logo
Археология шпоры

44. Культуры раннего железного века лесной полосы Восточной Европы

В лесной зоне Восточной Европы технология получения железа и производства из него железных орудий распространяется значительно медленнее, чем в степной. Поэтому наряду с изделиями из железа местное население использует орудия из бронзы, кости и даже камня. Значительное место в хозяйственной деятельности продолжает играть охота и рыболовство, наряду с которыми появляется подсечное земледелие и скотоводство. В этническом плане население лесной зоны было неоднородно.

Балтские племена проживали по границе с ираноязычными скифскими и сарматскими племенами в западной части лесной зоны и являлись потомками индоевропейских племен шнуровой керамики эпохи бронзы. Северная граница их расселения проходила по линии рек Западная Двина – Ока. К числу балтских относятся Милоградская, Днепро-Двинская, Юхновская, Верхнеокская культуры. Балты вели подсечное земледелие и разводили коров, овец, свиней и лошадей. Их жизнь протекала на укрепленных поселениях - городищах, расположенных в труднодоступной местности. Размеры городищ небольшие, что сильно отличает их от скифских. Часто городища расположены группами, чего также не знает скифская культура. Укреплением является вал с напольной стороны, усиленный частоколом. Жилища представляют небольшие глубокие полуземлянки столбовой конструкции и наземные срубные дома площадью 12-16 кв. м. с очагом без обмазки. Здесь найдены каменные, бронзовые и железные топоры, железные серпы, плиты-зернотерки, мотыги. Для орудий труда на ранних этапах широко применялась кость. Из нее изготавливались наконечники стрел, мотыги, гарпуны, иглы и др. Керамика круглодонная с жемчужным орнаментом и сохраняет следы гребенчато-ямочной орнаментации. Собственных типов украшений и оружия балтами не создано, а используются характерные для иранского и европейского мира.

Могильники расположены непосредственно за валами городищ и образуют целые поля погребений. Они представляют собой овальные ямы 1,5 х 1 м, в которые ссыпались кремированные останки покойников. Вещей в могиле мало и они носят случайный характер. На южных границах балтского ареала наряду с грунтовыми ямами под влиянием скифов и сармат иногда появляются курганы с трупоположениями.

Финно-угорские племена раннего железного века расселяются к востоку и северу от балтов и образуют несколько родственных культур (Дьяковская, Городецкая, Ананьинская и др.). Основным занятием финно-угров на раннем этапе является оседлое скотоводство и охота с рыбалкой. У северных и восточных групп финно-угров доля охоты и рыболовства возрастает. Ближе к началу нашей эры под влиянием балтов западные группы финно-угров начинают вести подсечное земледелие.

Дьяковская культура развивается в западной части Волго-Окского междуречья с VII в. до н.э. по VI в н. э. Основным типом поселений является небольшое городище, расположенное на труднодоступных местах. Ранние укрепления состоят из частокола или составленных вместе домов, поздние – из мощных валы, усиленных по верху деревянными стенами. Проход в валах устроен так, чтобы входящий долго время шел под обстрелом со стен. Наиболее ранними жилищами являются землянки и полуземлянки округлой и прямоугольной формы. Позже получает развитие наземный сруб. На городищах найдены типичные для лесной полосы орудия из железа, бронзы и кости. Металлические изделия представлены топорами, серпами, конской упряжью, ножами с горбатой спинкой, разнообразными и металлическими пряжками и застежками, фибулами, браслетами, подвесками, в том числе шумящими. Из кости изготовлены мотыги, гарпуны, наконечники стрел, иглы и т.д. Изготовление железных орудий приобретает широкий размах только в начале нашей эры. Наиболее яркой чертой Дьяковской культуры является лепная посуда, сохраняющая оттиски грубых тканей, используемой при ее изготовлении – т.н. сетчатая керамика. Постепенно сетчатую керамику вытесняет гладкая посуда. Из глины делались скульптурные женские изображения и колесики с дырочками, назначение которых до сих пор не известно. Погребальный обряд заключался в сожжение умершего на специальных площадках, после чего собранные остатки помещались в специальные сооружения на столбах – домики мертвых. Из всех финно-угорских культур испытала наиболее сильное влияние балтского мира.

Городецкая культура развивается одновременно с Дьяковской на Оке и Суре и на раннем этапе практически ей идентична. На позднем этапе под усилившимся давлением балтов и славян городецкие племена смещаются восточнее, достигая Самарской Луки и Волги. Для них характерны как неукрепленные, так и укрепленные поселения. Городища расположены на мысах и возвышенных участках берега. С напольной стороны они укреплены 1-3 рядами валов. Иногда валы сооружены из обоженной глины и двух рядов плетня. Между плетнем насыпалась земля. Среди жилищ известны прямоугольные землянки, углубленные до 1 м и округлые наземные до 4 м диаметром. Одним из отличительных признаков Городецкой культуры является рогожная керамика с отпечатками прямоугольного штампа. На рубеже нашей эры происходит смена рогожной керамики на гладкостенную. На ранних этапах сохраняется много орудий из кости, позже увеличивается доля железных орудий. Другие находки не столь специфичны и встречаются на памятниках соседних культур. В погребальном обряде используется как ингумация в ямах на спине, так и кремация на жертвенных площадках. Одна из таких площадок в виде круга из камней и обоженной глины обнаружена в урочище Шолом на территории Ульяновской области. Доля кремированных захоронений в могильниках возрастает к западу и югу, что связано с влиянием балтов и славян.

Ананьинская культура распространена на Средней Волге и в Прикамье в VIII-VI вв. до н. э. Следы ананьинского присутствия обнаружены в вблизи места впадения левобережных притоков Волги (реки Утка, Майна, Урень, Калмаюр) на территории Старомайнского и Чердаклинского районов Ульяновской области. Формирование этой культуры происходило на основе местного населения позднего бронзового века (Приказанская культура) при участии более северных племен среднего и северного Прикамья. Ведущей отраслью хозяйства является рыболовство и охота. Разведение домашних животных практиковали только самые южные группы ананьинского населения, да и то в ограниченном количестве. Следов земледелия не обнаружено. Ананьинским населением оставлены многочисленные укрепленные родовые поселки – городища. Они расположены на мысах рек и оврагов и имеют небольшие размеры, пригодные для размещения всего лишь нескольких десятков человек. Наземные жилища прямоугольной формы сооружены из бревен и оборудованы несколькими выходами и очагами. Погребения совершаются в овальных ямах головами к реке, либо в домиках мертвых - наземных сооружениях из бревен с многочисленными внутренними перегородками-клетушками. На многих могильниках почти нет детских погребений. Объяснение этому факту дает этнография. У самоедов умерших детей не зарывали в землю, а подвешивали на деревья как чистые создания. В могилах находят символические дары: наконечники стрел и копий, кельты, украшения. Рядом с могилами расположены ритуальные кострища. На Каме могильников не обнаружено, что дает основание считать существование здесь наземного способа погребения.

Вещевые комплексы из могильников и поселений включают орудия труда, оружие, конскую сбрую, украшения, круглодонную глиняную посуду с раковинной примесью. Одним из наиболее выразительных предметов Ананьинской культуры является бронзовый кельт линзовидного и шестигранного сечения. В могилах часто встречаются бронзовые и железные наконечники копий с длинной и короткой втулкой, наконечники стрел из бронзы, железа, камня и кости, топоры-секиры, кинжалы, удила и псалии. Особое внимание привлекают многочисленные женские украшения из металла: височные подвески в виде спиральки и кольца, шейные гривны из квадратного или округлого дрота и проволоки, разнообразные бляхи (налобные, нагрудные, поясные). Многие металлические изделия имеют скифский облик. Отмечаются присутствие металлических украшений и оружия с Кавказа.

В III в. до н.э. на основе Ананьинской культуры возникает Пьяноборская, просуществовавшая в Прикамье до II в. н.э. Характер основных занятий населения в это время меняется мало. Заметно усиливается защищенность городищ, появляются новые виды украшений, в том числе массивные эполетообразные застежки. На позднем этапе Пьяноборская культура подвергается сильному влиянию тюркских племен, проникших в Прикамье под напором гуннов и их союзников. В первой половине I тыс. н.э. на основе Пьяноборской культуры в Прикамье формируется несколько родственных финно-угорских культур (Азелинская, Мазунинская), доживающих до раннего средневековья. Для них характерно обилие металлических украшений в женском костюме, в могилах мужчин много оружия: мечи длиной 90 см, копья, панцири, шлемы, копья. Заметно увеличивается доля орудий из железа и роль скотоводства. Есть свидетельства появления сохи с железным наконечником.