logo search
08042015_11124

11.7 Культурные преобразования в 1920-1930-е гг.

Придя к власти, большевики провели преобразования и в культуре. Они были направлены на превращение существовавшей дореволюционной культуры в социалистическую. Молодая советская власть стремилась сделать культуру достоянием народа. Одновременно устанавливался партийный контроль над культурой и ее деятелями. Преобразования в культурной сфере были настолько масштабными, что получили название «культурная революция».

В отношении образования были обозначены две важные задачи: 1) сделать образование доступным для широких народных масс; и 2) перестроить его на новых идеологических основах.

В 1919 г. был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население в возрасте от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Большую помощь оказывали общественные организации, как, например, созданное в 1923 г. массовое общество «Долой неграмотность!».

Основными принципами новой школы провозглашались связь обучения с производственным трудом, преемственность в образовании и воспитании. Ликвидировались гимназии, реальные и сельскохозяйственные училища, церковно-приходские и земские школы. На их месте создавалась единая трудовая двухступенчатая школа (пять лет обучения на первой ступени и четыре года на второй). Плата за обучение отменялась.

В 1925 г. в стране было введено всеобщее начальное обучение. По переписи 1926 г. численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51% (в 1897 г. – 24%).

Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проходило без вступительных экзаменов. Преимуществом при приеме пользовалась молодежь из рабоче-крестьянской среды. Так как нередко уровень образования поступающих был крайне низок, в 1919 г. были созданы рабочие факультеты (рабфаки).

Молодому государству для решения поставленных задач требовалось развитие многих областей науки, прежде всего естественнонаучного направления. Увеличивалось количество научных учреждений, большинство из которых носили прикладной характер. Росла численность научных работников. В 1929 г. была основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ).

Большие успехи были достигнуты в отдельных отраслях наук. Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов и др.). Исследования химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Работы Н.И. Вавилова способствовали развитию генетики.

В области искусства деятели культуры должны были выполнять определенные задачи по строительству нового общества: прославлять советскую власть, призывать к героическим трудовым подвигам, изобличать врагов социализма, воодушевлять народ и т.п.

«Культурная революция» 1920-1930-х гг. способствовала утверждению социалистического реализма в литературе и искусстве.