1.5 Подходы к изучению истории
В исторической науке существует множество подходов, обеспечивающих разные пути к познанию и осмыслению истории. Одним из первых появился теологический подход. Он возник в эпоху Средневековья, в условиях господства религиозного мировоззрения. С его помощью исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли или мирового духа (провиденциализм), а смысл истории – это последовательное движение человечества к познанию Бога (Августин). Данный подход придает истории ценностно-смысловое, нравственное значение, как борьбу добра и зла. С точки зрения мировых религий исторических процесс конечен (эсхатология), един и линеен, т.е. все люди, народы, цивилизации на Земле проходят по одной единой линии развития.
В Новое время возникает несколько новых подходов. Рационали-стический подход (рационализм) признает только человеческий разум единственным источником познания. Отсюда возникли теории естественного права и общественного договора (Д. Локк, Т. Гоббс), а также теория произвола личности в истории, утверждавшая, что отдельная великая личность способна изменить ход мировой истории по своему усмотрению (Т. Карлейль).
Естественнонаучный подход (натурализм) утверждает, что человечество живет по законам природы. Так, Ш.Л. Монтескьё определял решающими факторами общественного развития климат и почву страны. Л.И. Мечников особое значение придавал воде – рекам, морям, океанам (гидросфера), около которых люди селились, кормились и по которым осуществлялись основные коммуникации. Т. Мальтус, основатель демографии, главным фактором в истории видел естественный прирост народонаселения, являющийся причинами нехват-ки средств к существованию и расширению жизненного пространства людей, вступающих в противоречие с другими людьми. Отсюда войны, бедность, голод и болезни, приводящие к революциям. Л.Н. Гумилёв ус-танавливал причину рождения и развития этносов некую пассионарность – биопсихическую энергию, возникающую из энергии солнца в сочета-нии с этническими, географическими и климатическими условиями су-ществования людей.
Иной подход (с точки зрения материализма) демонстрирует формационный (марксистский) подход, основанный в середине XIX в. К. Марксом и конкретизированный Ф. Энгельсом, позднее дополнен трудами В.И. Ленина. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций:
1) первобытнообщинный строй – когда все равны, работают сообща и все наработанное делят пополам;
2) рабовладение – первое классовое общество, внутри которого рабовладелец владеет всем, в т.ч. рабами, как основными производителями общественных благ;
3) феодализм – время господства феодалов-землевладельцев, эксплуатирующих труд зависимых от них крестьян;
4) капитализм – эпоха промышленных революций, приведшая к возникновению капиталистов (буржуазия) – владеющих промышленными предприятиями и нанимаемых ими рабочих (пролетариат);
5) коммунизм (первая стадия коммунизма – социализм) – когда все равны, работают сообща и все наработанное делят пополам.
Данные формации отличаются между собой способом материального производства (экономический фактор), сочетающим производительные силы и производственные отношения. Противоречия между ними рождают классовую борьбу – главный двигатель истории, приводящий к смене формаций.
Несмотря на свою привлекательность и простоту, у данного подхода имеются и недостатки, в частности он не учитывает многообразия мира (прежде всего культурного) и не может быть применен ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся. Тем не менее, после 1917 г. этот подход стал господствующим в нашей стране и оставался таковым вплоть до распада СССР в 1991 г.
Цивилизационный подход возник во второй половине XIX – начале ХХ века. К основным представителям этого подхода принадлежат Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (замкнутых локальных цивилизаций), которые имеют свое культурное своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели, как все живое на Земле. Недостатком подхода является неразработанность терминологии (нет даже четкого понимания термина «цивилизация»). Это ограничивает его распространение.В итоге во второй половине XX в. возникла идея стадиальных ци-вилизаций, пытающаяся соединить формационные и цивилизационные подходы. По ней все человечество есть одна большая цивилизация, про-ходящая в своем развитии стадии: доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную (техногенную) и постиндустриальную (ин-формационную).
Одним из популярных является модернизационный подход (теория модернизации), восходящий к учению М. Вебера начала ХХ в. Само слово «модернизация» означает переход от традиционного общества, основанного на традициях, к современному, основанному на постоянном совершенствовании.
В современной исторической науке, особенно на Западе, широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит человеку, его внутреннему миру.
В целом можно сказать, что пока не существует подхода, который позволил бы полноценно и всеобъемлюще познать историю. Каждый подход позволяет решить те или иные задачи.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое история? В чем заключается предмет истории как науки?
2. Какие исторические источники существуют?
3. В чем заключается отличие исторического источника от исторического факта?
4. Какими принципами необходимо пользоваться при изучении истории?
5. Что дает изучение истории?
6. Какие подходы к изучению истории используются?
Дополнительная литература
1. Брандт, М.Ю. Введение в историю пособие для студентов педагогических институтов неисторических факультетов / М.Ю. Брандт, Л.М. Ляшенко; ред. А.А. Данилов. – М. : Аспект Пресс, 1994. – 80 с.
2. Мауль,В.Я. Введение в историю:учеб. пособие для студентов / В.Я. Мауль. – Тюмень :Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т, 2003.–120 с.
3.Репина, Л.П. История исторического знания : учеб. пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 288 с.
4. Смоленский, Н.И. Теория и методология истории / Н.И. Смоленский. – М. : Академия, 2008. – 272 с.
5. Философия истории :учеб. пособие/под ред. проф. А.С. Панарина.– М. : Гардарики, 1999.–432 с.
- История:
- СОдержание
- Введение
- Тема 1. История как наука
- 1.1 Понятие, объект и предмет истории
- 1.2 Исторические источники и факты
- 1.3 Методы и принципы исторического исследования
- 1.4 Функции истории
- 1.5 Подходы к изучению истории
- Тема 2. Российские историки и основные этапы отечественной историографии
- 2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII века
- 2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII – начале XX века
- 2.3 Особенности историографии советского периода
- 2.4 Современная отечественная историография
- Тема 3. Место и роль россии в мире
- 3.1 Особенности российской цивилизации
- 3.2 Особенности российской истории и менталитета русского народа
- Тема 4. Киевская русь (IX-XI вв.)
- 4.1 Восточные славяне в древности
- 4.2 Образование древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории
- 4.3 Политический строй Древней Руси. Деятельность первых киевских князей
- 4.4 Основные категории населения Древней Руси
- 4.5 Принятие христианства и его значение
- Тема 5. Период раздробленности (XII-XV вв.)
- 5.1 Начало раздробленности
- 5.2 Причины раздробленности
- 5.3 Основные тенденции развития древнерусских земель в XII – первой трети XIII века
- 5.4 Монголо-татарское нашествие (1237-1241)
- 5.5 Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
- 5.6 Причины возвышения Москвы
- 5.7 Объединение русских земель вокруг Москвы
- Тема 6. Московская русь (XVI-XVII вв.)
- 6.1 Органы власти и управления в Московском государстве
- 6.2 Основные категории населения Московского государства
- 6.3 Правление Ивана IV Грозного
- 6.4 Смутное время
- 6.5 Россия в XVII веке после Смуты
- Тема 7. Российская империя в XVIII веке
- 7.1 Реформы Петра I
- 7.2 Дворцовые перевороты второй четверти XVIII века
- 7.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II
- 7.4 Правление Павла I
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX века
- 8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX века при Александре I
- 8.2 Движение декабристов
- 8.3 Консервативная модернизация при Николае I
- 8.4 Общественная мысль середины XIX века: западники и славянофилы
- 8.5 Культура России в первой половине XIX века
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX века
- 9.1 Отмена крепостного права и ее последствия
- 9.2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века
- 9.3 Движение народников
- 9.4 Контрреформы Александра III
- 9.5 Особенности развития капитализма в промышленности во второй половине XIX века. Реформы с.Ю. Витте
- 9.6 Развитие капитализма в сельском хозяйстве во второй половине XIX века
- 9.7 Внешняя политика России во второй половине XIX века
- 9.8 Культура России во второй половине XIX века
- Тема 10. Россия в начале хх века
- 10.1 Первая российская революция 1905-1907 гг.
- 10.2 Столыпинская аграрная реформа
- 10.3 Политические партии России начала XX века
- 10.4 Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I-IV Государственных дум
- 10.5 Россия в годы Первой мировой войны
- 10.6 Февральская революция 1917 г.
- 10.7 Россия от Февраля к Октябрю
- 10.8 Октябрьская революция 1917 г.
- Тема 11. Формирование и сущность советского строя
- 11.1 Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.)
- 11.2 Гражданская война (1918-1920 гг.) и интервенция. Политика «военного коммунизма»
- 11.3 Новая экономическая политика (нэп)
- 11.4 Образование ссср
- 11.5 Индустриализация и коллективизация
- 11.6 Формирование тоталитарного государства в ссср и культа личности и.В. Сталина
- 11.7 Культурные преобразования в 1920-1930-е гг.
- 11.8 Внешняя политика в 1920-1930-е гг.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы великой отечественной войны
- 12.1 Ссср накануне Великой Отечественной войны
- 12.2 Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны
- 12.3 Советский тыл в годы войны
- 12.4 Народная борьба на оккупированной территории
- 12.5 Внешняя политика ссср в 1941-1945 гг.
- 12.6 Итоги войны
- Тема 13. Ссср в условиях «холодной войны»
- 13.1 Послевоенное развитие ссср (1945-1953 гг.)
- 13.2 Реформы н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)
- 13.3 Правление л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)
- 13.4 Перестройка 1985-1991 гг.
- Тема 14. Россия в 1990-е гг.
- 14.1 Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.2 Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.3 Внешняя политика России в 1990-е гг.
- Тема 15. Россия в начале XXI века
- 15.1 Внутриполитическое развитие в начале XXI века
- 15.2 Социально-экономическое развитие в начале XXI века
- 15.3 Внешняя политика России в начале XXI века
- Список рекомендуемой литературы
- История: курс лекций
- 426069, Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.