49. Пеньковская культура
славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области, где она вытесняется салтово-маяцкой культурой.
Памятники пеньковской культуры впервые были обнаружены в середине 1950-х годов в Потясминье работами Кременчугской новостроечной экспедиции под руководством Д. Т. Березовца. Экспедиция исследовала культуру у села Пеньковки, названую позже пеньковской культурой. С тех пор было обнаружено множество подобных поселений. Их исследовали такие археологи как Баран В. Д., Приходнюк О. М., Русанова И. П., Седов В. В. и многие другие.
К наиболее исследованным памятникам пеньковской культуры относятся поселения Вильховчик, Будище, Игрень-Подкова и группа могильников в окрестностях села Большая Андрусовка в Поднепровье; поселения Хитцы, Заньки, Бельск, Полузорье, Сушки на левобережье Днепра; поселение Скибницы, Семенки, Кочубеевка и металлургический комплекс возле села Гайворон. на Южном Буге.
Ареал распространения пеньковской культуры охватывает обширное пространство Восточноевропейского пограничья лесостепи и степи от Северского Донца на востоке до Молдавии на западе. В северном направлении от Прута до Правобережного Поднепровья он соприкасается с пражской культурой, а на левобережье Днепра — с родственной колочинской. На территории современной Украины сейчас известно более 300 памятников пеньковской культуры.
Пеньковцы селились близ рек в неукреплённых поселениях, состоящих как правило из полуземлянок. Поселения располагались гнёздами, по 3-5 селищ, на расстоянии 5-7 километров. Площадь селищ не превышала 2-3 гектаров. За редким исключением, количество жилищ было не больше 30, при этом использовалось одновременно не больше 12-15. Полуземлянки наблюдаются двух видов — каркасные и срубные. Каркасная полуземлянка представляла собой яму 0,6-0,8 метров, по периметру которой находились укрепляющие жилище столбы. Кровля была покрыта брёвнами. Срубная полуземлянка представляла собою яму тех же примерно размеров, но внутри неё находился деревянный сруб. Каркасные постройки считаются более ранними по времени, а срубные более поздними. Форма жилищ обычно прямоугольная, иногда овальная. В овальной форме также сказывается кочевническое влияние. Крышу жилища обычно покрывали соломой или камышом, в дальнейшем засыпая крышу землёй.
Вход в жилище обычно располагался с южной или восточной стороны. Отапливалось жилище очагом или печью-каменкой. Для ранних жилищ характерны очаги, а для поздних каменные печи. Обычно очаг или печь находились в противоположном углу от входа. Очаг обычно делался из крупных и мелких кусков песчаника. В его строении видны ещё кочевнические настроения. Печи-каменки делались также из песчаника. Камни между собой скреплялись глиною, а иногда вообще ничем не скреплялись. Иногда в основу печи клали большую каменную плиту.
Хозяйственные ямы представляют собой углублённые в почву на 0,7 −0,9 метров ямы. Они служили для хранения различных продуктов. В них часто находят керамику, кости и тому подобное. Количество хозяйственных ям обычно превышает количество жилищ (примерно на одно жилище 4-5 хозяйственных ям). На поселениях, исследованных широкими площадями, известны очаги и печи за пределами сооружений. Очаги глинобитные или каменные, диаметром около 1 м, печи близкие по конструкции к бытовым. Они размещались вблизи жилищ и использовались в летнее время как кухни. Не исключено, что над летними кухнями сооружались перекрытия, следы от которых не сохранились.
Керамика: По особенностям материальной культуры пеньковская культура близка к пражской. Керамика представлена горшками, мисками и сковородами.
Изделия из кости: Пеньковцы из кости изготавливали гребни, иголки и шила.
Металлургия: Культура обладала кузнечными центрами. Найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки.
Погребальный обряд представлен трупосожжениями (что отличает данную культуру от предшествующей черняховской). Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые. Погребальный инвентарь крайне бедный: бронзовые украшения — трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги, фибулы. Погребения, как правило, располагались в 0,5-1 километров от селищ на низких или возвышенных участках местности. Курганы отсутствовали, что отличает эту культуру от исторических кривичей и вятичей.
Хозяйство
Основу хозяйства составляло пашенное земледелие и приселищное животноводство. Практиковалась и ручная обработка земли приусадебных участков железными теслами-мотыжками. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овёс, рожь и коноплю.
Генезис и связь с другими культурами
Д. Т. Березовец поначалу считал эту культуру — культурой летописных уличей. Позже он высказывал немного осторожнее и считал, что пеньковские древности оставлены пришедшими с севера славянами, и что это единая славянская культура. П. Н. Третьяков усматривал генетическую подоснову пеньковских древностей в позднезарубенецких памятниках Верхнего Поднепровья. Согласно его версии, славянские зарубинецкие племена, занимавшие территорию Лесостепного Правобережья Днепра, поречье Припяти и Верхнего Поднестровья в II—III веках нашей эры были оттесняны на север и северо-восток черняховским населением. В послегуннское время, в середине 1-го тысячелетия нашей эры, начинается обратный процесс расселения славян на юг, вследствие чего они заняли обширную территорию Днепро-Днестровского лесостепного района и бассейн нижнего Дуная.
В. В. Седов считает пеньковскую культуру славянской (антской), высказываясь в пользу её черняховской подосновы. Однако он отмечает, что эта культура не переросла потом в культуру Киевской Руси, а закончила своё существование в начале VIII века нашей эры. А. Т. Смиленко также считает пеньковское население антами, но в процесс формирование этой народности она включает не только черняховское население, но и северные племена восточных славян. Также славянской считают пеньковскую культуру такие авторы, как В. Д. Баран, Е. А. Горюнов, В. К. Михеев, О. М. Приходнюк, О. В. Сухобоков, П. И. Хавлюк.
Но все же некоторые авторы определяют эту культуру, как неславянскую или не совсем славянскую. Так М. И. Артамонов считает пеньковскую культуру болгарской и приводит много интересных доказательств в пользу этого. И. П. Русанова корни этих древностей видит в черняховском, неславянском по её мнению населении. Она считает пеньковский этнос полиэтническим (многонациональным), в который входили болгары, славяне, иранское население и другие народности. И лишь постепенно, на самом позднем этапе существования племена пеньковской культуры славянизируются под влиянием северных соседей.
Обнаруженные на южном Днепре поселения Пеньковской культуры с юртоподобными жилищами позволяют считать, что в состав этой культуры вливались тюркоязычные (булгарскими) кочевники.
- 1. Предмет, источники, задачи археологии
- 2. Археологические источники и их виды. Основные понятия археологической науки
- 3. Археологическая культура. Археологическая стратиграфия и планиграфия
- 4. Методы полевой археологии. Археологическая периодизация
- 5. Дендрохронологический и стратиграфический методы датировки
- 6. Радиоуглеродный, геомагнитный и калий-аргоновый методы датировки
- 7. Ранний палеолит. Олдувай
- 8. Ашельская эпоха
- 9. Мустьерская эпоха
- 10. Религия и культ предков неандертальцев по археологическим данным
- 11. Поздний палеолит
- 12. Палеолитическое искусство
- 13. Костенковские стоянки
- 14. Мезолит. Основные черты эпохи по данным археологии
- 15. Зачатки производящей экономики в мезолите. Микролиты и макролиты
- 16. Мезолитические культуры (культурные зоны) на территории Восточной Европы
- 17. Неолит. Основные черты эпохи
- 18. Сущность понятия «неолитическая революция». Особенности перехода к земледелию и животноводству на Ближнем Востоке, в Передней Азии и Европейском регионе
- 19. Неолит лесной и степной полосы Восточной Европы
- 20. Днепро-донецкая культура
- 21. Буго-днестровская культура
- 22. Льяловская и волосовская культуры
- 23. Общая характеристика энеолитической эпохи. Основные центры энеолита на территории бывшего ссср
- 24. Культуры воронковидных кубков и шаровидных амфор
- 25. Трипольская культура
- 26. Бронзовый век. Историческое содержание эпохи
- 27. Сущность цветной металлургии и общеисторическое значение ее открытия
- 28. Срубная культура
- 29. Катакомбная культура
- 30. Среднеднепровская культура
- 31. Фатьяновская культура
- 32. Общая характеристика железного века. Значение открытия черного металла
- 33. Гальштат
- 34. Латен
- 35. Археология государства Урарту
- 36. Археология скифов
- 37. Сарматская археология
- 38. Античная археология Северного Причерноморья
- 39. Археология Ольвии
- 40. Дьяковская культура
- 41. Милоградская культура
- 42. Зарубинецкая культура
- 43. Киевская (позднезарубинецкая) культура
- 44. Культуры раннего железного века лесной полосы Восточной Европы
- 45. Пшеворская и черняховская культуры
- 46. Основные концепции происхождения славян и археология
- 47. Расселение славян в середине – второй половине I тыс. Н. Э.
- 48. Пражская культура
- 49. Пеньковская культура
- 50. Колочинская культура
- 51. Культура длинных курганов
- 52. Лука-Райковецкая, роменско-боршевская культуры
- 53. Становление и развитие восточнославянской государственности по археологическим данным
- 54. Дружинные курганы. Гнездово