37. Сарматская археология
К востоку от земель, занятых скифами, за Доном, жили родственные им по языку и культуре скотоводческие племена сарматов, или савроматов, как они названы в ранних источниках. Территория их расселения охватывала степи Заволжья и Южного Приуралья.
Происхождение сарматских племен восходит к столь же глубокой древности, как и скифов, и генетически связано с жившими на этой территории людьми срубной и андроновской культур.
Некоторые различия между ранними и более поздними сарматскими археологическими памятниками позволили ряду исследователей считать сарматов и савроматов двумя различными народами. Однако дальнейшие исследования в Поволжье и Приуралье показали полную преемственность между савроматами и более поздними сарматами. Можно выделить два больших периода в развитии культуры: ранний — савроматский, VIII—IV вв. до н. э., и поздний — сарматский (прохоровская культура) III в. до н. э. — IV в.
Основными памятниками савроматского периода являются погребения. Известны также поселения и кратковременные стоянки. На берегах волжских притоков и по р. Манычу. Большинство савроматских памятников открыто советскими археологами и исследовано в послевоенные годы благодаря интенсивным работам в Поволжье, в зоне строительства гидроэнергетических сооружений. Савроматские курганы различны по размерам. Кроме земляных курганов савроматской культуры встречаются курганы, сложенные из камня, так называемые царские могильники. Все савроматские курганы являются большими родовыми усыпальницами; они расположены группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под их насыпями расположены узкие прямоугольные могильные ямы. В таких ямах хоронили рядовых савроматов.
Встречаются и другие типы могил, как, например, обширные квадратные камеры, которые были связаны либо с территориальными либо с социальными различиями людей.
Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дне клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматов является вытянутое трупоположение, чаще всего головой на запад.
В большинстве савроматских могил находятся кости животных, среди них больше всего костей овец, лошадей и значительно меньше костей крупного рогатого скота.
Самым массовым археологическим материалом савроматской культуры является керамика. Керамика разнообразна и несколько отличается на различных территориях. Например, на Дону была распространена лощеная посуда, в то время как в Заволжье ее почти совсем нет. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенными были баночные сосуд! с прямыми или выпуклыми боками, широко известные на этой территории еще в эпоху бронзы. Наряду с этим существовали горшки (т. е. сосуды с шейкой и венчиком) различной формы. Многие сосуды были снабжены носиками-сливами и ручками. В Приуралье, наряду с описанными сосудами, широко применялись плоскодонные с шаровидным туловом и узким цилиндрическим горлом.
У савроматов были известны длинные мечи как основной тип наступательного оружия. Это одна из принципиальных особенностей культуры савроматов. Установлено, что древнейшими являются мечи с навершием в виде прямых овальных или угловатых брусков и бабочковидным (в виде крыльев бабочки) перекрестием. Археологические данные свидетельствуют о привилегированном положении женшин у сарматов: погребения жриц, женские погребения с оружием и богатыми украшениями.
В начале IV в. до н. э. савроматы стали проникать из района своего первоначального заселения на правый берег Дона, в земли, заселенные скифами и местами. Эти события привели к тому, что уже к концу IV столетия до н. э. отношения между сарматами и скифами становятся открыто враждебными, а в дальнейшем, во II в. до н. э., почти все степи Причерноморья, занятые ранее скифами, были завоеваны сарматами. Начинается новый этап истории сарматов, характеризующийся тем, что этот народ выходит на широкую историческую арену. В это время складываются военно-племенные союзы у сарматов, наиболее значительными среди них были объединения ягызов, аорсов и сираков.
В III в. до н. э. резко меняется вооружение сарматов: увеличивается роль длинного меча и копья, заметно сокращается количество стрел. Это связано с изменением боевой тактики сарматов, начинающих прибегать к конному бою с мечом и копьем в руках. Стрельба из лука отходит на второй план. С новым, более эффективным в бою железным оружием сарматы и выступили на завоевание новых территорий.
Сарматская культура периода завоеваний несколько меняет свой облик. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, значительно изменился уклад жизни. Во-вторых, сарматы подчинили своему влиянию ряд народов, культура и хозяйство которых оказали на них влияние. Сарматские погребения конца III и II вв. до н. э. широко известны между Доном и Днепром. В это время сарматы проникают и на Северный Кавказ. В этой сложной обстановке хозяйство сарматов перестает быть однородным: значительная часть населения сохраняет кочевой быт, однако под влиянием местных народов образуется значительное земледельческое население, в степных районах Подонья и Прикубанья возникают постоянные ремесленно-земледельческие поселения. Такие поселения часто образовывались возле греческих колоний. Несколько таких поселений известно, например, на Дону около Танаиса. Сарматские поселения имели оборонительные сооружения из нескольких линий рвов, валов и крепостной стены. Люди жили в глинобитных домах. На полях вокруг таких поселков выращивали пшеницу и просо. Для хранения запасов зерна устраивались большие конусообразные ямы. Значительное место в хозяйстве по-прежнему занимало скотоводство. В это время сарматы вступили в тесные торговые связи с греческими городами, особенно с городами Боспора, откуда они, по словам Страбона, получали вино, одежду, посуду и предметы роскоши. Курганы сарматской знати этого времени поражают своей роскошью и дают яркий пример развитого имущественного неравенства. Например, в кургане Хохлач около Новочеркасска находилось погребение знатной сарматской женщины. Покрывало и одежду ее украшали 700 золотых бляшек; Рядом лежали сарматские и импортные предметы из серебра и золота: ожерелья, браслеты, флаконы для душистых масел и благовоний, великолепная золотая диадема, по верхнему краю которой прикреплены фигурки козлов, оленей и изображения деревьев. Диадема украшена гранатами, жемчугом, цветным стеклом и портретным барельефом, изображающим женскую головку. Центром этой великолепной композиции является священное дерево, олицетворяющее «великую мать» — богиню плодородия. Очевидно, это погребение знатной жрицы плодородия. На высокое положение ее указывает поставленный в могилу трон, от которого сохранились остатки деревянной основы и серебряные обкладки ножек. В погребениях того времени часто встречаются изображения знатных сарматов, по которым мы узнаем, что они носили короткую рубашку, пояс, длинный плащ, мягкие сапоги. Вооружением у них служили длинное копье, меч и лук, а защищали воина кольчуга, кожаный панцирь, железный или бронзовый шлем.
Расселившись на огромной территории, сарматские племена оказались втянутыми в активную политическую жизнь древнего мира. Начиная с середины I в., они неоднократно вторгались в пределы Римской империи. Сарматское господство продолжалось в Причерноморье до IV в. н. э. Оно прекратилось с затуханием экономической и политической роли античных причерноморских городов, с продвижением на эти территории новых народов, в частности гуннов.
В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.
Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV—II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр.
Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом I в. до н. э. — концом II в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура». В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.
Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV—II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр.
Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом I в. до н. э. — концом II в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура».
- 1. Предмет, источники, задачи археологии
- 2. Археологические источники и их виды. Основные понятия археологической науки
- 3. Археологическая культура. Археологическая стратиграфия и планиграфия
- 4. Методы полевой археологии. Археологическая периодизация
- 5. Дендрохронологический и стратиграфический методы датировки
- 6. Радиоуглеродный, геомагнитный и калий-аргоновый методы датировки
- 7. Ранний палеолит. Олдувай
- 8. Ашельская эпоха
- 9. Мустьерская эпоха
- 10. Религия и культ предков неандертальцев по археологическим данным
- 11. Поздний палеолит
- 12. Палеолитическое искусство
- 13. Костенковские стоянки
- 14. Мезолит. Основные черты эпохи по данным археологии
- 15. Зачатки производящей экономики в мезолите. Микролиты и макролиты
- 16. Мезолитические культуры (культурные зоны) на территории Восточной Европы
- 17. Неолит. Основные черты эпохи
- 18. Сущность понятия «неолитическая революция». Особенности перехода к земледелию и животноводству на Ближнем Востоке, в Передней Азии и Европейском регионе
- 19. Неолит лесной и степной полосы Восточной Европы
- 20. Днепро-донецкая культура
- 21. Буго-днестровская культура
- 22. Льяловская и волосовская культуры
- 23. Общая характеристика энеолитической эпохи. Основные центры энеолита на территории бывшего ссср
- 24. Культуры воронковидных кубков и шаровидных амфор
- 25. Трипольская культура
- 26. Бронзовый век. Историческое содержание эпохи
- 27. Сущность цветной металлургии и общеисторическое значение ее открытия
- 28. Срубная культура
- 29. Катакомбная культура
- 30. Среднеднепровская культура
- 31. Фатьяновская культура
- 32. Общая характеристика железного века. Значение открытия черного металла
- 33. Гальштат
- 34. Латен
- 35. Археология государства Урарту
- 36. Археология скифов
- 37. Сарматская археология
- 38. Античная археология Северного Причерноморья
- 39. Археология Ольвии
- 40. Дьяковская культура
- 41. Милоградская культура
- 42. Зарубинецкая культура
- 43. Киевская (позднезарубинецкая) культура
- 44. Культуры раннего железного века лесной полосы Восточной Европы
- 45. Пшеворская и черняховская культуры
- 46. Основные концепции происхождения славян и археология
- 47. Расселение славян в середине – второй половине I тыс. Н. Э.
- 48. Пражская культура
- 49. Пеньковская культура
- 50. Колочинская культура
- 51. Культура длинных курганов
- 52. Лука-Райковецкая, роменско-боршевская культуры
- 53. Становление и развитие восточнославянской государственности по археологическим данным
- 54. Дружинные курганы. Гнездово