logo
Археология шпоры

45. Пшеворская и черняховская культуры

Пшеворская культура — археологическая культура железного века (II века до н. э. - IV век), распространенная на территории южной и центральной Польши. Была названа по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воеводство), около которого были найдены первые артефакты.

Область распространения зарубинецкой и пшеворская культур. — пшеворская культура — зарубинецкая культура — Римская империя.

Ранее эту территорию занимала непосредственно предшествовавшая ей и ещё более распространённая Лужицкая культура. Данная культура развивалась из культуры подклёшевых погребений при влиянии латенезированных культур. Происхождение пшеворской культуры, на основе позднепоморской культуры генетически связанной с культурой подклешевых погребений, как показало исследование погребальной обрядности, проделанное А. Невенгловским, связано с территорией нижней Силезии и примыкающей части Великопольши, испытавшими позднее довольно ощутимое ясторфское влияние. Эта культура родственна зарубинецкой культуре. Во II веке пшеворцы мигрируют на средний Дунай, где они формируют прешовскую культуру, а также на территорию Западной Украины. На базе северного варианта пшеворской культуры в междуречье средних течений Одера и Вислы сформировалась суковско-дзедзицкая культура (лехитская культура). В конце IV века развитие провинциальноримской пшеворской культуры прервалось нашествием воинственных кочевых племен - гуннов. Часть местного германского населения мигрировала на Запад в пределы Римской империи.

Иногда культуру называют провинциально-римской, поскольку при раскопках захоронений обнаруживают большое количество фрагментов римских кольчуг которые использовались наемными германцами из вспомогательных частей римской армии. При раскопках памятников данной культуры также находят застежки-фибулы Носители пшеворской культуры имели развитое вооружение: мечи, дротики. Керамика изготавливалась на основе гончарного круга

Этническая принадлежность

Одни исследователи считают данную культуру славянской и отождествляет её носителей с венедами. Писатели древнеримской эпохи описывали эту территорию как занятую лугиями (К. Годловский).

К племенам, также связанным с западной частью территории и эпохой Пшеворской культуры, относят вандалов. Также в пределах западной части территории пшеворской культуры находились мелкие германские племена гарниев, гелизиев, манимов и наганарвалов. Некоторые исследователи отождествляют (включают в состав) носителей Пшеворской культуры славян и кельтов. Однако не просматривается и полной преемственности с более поздними культурами: после IV в. (нашествия гуннов) пшеворские памятники в Польше неизвестны.

Черняховская культура — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территориях Украины (включая Крым), Молдавии и Румынии в II-IV веках. Сменяет зарубинецкую культуру.

Черняховская культура прослеживается там, где древние авторы размещают готов, причём угасает как раз в то время, когда готы мигрируют из Причерноморья на запад Европы. На этом основании большинство историков (П. Рейнеке) связывают эту культуру с державой готов.Более ранний этап развития этноса представляет вельбарская культура. Помимо основного (готского), признаётся наличие в среде черняховцев и других этнических элементов (сарматы, гепиды, даки, фракийцы, геты, славяне-анты).

ЭтимологияНазвана по могильнику у села Черняхов Кагарлыкского района Киевской области, исследованному В. В. Хвойкой в 1900—1901 годах. На территории Румынии черняховская культура именуется Сынтана-де-Муреш—Черняхов по названию селения в трансильванском жудеце Муреш. Исследованы остатки поселений и грунтовые могильники.

ЖилищаЧерняховцы жили в больших неукрепленных поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м². У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров.

По границе распространения Черняховской культуры до нашего времени сохранились так называемые Змиевы и Трояновы валы.

Были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью.

В Ильинецком районе Винницкой области обнаружен Ильинецкий карьер — древний карьер по добыче вулканического туфа для изготовления жерновов к мельницам. Археолог П. И. Хавлюк, обнаруживший карьер, датирует его создание III в. н. э. и приписывает его к Черняховской культуре.

Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы, серебра, золота. Были распространены украшения из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. В изготовлении ювелирных изделий использовалась зернь и скань. Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами. Другими видами украшений были височные кольца, браслеты, гривны, ременные бляхи.

Керамика изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм. Найдены горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы с тремя ручками. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешт (на территории Молдавии) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной в большинстве поселений.

Погребальный обряд

В погребальном обряде сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). В инвентаре погребений — керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни.

Скотоводство, земледелие, ремесло, охота, рыболовство. Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Продукцию сельского хозяйства черняховцы сохраняли в ямах-хранилищах или в больших глиняных сосудах — «зерновиках». Зерно мололи жерновами. Из домашних животных разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, домашнюю птицу.

Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Об этом свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках черняховской культуры. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. На территории черняховской культуры обнаружено более тысячи монетных кладов. Некоторые черты черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной цивилизации.

Этнический состав

Черняховская культура по времени и географии совпадает с государством Ойум, основанном готами в начале III в. н. э. и уничтоженным гуннами в конце IV века. Однако большинство исследователей считает, что черняховская культура была полиэтничной. Помимо германцев, здесь жили фракийцы-даки, ираноязычные сарматы, анты. Мнение о такой многоэтничности черняховской культуры основывается, главным образом, на наличии локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей.

Все исследователи отмечают, что следов германского элемента в топонимике и генетике в черняховской культуре нет. Академик Седов В. В. отмечает что основным населением черняховской культуры были славяне-анты (преимущественно с севера этой культуры), скифо-сарматы (на юге), фракийцы и балты. Германский (вельбарский) элемент концентрируется в Прутско-Днестровском регионе, что подтверждают исторические источники, и небольшое количество их также отмечается в Нижнем Поднепровьи. На основании археологических источников он выводит, что Ойум ("водная страна") находился в районе Полесья, ограничиваясь Пинскими болотами.

Особняком стоит мнение Б. А. Рыбакова, который считал, что черняховскую культуру следовало бы скорее относить к ранней древнеславянской, и доскональный анализ, проведенный археологом, скорее свидетельствует не о зарождении черняховской культуры за счёт задержавшихся там готов, но скорее о заметном её упадке в тот период. Существует гипотеза о перерастании её в в пражскую культуру, однако керамика этих культур сильно разнится.

Считается, что именно во времена существования черняховской культуры праславянский язык позаимствовал много слов германского происхождения хлеб, хлев, скот, блюдо, котёл, колодец, шлем, меч, витязь, князь, труба, церковь, стекло, буква, редька.