53. Становление и развитие восточнославянской государственности по археологическим данным
К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти.
Так, временем, с которого восточные славяне входят во всемирную историю, можно считать середину IX века – время, когда появился путь «Из варяг в греки».
Нестор в своей Повести временных лет приводит описание этого маршрута.
«Когда же поляне жили отдельно по горам этим (имеются в виду днепровские кручи у Киева), тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает река Днепр. Днепр вытекает же из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы, и далее на восток пройти в удел Сима, а по Двине в землю Варягов, а от Варяг до Рима, от Рима же до племени Хама. А Днепр впадает устьем в понтийское море; это море слывет Русским.».
Кроме того, после смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вождю одного из варяжских отрядов – Олегу.
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия).
Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям – язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа.
Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа.
Подытоживая сказанное, отметим, прежде всего, что период расселения славянских народов, возникновения у них классового общества и образования древнеславянских государств, — скудно, но все же освещен письменными источниками.
При этом более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников.
Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение.
Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины – к земледельческой.
Усложнились верования восточных славян. На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников, с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. При этом все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.
В VI – середине IX в. славяне сохранили основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию.
Торговля и война у восточных славян, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений.
Восточные славяне претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.
Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.
- 1. Предмет, источники, задачи археологии
- 2. Археологические источники и их виды. Основные понятия археологической науки
- 3. Археологическая культура. Археологическая стратиграфия и планиграфия
- 4. Методы полевой археологии. Археологическая периодизация
- 5. Дендрохронологический и стратиграфический методы датировки
- 6. Радиоуглеродный, геомагнитный и калий-аргоновый методы датировки
- 7. Ранний палеолит. Олдувай
- 8. Ашельская эпоха
- 9. Мустьерская эпоха
- 10. Религия и культ предков неандертальцев по археологическим данным
- 11. Поздний палеолит
- 12. Палеолитическое искусство
- 13. Костенковские стоянки
- 14. Мезолит. Основные черты эпохи по данным археологии
- 15. Зачатки производящей экономики в мезолите. Микролиты и макролиты
- 16. Мезолитические культуры (культурные зоны) на территории Восточной Европы
- 17. Неолит. Основные черты эпохи
- 18. Сущность понятия «неолитическая революция». Особенности перехода к земледелию и животноводству на Ближнем Востоке, в Передней Азии и Европейском регионе
- 19. Неолит лесной и степной полосы Восточной Европы
- 20. Днепро-донецкая культура
- 21. Буго-днестровская культура
- 22. Льяловская и волосовская культуры
- 23. Общая характеристика энеолитической эпохи. Основные центры энеолита на территории бывшего ссср
- 24. Культуры воронковидных кубков и шаровидных амфор
- 25. Трипольская культура
- 26. Бронзовый век. Историческое содержание эпохи
- 27. Сущность цветной металлургии и общеисторическое значение ее открытия
- 28. Срубная культура
- 29. Катакомбная культура
- 30. Среднеднепровская культура
- 31. Фатьяновская культура
- 32. Общая характеристика железного века. Значение открытия черного металла
- 33. Гальштат
- 34. Латен
- 35. Археология государства Урарту
- 36. Археология скифов
- 37. Сарматская археология
- 38. Античная археология Северного Причерноморья
- 39. Археология Ольвии
- 40. Дьяковская культура
- 41. Милоградская культура
- 42. Зарубинецкая культура
- 43. Киевская (позднезарубинецкая) культура
- 44. Культуры раннего железного века лесной полосы Восточной Европы
- 45. Пшеворская и черняховская культуры
- 46. Основные концепции происхождения славян и археология
- 47. Расселение славян в середине – второй половине I тыс. Н. Э.
- 48. Пражская культура
- 49. Пеньковская культура
- 50. Колочинская культура
- 51. Культура длинных курганов
- 52. Лука-Райковецкая, роменско-боршевская культуры
- 53. Становление и развитие восточнославянской государственности по археологическим данным
- 54. Дружинные курганы. Гнездово