logo search
russian_history / russian_history

Что такое история? Предмет исторической науки

В современном мире специалисты насчитывают более 2,5 тысяч наук. Их обычно делят на науки, изучающие природу (естественные) и общество (общественные или гуманитарные). Сразу же подчеркнем условность такой классификации научного знания, необходимой больше для удобства объяснения. Многие науки изучают процессы, происходящие на стыке наук как в природе, так и в обществе. Например, философия изучает наиболее общие законы как природы, так и общества.

Как объект изучения человеческое общество исследуют и экономисты, и юристы, и филологи, и социологи, и политологи, и, конечно, историки. Каждая из этих наук имеет свой предмет изучения. Экономика изучает хозяйственный механизм, юристы — правовые институты, филологи — язык и т.д. Что же изучает история?

Термин,давший названиеисториикак одной из наук, изучающей чело­веческое общество, греческого происхождения. Он имеет несколько значе­ний. В дословном переводе он означает повествование, рассказ о том, что было узнано, исследовано. В обыденной жизни его употребляют как сино­ним слова "рассказ" или "происшествие". Употребляют этот термин и как обозначение всякого процесса в природе и обществе (все, что претерпевает изменения, развивается во времени, имеет свою историю).

Термин "история" используется также для названия одной из гумани­тарных наук, изучающих человеческое общество. История — наука,ис­следующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тен­денций развития в будущем История пытается воскресить прошлое, изу­чить и понять его в движении, открытьзаконыэтого движения.

Музой-покровительницей истории называют дочь Зевса и богини памя­ти Мнемозины — Клио,которую изображают со свитком в руках. Отцом истории считают древнегреческого писателяГеродота,жившего в V в до н.э. Труд Геродота "История" был посвящен греко-персидским войнам, борьбе греческого и восточного мира. Он начинался знаменательными словами о необходимости всестороннего изучения прошлого: "Здесь Геро­дот из Фурий (город в Южной Италии, где жил историк) излагает то, что ему удалось узнать, дабы дела человеческие не были повергнуты в забве­ние временем и дабы великие, дивные деяния, совершенные как эллинами, так и варварами не утратили своей славы". "Historiaestmagistravitae" ("История — наставница жизни"), — говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные перио­ды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исто­рических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непрехо­дящим человеческим ценностям.

Знание прошлого своего народа и всего человечества — необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивили­зованного. История — фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей.

Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие по­литические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает основания для скеп­тического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать спра­ведливые слова о том, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это "политика, опрокинутая в прошлое".

Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математиче­скую точность естественных наук. При этом обычно ссылаются на Леонар­до да Винчи, который считал, что степень научности знания соотносится с мерой ее математизации. Существует и прямо противоположное утвержде­ние: между методами истории и естественными науками нет ничего обще­го. По этой точке зрения, если естественные науки объясняют мир, то ис­торики пытаются его понять путем сопереживания и проникновения в пси­хику людей. В этом случае история понимается как субъективный взгляд на прошлое, которое не может быть достоверно научно воссоздано.

И все же большинство историков считали и считают, что история может быть познана как процесс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями. Несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Ее поисками и занята историческая наука. Поиски истины в истории, историческое познание — сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания. так и определенного профессионального мастерства.

Как специалисты изучают историю

Поиск и истолкование фактов, выяснение причин развития общества и открытие законов этого развития находятся в прямой зависимости от теоретических взглядов историка.

Роль теории в познании прошлого

Отличительной чертой научного познания является наличие теоретического(объясняющего) мышления. Так как историки являются членами того или иного общества, то выработанные в этом обществе философские концепции, теоретические представления, методология определяют характер анализа фактического материала. Они будут разными, например, у античных историков и у летописцев средневековья, у историков-марксистов и у исследователей других направлений и школ. Вот почему, читая Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского или труды совре­менных ученых, следует знать, каких теоретических взглядов придерживается тот или иной автор. Теоретические представления во многом опреде­ляют концепцию историка.

Репрезентативны ли исторические источники?

Изучая прошлое, историк, как правило, имеет дело с предметом, которого он в большинстве случаев не видит, с тем, что происходило десятки, сотни, тысячи лет тому назад.

Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого — научно воссозданной картиной мира — стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником.

Реально существовавшее

Исторический источник

Научно воссозданная картина прошлого

Исторический источник —это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Принято выделять семь основных групп исторических источников: 1) письменные; 2) вещественные; 3) этнографические; 4) уст­ные; 5) лингвистические; 6) фотокинодокументы; 7) фонодокументы. Давно замечено, что и камни говорят, если это камни истории.

Первый вопрос, которым мы задаемся при работе с источниками — на­сколько точно, адекватно они отражают прошлое. Ведь ясно, что очень мно­гое из прошлого безвозвратно утрачено. И все-таки, как показывает опыт исследовательской работы многих поколений историков, наиболее важное и существенное для каждого периода, эпохи, события фиксируется источника­ми с той или иной полнотой. Задача историка-исследователя сводится к тому, чтобы с помощью научных методов "допросить" источник и выявить необхо­димую ему объективную информацию. Здесь многое зависит как от состоя­ния и качества источников, так и от мастерства историка.

Практически без эксперимента

Историк даже с помощью самых современных приборов не имеет возможности наблюдать изучаемые им события (за исключением современных, происходящих в его время). Более того, в истории, как правило, не­возможен эксперимент. Правда, были отдельные попытки воссоздать прошлое. Знаменитый норвежец Тур Хейердал совершил свое путешествие по следам народов Африки и Океании. Предпринимались попытки "пожить" с первобытными орудиями труда. Студенты-историки из Перми повторили поход Ермака и т.д. Многого можно ожидать от математического модели­рования на ЭВМ, однако все это дает лишь дополнительный материал для исторического исследования.

Через уникальные факты к обобщению

Реально существовавшие в прошлом события или явления обычно называют историческим фактом. На основании выявленных фактов — кирпичиков научного знания — строятся историческиеконцепции.Одна из главных особенностей исторического факта — его уникальность, неповторимость. Исторический факт можно рассматривать с разных сторон, он многогранен. Он тесно связан с другими фактами, его невозможно отде­лить, изолировать от других фактов. Исторический факт не может быть понят вне места и времени.

Доказательность выводов —обязательная черта научного познания. История как наука оперирует установленными фактами. В ходе анализа фактов выясняется их внутренняя связь и взаимообусловленность.

Дальнейшее исследование должно идти по пути обобщения,оценки всей совокупности фактов. История позволяет понять, как явление возникло, какие этапы в своем развитии прошло и во что вылилось. Она учит ви­деть каждое явление, каждый факт жизни, не вырывая его из конкретных, только ему присущих обстоятельств и окружения.

Неоднократно субъективизированное знание

Объектизучения (прошлое человечества) и субъект,его изучающий (историк), предельно сближены. При этом следует всегда помнить, что человек является активным действующим лицом истории — и в то время, когда эта история творилась, и в момент ее изучения. Он наделен разумом, чувствами, волей. И действительно, исто­рические источники крайне субъективны и не могут быть научно поняты без учета уровня сознания и представлений их авторов и действующих лиц.

Но исторические источники изучает специалист или любой другой че­ловек, и они, в свою очередь, подходят к ним с точки зрения своего миро­воззрения, уровня подготовки и т.п. Изучающие источник люди также всегда субъективны. Многократно субъективизированное знание значительно затрудняет поиск истины.

Незавершенныйпроцесс

Прошлое практически необозримо, а его познание безгранично. История — процесс, продолжающийся во времени и в пространстве. Более тою, развитие человечества не завершено, оно продолжаемся. Это диктует актуальность и необходимость научного знания не только современной нам истории, но и истории древнего мира, средневековья, нового времени, всей мировой истории. Необходимо, таким образом, изучение всех звеньев, всех эпох прошлого.