Искусство периода Империи
Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к эпохе расцвета Римской империи (20-е гг. I в. до н.э.—II в. н.э.). Постройки этого времени отличаются монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки и производных от неё форм (свода, купола), обширными, динамически соподчинёнными внутренними пространствами, облицовкой бетонных стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декоративной живописи и скульптуры.
Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую рационально ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древнеримском амфитеатре — Колизее в Риме.
В эпоху империи архитектура становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества римского государства, что заметно уже в постройках времени Августа в Риме (форум Августа, конец I в. до н.э.—начало I в. н.э.). Главными видами мемориальных сооружений становятся арка триумфальная и триумфальная колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения.
К середине I в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архитектурных композиции (Золотой дом Нерона, 64—69 гг. н.э., не сохранился, дворец Флавиев на Палатине, 92 г. н.э., Рим). При императоре Траяне строился наиболее развитый и сложный из форумов Рима (111—114 гг. н.э., архитектор Аполлодор из Дамаска), при Адриане — исполненное строгой гармонии и величия здание Пантеона, наиболее грандиозное купольное сооружение древнего мира.
Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом к изысканности и живописности, а порой и к усложнённости архитектурного образа, отчасти связанный с воздействием искусства эплинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125—135 гг. н.э.).
В официальной скульптуре ранней Империи нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности портретируемых сглаживались. Вместе с тем в произведение вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утончённой пластической разработки форм (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60—90-е гг. н.э.). Если время Траяна в портретной скульптуре ознаменовалось возвратом к суровому героическому стилю эпохи республики, то в период правления Адриана, когда достигло апогея воздействие греческих традиций, и в эпоху Антонинов усилились поиски эмоциональной утончённости и психологической глубины образов. Но сохранялось и традиционное римское направление в искусстве портрета, лучшим образцам которого наряду с беспристрастной точностью воссоздания облика изображённого свойственна и яркая, проницательная характеристика главных качеств его натуры.
Исторические рельефы императорского Рима, первоначально отмеченные размеренностью композиционного ритма и строгостью пластического языка (алтарь Мира в Риме, XIII — IX до н.э.), позже, не утрачивая органической связи с архитектурой (триумфальной аркой или колонной), приобрели черты живописности и напряженной динамики, которые усилились в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита в Риме) и особенно Траяна. когда сложился тип многофигурного батального рельефа с последовательно развёртывающимися эпизодами (полоса рельефов, обвивающая колонну Траяна в Риме, ок. 111—114 гг. н.э.)0.
В монументально-декоративной живописи преобладал так называемый третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл т.н. четвёртый стиль, или "стиль фантастической архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции). Многоплановость композиционного построения, свободная пластическая лепка фигур, естественно располагающихся в окружающем пространстве или тонко связанных с плоскостью стены (росписи базилики в Геркулануме, 2-я половина I в. н.э., так называемой Виллы Мистерий близ Помпеи, середина I в. до н. э.), сложность и пространственность архитектурных и пейзажных фонов, богатство и изысканность красочных сочетаний свойственны как стенным росписям, так и мозаикам Рима, палитра которых обогащалась смальтой многообразных оттенков; со II в. н.э. распространилась также черно-белая каменная мозаика.
В декоративно-прикладном искусстве эпохи империи выделялись произведения торевтики, "краснолаковая" керамика с рельефным фигурным декором, стекло (расписные и 2-слойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), произведения глиптики (где эффектно сочетались чередующиеся слои полудрагоценных камней), медальерное искусство, мебель из бронзы и дерева и др.
Для зодчества эпохи упадка империи (III—IV вв. н.э.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчёркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли древне-римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятники архитектуры, как термы Каракаллы (206—217 гг. н.э.) и базилика Максенция (ок. 315 г. н.э.) в Риме. Строительство развернулось главным образом в провинциях, где возводились форумы, театры, гигантские храмовые (в Баальбеке, Пальмире) и дворцовые (дворец Диоклетиана в Сплите) комплексы.
В позднеримском скульптурном портрете пластические объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце III — IV вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций.
Среди художественных изделий III — IV вв. н.э. выделяются портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между двумя слоями стекла, мраморные саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными изображениями, в которых с III в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны и росписи катакомб, стиль которых эволюционировал ко всё большей плоскостности, условности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряженностью духовной экспрессии, предвосхищали европейскую культуру эпохи раннего средневековья.
- 1) Понятие и значение Античной культуры.
- 2) Хронологические рамки (периоды), положение на географической карте
- 3) Античная мифология (этапы формирования, олимпийские боги, их функции, греческие, латинские имена, героическая мифология)
- Периоды развития древнегреческой мифологии
- Герои Древней Греции – Персей
- 4) Крито-микенская культура. Основные особенности.
- 5) Греческая архаика. Основные достижения. Выдающиеся личности. Фалес, Демокрит
- Культура архаической эпохи
- 6) Греческая классика. Афины как один из греческих полюсов. Демократическое устройство. Выдающиеся политики. Архитектура. Скульптура. Театр.
- 7) Эллинизм. Эпоха и походы а. Македонского. Изменения социального устройства греческого мира. Развитие наук. Новые философские течения. Произведения литературы и других видов искусств.
- Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке. Завоевания Александра Македонского
- Порядки на завоеванной территории
- Особенности эллинистической культуры
- Религия в эпоху эллинизма
- Философская мысль
- Эллинистическая наука
- Литература
- Искусство
- 8) Римский период античной культуры. Основание Рима и период царей. Основные достижения, личности.
- 9) Ранняя республика. Литература и искусство. Ранняя Римская Республика (509—265 гг. До н. Э.)
- 1. Государственное устройство республики.
- 2. Сенат.
- 3. Высшие магистраты.
- 4. Борьба патрициев и плебеев.
- 11) Поздняя республика. Литература и искусство. Поздняя Римская Республика (264-27 гг. До н. Э.) Рим становится мировой державой
- Первая Пуническая война
- Вторая Пуническая Война
- Третья Македонская война
- Третья Пуническая война
- Братья Гракхи
- Конец II и начало I века до н. Э.
- Диктатура Суллы
- Восстание Спартака
- 60-Е и 50-е годы
- Завоевание Римом Италии
- Завоевание Италии и Римско-Италийский союз
- Создание Римской Средиземноморской державы
- Искусство Древнего Рима периода Республики
- 12) Гражданские войны в Риме Гражданские войны в Риме
- Гражданские войны в период поздней республики
- Мир при Августе
- Гражданские войны в ранней и поздней Империи
- Гражданская война 238 года
- Гай Юлий Цезарь
- Октавиан Август и Марк Антоний
- Падение республики
- Императорский Рим Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. Э. — 235 г. Н. Э.) Правление Августа (31 г до н. Э. — 14 г н. Э.)
- Клавдий I
- Итог правления династии
- Династия Флавиев
- Династия Антонинов
- Династия Северов
- Поздняя Римская империя. Доминат (284—476 гг.)
- Правление Константина I Великого
- Образование Западной и Восточной Римских империй
- Распад Западно-римской империи
- Искусство периода Империи