Аграрный капитализм
В результате Крымской войны не только англо-французские армии победили русскую, но и отечественный аграрный капитализм победил промышленный. Для российского промышленного капитала новый таможенный тариф был безусловным поражением, лишь отчасти компенсировавшимся новыми возможностями, связанными с освобождением крестьян и строительством железных дорог. Подъем 30-40-х годов XIX века сменился стагнацией промышленности.
Промышленный спад 1857 года затронул Россию даже более, чем западные страны. Струмилин объясняет это тем, что мировой кризис перепроизводства совпал здесь с «кризисом всей системы крепостнического хозяйства» [511]. Однако, как мы видим из сельскохозяйственной статистики, положение помещичьего хозяйства в это время как раз улучшалось. Скорее перед нами просто частный случай общего правила капиталистического рынка: во время кризиса поставщики сырья страдают больше, чем продавцы готовой продукции, «периферийные» страны – больше «центра», а слабые экономики – больше сильных. Так и теперь, как и в 1847 году, от кризиса понесли наибольшие убытки русские поставщики промышленного сырья для западных рынков. С другой стороны, переход на «фритредерскую систему» в разгар кризиса нанес тяжелый удар по промышленности.
Освобождение крестьян в 1861 году не оказало на промышленность оживляющего воздействия. «В «освобожденной» России индустрия развивалась хуже, чем в разгар николаевского крепостничества», – констатирует Покровский [512]. Именно николаевская «эпоха застоя» была временем бурного развития промышленности и культуры (достаточно вспомнить Пушкина, Белинского, Гоголя, Герцена), тогда как последующая «эпоха великих реформ» обернулась чрезвычайно медленным ростом промышленности, правлением политических посредственностей и куда менее впечатляющими результатами для отечественной культуры [513].
Единственная промышленная отрасль, которая развивалась в 60-е годы успешно, – это строительство железных дорог. Для этой деятельности «фритредерский» тариф, безусловно, был благом, ибо облегчал импорт машин и металла из-за границы. Значительная часть машин вообще ввозилась по казенным и частным заказам беспошлинно.
Постройка железных дорог, писал Покровский, «была самым крупным толчком к развитию капитализма, какой Россия получала в течение всего XIX века» [«Американский путь» мог бы реализоваться лишь в том случае, если бы в стране происходила не реформа, а революция, причем единственным слоем, способным взять и удержать власть в условиях всеобщего распада, была бурно росшая в те годы интеллигенция, а формой ее власти, скорее всего, оказалось бы террористическая диктатура. О том, какие порядки могли бы возникнуть в результате подобной революции, достаточно ясно предупреждали Маркс и Энгельс. Наиболее влиятельные идеологи русского революционного движения той эпохи – П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев – при всем несходстве своих взглядов единодушны, когда говорят, что новые порядки будут насаждаться с помощью террора. Бессмысленно искать причины этого единодушия в кровожадности революционеров. Если Ткачев предусматривал в России прогрессивную авторитарную власть наподобие якобинской диктатуры во Франции XVIII века, то Лавров, ненавидевший государство и веривший в освобождение личности, доказывал, что террор должны осуществлять сами массы под pyководством «Социалистического Союза», а в качестве образца для подражания приводил американский «суд Линча»]. Без этого немыслима была бы новая волна индустриализации и модернизации, без железных дорог не могли развиваться традиционный торговый капитал и помещичий аграрный капитализм. И не в последнюю очередь железнодорожное строительство способствовало интеграции в мировую экономику. Для вывоза зерна нужны были дороги. И невозможно было ждать, пока отечественные промышленники накопят средства: мировой рынок требовал зерна немедленно. Западные кредиты сыграли немалую роль в крестьянской реформе, но в железнодорожной программе 1860-х годов их роль была просто решающей.
«Железнодорожная горячка» сопровождалась «учредительской горячкой» в банковском деле. За 1868-1873 годы было основано 26 банков (для сравнения – к 1894 году общее число русских банков достигло 34). Испытывая недостаток средств для финансирования крупных строительных проектов, отечественные банки вынуждены были обращаться за кредитами на Запад, а позднее – продавать на берлинском и парижском рынках свои акции.
В строительстве железных дорог принимали участие не только иностранные финансисты, но и русские аристократы. В списках учредителей компаний мы находим самые знатные фамилии страны. Им легче, чем дикому провинциальному купечеству, было наладить отношения с иностранцами, добиться поддержки проектов в Петербурге. Поскольку железные дороги не дали ожидаемой прибыли, они стали постепенно переходить в руки государства. Не «национальная буржуазия», а знать и ее правительство в союзе с иностранным капиталом были главной основой аграрного капитализма второй половины XIX столетия.
- Кагарлицкий б. Ю. Периферийная империя: циклы русской истории
- Введение история как политика
- Предмет и метод
- Школа покровского
- «Цивилизационная школа»
- Миросистемный анализ
- «Центр» и «периферия»
- Кондратьевские циклы
- Русская судьба
- Глава I страна городов
- Время наводить порядок
- Киев и его враги
- Судьба хазарии
- Христианство и торговля
- Древнерусская урбанизация
- Расцвет торговли
- Глава II упадок XIII века
- Виновато ли татарское иго?
- Монгольская империя
- Запад в XIV веке
- Под властью татар
- «Разобщение» руси
- «Безмонетный» период
- Немцы против новгородцев
- Глава III москва и новгород
- Партнеры москвы: татары и итальянцы
- Феодализм в россии
- Новгород: младший партнер ганзы
- Была ли «новгородская альтернатива»?
- Падение царьграда
- Глава IV «английский царь» англичане «открывают» московию
- Северный путь
- «Московская компания»
- Партнеры или конкуренты?
- Стратегический союз
- Ливонская война
- Нарвское плавание
- Опричнина
- Катастрофа в ливонии и успехи голландцев
- Конец «английского царя»
- Глава V кризис XVII века
- Русская смута и англичане
- Английская революция и московия
- Англичане против голландцев
- Кризис XVII века
- Страна, где все торгуют
- Иноземные промышленники
- Глава VI периферийная империя
- Капитализм и рабство
- Крепостничество и рынок
- Закрепощение
- Подневольный труд
- Освоение сибири
- Казачество
- Борьба с польшей
- Доморощенная буржуазия
- Глава VII дело петрово
- Западное влияние
- Европейский фасад
- Империя расширяется
- Самодержавие
- Глава VIII экспансия XVIII века
- Государство романовых
- Английский капитал
- Британцы на каспии, французы в петербурге
- Разрыв с англией
- Промышленный подъем
- Русский металл
- Бросок на юг
- Глава IX житница европы хлебный экспорт
- Зерно как стратегия
- Континентальная система
- «Дворянское манчестерство»
- Декабристы
- Эпоха реакции
- Конфликт с британией
- Отмена «хлебных законов»
- Глава X крымская война и миросистема
- Хлебный вопрос
- Экономический кризис
- Война и блокада
- Итоги войны
- Глава XI эпоха реформ
- Вторая индустриальная революция
- Россия в мировой реконструкции
- Аграрный капитализм
- Крестьянский вопрос
- Рыночная депрессия и политическая реакция
- Народники и марксисты
- Российский колониализм
- «Отсталость» или «периферийное развитие»?
- Глава XII расцвет русского капитализма: от витте к столыпину
- Эра витте
- Индустриализация на юге россии
- Импортированный капитализм
- Русское правительство и иностранный капитал
- Кризис 1899-1900 годов
- Надвигается революция
- Буря 1905 года
- Эпоха реакции и реформ: правительство столыпина
- 1907-1914: Битва за россию
- Глава XIII революционный разрыв
- Большевизм
- Новая экономическая политика
- Советская россия и мировой рынок
- Проблема накопления
- От авторитаризма к тоталитаризму
- Кризис хлебозаготовок
- «Великий перелом»
- Все на продажу
- Успех индустриализации
- Глава XIV советский мир
- «Холодная война»
- Попытки реформ
- Эра стабильности
- Стратегия компенсации
- Компенсационные сделки
- Разложение восточного блока
- Нефтяной шок
- От «застоя» к «перестройке»
- Глава XV возвращение на периферию
- Внешний долг
- Топливная экономика и вывоз капитала
- Деиндустриализация
- Олигархическое государство
- Дефолт 1998 года
- Кейнсианство по-русски
- Вторая «стабильность»
- Москва между берлином и вашингтоном
- Недостроенная нация
- Жизнь не по средствам
- Глава XVI «энергетическая сверхдержава»
- Стабилизация
- Проект путина
- Не только нефть
- Транснациональный капитал
- Заключение
- Оглавление
- Оглавление