальных орга­низаций, а также хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках. К частной собственности относятся архивные документы организаций, не являющихся государственными или муниципальными, а также документальные материалы, созданные или законно приобретенные гражданами (ст. 7—9 Закона об архивном деле).

Действующий Закон об архивном деле регулирует отноше­ния в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собствен­ности, а также отношения в сфере управления архивным делом в России в интересах граждан, общества и государства. Закон провозглашает принцип общедоступности архивной информа­ции, принципсвободы распоряжения пользователем найденной им информации, принципбесплатности архивной информации государственной части Архивного фонда РФ. Архивные до­кументы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объ­ектом продажи, дарения, мены и т.д. Выюз архивных материалов за пределы Российской Федерации запрещается.

Архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности до­кументов. Решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также с определе­нием в его составе особо ценных документов, в том числе уни­кальных, осуществляетсяцентральной экспертно-проверочной комиссией специально уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Этот же орган утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения. Решение вопросов о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных доку­ментов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции в области архивного дела в пределах их компетенции (ст. 6 Закона об архивном деле).

В заключение следует заметить, что в нашей стране до сих пор существует проблема свободного доступа к информации. В законодательстве Российской Федерации предусмотрены ограничения доступа к архивам, содержащим государствен­ную или иную охраняемую законом тайну. Использование документов государственной части Архивного фонда РФ, со­держащих секретные сведения, разрешается по истечении 30 лет со времени их создания, хотя в некоторых случаях этот срок может быть продлен. Ограничения в использовании архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан (здоровье, семейные, интимные отношения, имущественное положение) устанавливаются на срок до 75 лет со времени соз­дания документов.

Несмотря на многочисленные меры, принимаемые Прави­тельством РФ по правовому регулированию доступа к архивным материалам, значительная часть источников истории нашей страны в XXв., к которой относится весь бывший Архивный фонд КПСС, материалы спецслужб, ряда ведомств остаются засекреченными. Особенно сильно ограничен доступ к доку­ментам ведомственных архивов (МВД СССР, МИДа, Главной военной прокуратуры СССР, Военной коллеги Верховного суда СССР, Министерства обороны). Темпы рассекречивания документов, которые в 1991 — 1993 гг. были довольно высокими, во второй половине 1990-х гг. резко снизились.