12. Палеолитическое искусство
Ученые, рассматривая расположение наскальных рисунков, отмечают, что они чаще всего находятся из высоте 1,5—2 метра в доступных местах. Реже можно встретить рисунки в труднодоступных местах, где художник, наверняка, наносил рисунки не без посторонней помощи или при помощи специальных конструкций — примитивной лесенки: или приваленного к стене камня. Изображения встречаются как на стенах пещер, так и на потолках. Некоторые потолочные рисунки из-за низкого, нависающего над гротом или пещерным туннелем потолка, можно рассматривать только фрагментарно. Манера исполнения рисунков и гравюр также различна. Первобытные художники не соблюдали взаимных пропорций отдельно изображаемых животных. Часто на гравюрах произвольно накладывается одно изображение на другое.
В наскальных рисунках не соблюдаются законы перспективы, то есть отсутствует соблюдение пропорций между отдельными животными. Палеолитический художник не выстраивал композицию рисунка, он, наверняка, писал сначала одну фигуру, затем другую, третью, поэтому сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что первобытный художник не пользовался пространственным видением мира. Еги перспективное видение (вернее, полное отсутствие такового) проявляется в изображении каждого объекта.
Так, в некоторых пещерах археологами были обнаружены рисунки, на которых не хватает головы. Отсюда видно, что для первобытного человека животное — источник пищи; гушка и голова имеют для него неодинаковую значимость, голова зверя интересна ему лишь как второстепенная деталь.
Обычны для палеолитического искусства и такие рисунки и гравюры, на которых изображено и то, что художник знал об изображаемом животном. Так, в пещере Пиндаль (Испания) изображен мамонт, у которого красным цветом отмечена область сердца. Или в пещере Абри дю Пуассон "художник выгравировал рыбку, внутри которой изображены ее внутренности. При более детальном рассмотрении наскальных гравюр и рисунков, невольно обращаешь внимание на то, что художник старался изображать движение, застывших, неподвижных фигур почти нет. Движение выражено наклоном или поворотом головы, положением пересеченных конечностей. Так, в пещере Пеш-Мерль найдено изображение бегущего большерогого оленя. Рисунок выполнен пальцем на глине, отложившейся на стенах пещеры. Стремительный бег животного передан вытянутыми ногами. Реже встречаются изображения, выгравированные пальцем или палкой на глине, чаще всего на полу пещеры. Но большинство из них не сохранилось до нашего времени, так как они менее стойкие, чём гравюры на скальной породе.
Одной из самых простых является гравировка рисунка пальцем или палкой на глине или на скальной стене, покрытой цветной глиной. Эту технику принято считать самой старой. Довольно часто эти рисунки напоминают каракули ребенка, состоят из хаотичных, бессистемных завитков и линий, в других случаях — изображение четкое, выгравировано умело, явно с использованием острого предмета. В монументальном на^ скальном искусстве иногда встречается комбинированная техника росписи и гравюры.
Для гравюр художники применяли различные минеральные красители. Желтую, красную и коричневую краски обычно приготовляли из охры, черную и темно-бурую — из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина (белой глины), различные оттенки желто-красного цвета — из лемонита и гематита, черный цвет — из древесного угля. В качестве вяжущего вещества чаще использовалась вода, реже — жир.
В позднепалеолитических слоях были обнаружены запасы порошковых красителей или комки красителей, которые использовались наподобие цветных карандашей. Вполне возможно, что красная краска использовалась для раскрашивания тела в некоторых ритуалах. Были найдены также отдельные фрагменты посуды из-под красок.
Некоторые изображения животных настолько точно переданы, что отдельные ученые пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного. Особой популярностью и период палеолита пользовались лошади, их изображения ветре чаются довольно часто. Но наиболее излюбленным сюжетом того времени являются бизоны, дикие туры, мамонты и носороги. Реже встречается изображение северного оленя. К числу крайне редких сюжетов относятся рыбы, змеи, некоторые виды птиц и насекомых, а также растительность.
- 1. Предмет, источники, задачи археологии
- 2. Археологические источники и их виды. Основные понятия археологической науки
- 3. Археологическая культура. Археологическая стратиграфия и планиграфия
- 4. Методы полевой археологии. Археологическая периодизация
- 5. Дендрохронологический и стратиграфический методы датировки
- 6. Радиоуглеродный, геомагнитный и калий-аргоновый методы датировки
- 7. Ранний палеолит. Олдувай
- 8. Ашельская эпоха
- 9. Мустьерская эпоха
- 10. Религия и культ предков неандертальцев по археологическим данным
- 11. Поздний палеолит
- 12. Палеолитическое искусство
- 13. Костенковские стоянки
- 14. Мезолит. Основные черты эпохи по данным археологии
- 15. Зачатки производящей экономики в мезолите. Микролиты и макролиты
- 16. Мезолитические культуры (культурные зоны) на территории Восточной Европы
- 17. Неолит. Основные черты эпохи
- 18. Сущность понятия «неолитическая революция». Особенности перехода к земледелию и животноводству на Ближнем Востоке, в Передней Азии и Европейском регионе
- 19. Неолит лесной и степной полосы Восточной Европы
- 20. Днепро-донецкая культура
- 21. Буго-днестровская культура
- 22. Льяловская и волосовская культуры
- 23. Общая характеристика энеолитической эпохи. Основные центры энеолита на территории бывшего ссср
- 24. Культуры воронковидных кубков и шаровидных амфор
- 25. Трипольская культура
- 26. Бронзовый век. Историческое содержание эпохи
- 27. Сущность цветной металлургии и общеисторическое значение ее открытия
- 28. Срубная культура
- 29. Катакомбная культура
- 30. Среднеднепровская культура
- 31. Фатьяновская культура
- 32. Общая характеристика железного века. Значение открытия черного металла
- 33. Гальштат
- 34. Латен
- 35. Археология государства Урарту
- 36. Археология скифов
- 37. Сарматская археология
- 38. Античная археология Северного Причерноморья
- 39. Археология Ольвии
- 40. Дьяковская культура
- 41. Милоградская культура
- 42. Зарубинецкая культура
- 43. Киевская (позднезарубинецкая) культура
- 44. Культуры раннего железного века лесной полосы Восточной Европы
- 45. Пшеворская и черняховская культуры
- 46. Основные концепции происхождения славян и археология
- 47. Расселение славян в середине – второй половине I тыс. Н. Э.
- 48. Пражская культура
- 49. Пеньковская культура
- 50. Колочинская культура
- 51. Культура длинных курганов
- 52. Лука-Райковецкая, роменско-боршевская культуры
- 53. Становление и развитие восточнославянской государственности по археологическим данным
- 54. Дружинные курганы. Гнездово