11.7 Культурные преобразования в 1920-1930-е гг.
Придя к власти, большевики провели преобразования и в культуре. Они были направлены на превращение существовавшей дореволюционной культуры в социалистическую. Молодая советская власть стремилась сделать культуру достоянием народа. Одновременно устанавливался партийный контроль над культурой и ее деятелями. Преобразования в культурной сфере были настолько масштабными, что получили название «культурная революция».
В отношении образования были обозначены две важные задачи: 1) сделать образование доступным для широких народных масс; и 2) перестроить его на новых идеологических основах.
В 1919 г. был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население в возрасте от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Большую помощь оказывали общественные организации, как, например, созданное в 1923 г. массовое общество «Долой неграмотность!».
Основными принципами новой школы провозглашались связь обучения с производственным трудом, преемственность в образовании и воспитании. Ликвидировались гимназии, реальные и сельскохозяйственные училища, церковно-приходские и земские школы. На их месте создавалась единая трудовая двухступенчатая школа (пять лет обучения на первой ступени и четыре года на второй). Плата за обучение отменялась.
В 1925 г. в стране было введено всеобщее начальное обучение. По переписи 1926 г. численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51% (в 1897 г. – 24%).
Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проходило без вступительных экзаменов. Преимуществом при приеме пользовалась молодежь из рабоче-крестьянской среды. Так как нередко уровень образования поступающих был крайне низок, в 1919 г. были созданы рабочие факультеты (рабфаки).
Молодому государству для решения поставленных задач требовалось развитие многих областей науки, прежде всего естественнонаучного направления. Увеличивалось количество научных учреждений, большинство из которых носили прикладной характер. Росла численность научных работников. В 1929 г. была основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ).
Большие успехи были достигнуты в отдельных отраслях наук. Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов и др.). Исследования химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Работы Н.И. Вавилова способствовали развитию генетики.
В области искусства деятели культуры должны были выполнять определенные задачи по строительству нового общества: прославлять советскую власть, призывать к героическим трудовым подвигам, изобличать врагов социализма, воодушевлять народ и т.п.
«Культурная революция» 1920-1930-х гг. способствовала утверждению социалистического реализма в литературе и искусстве.
- История:
- СОдержание
- Введение
- Тема 1. История как наука
- 1.1 Понятие, объект и предмет истории
- 1.2 Исторические источники и факты
- 1.3 Методы и принципы исторического исследования
- 1.4 Функции истории
- 1.5 Подходы к изучению истории
- Тема 2. Российские историки и основные этапы отечественной историографии
- 2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII века
- 2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII – начале XX века
- 2.3 Особенности историографии советского периода
- 2.4 Современная отечественная историография
- Тема 3. Место и роль россии в мире
- 3.1 Особенности российской цивилизации
- 3.2 Особенности российской истории и менталитета русского народа
- Тема 4. Киевская русь (IX-XI вв.)
- 4.1 Восточные славяне в древности
- 4.2 Образование древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории
- 4.3 Политический строй Древней Руси. Деятельность первых киевских князей
- 4.4 Основные категории населения Древней Руси
- 4.5 Принятие христианства и его значение
- Тема 5. Период раздробленности (XII-XV вв.)
- 5.1 Начало раздробленности
- 5.2 Причины раздробленности
- 5.3 Основные тенденции развития древнерусских земель в XII – первой трети XIII века
- 5.4 Монголо-татарское нашествие (1237-1241)
- 5.5 Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
- 5.6 Причины возвышения Москвы
- 5.7 Объединение русских земель вокруг Москвы
- Тема 6. Московская русь (XVI-XVII вв.)
- 6.1 Органы власти и управления в Московском государстве
- 6.2 Основные категории населения Московского государства
- 6.3 Правление Ивана IV Грозного
- 6.4 Смутное время
- 6.5 Россия в XVII веке после Смуты
- Тема 7. Российская империя в XVIII веке
- 7.1 Реформы Петра I
- 7.2 Дворцовые перевороты второй четверти XVIII века
- 7.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II
- 7.4 Правление Павла I
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX века
- 8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX века при Александре I
- 8.2 Движение декабристов
- 8.3 Консервативная модернизация при Николае I
- 8.4 Общественная мысль середины XIX века: западники и славянофилы
- 8.5 Культура России в первой половине XIX века
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX века
- 9.1 Отмена крепостного права и ее последствия
- 9.2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века
- 9.3 Движение народников
- 9.4 Контрреформы Александра III
- 9.5 Особенности развития капитализма в промышленности во второй половине XIX века. Реформы с.Ю. Витте
- 9.6 Развитие капитализма в сельском хозяйстве во второй половине XIX века
- 9.7 Внешняя политика России во второй половине XIX века
- 9.8 Культура России во второй половине XIX века
- Тема 10. Россия в начале хх века
- 10.1 Первая российская революция 1905-1907 гг.
- 10.2 Столыпинская аграрная реформа
- 10.3 Политические партии России начала XX века
- 10.4 Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I-IV Государственных дум
- 10.5 Россия в годы Первой мировой войны
- 10.6 Февральская революция 1917 г.
- 10.7 Россия от Февраля к Октябрю
- 10.8 Октябрьская революция 1917 г.
- Тема 11. Формирование и сущность советского строя
- 11.1 Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.)
- 11.2 Гражданская война (1918-1920 гг.) и интервенция. Политика «военного коммунизма»
- 11.3 Новая экономическая политика (нэп)
- 11.4 Образование ссср
- 11.5 Индустриализация и коллективизация
- 11.6 Формирование тоталитарного государства в ссср и культа личности и.В. Сталина
- 11.7 Культурные преобразования в 1920-1930-е гг.
- 11.8 Внешняя политика в 1920-1930-е гг.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы великой отечественной войны
- 12.1 Ссср накануне Великой Отечественной войны
- 12.2 Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны
- 12.3 Советский тыл в годы войны
- 12.4 Народная борьба на оккупированной территории
- 12.5 Внешняя политика ссср в 1941-1945 гг.
- 12.6 Итоги войны
- Тема 13. Ссср в условиях «холодной войны»
- 13.1 Послевоенное развитие ссср (1945-1953 гг.)
- 13.2 Реформы н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)
- 13.3 Правление л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)
- 13.4 Перестройка 1985-1991 гг.
- Тема 14. Россия в 1990-е гг.
- 14.1 Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.2 Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.3 Внешняя политика России в 1990-е гг.
- Тема 15. Россия в начале XXI века
- 15.1 Внутриполитическое развитие в начале XXI века
- 15.2 Социально-экономическое развитие в начале XXI века
- 15.3 Внешняя политика России в начале XXI века
- Список рекомендуемой литературы
- История: курс лекций
- 426069, Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.