Самодержавие
Авторитаризм русского государства в XVI-XVII веках далеко не уникален. Иван Грозный мог недоумевать по поводу странных английских порядков, при которых его «царственная сестра» Елизавета мирилась с парламентским представительством, но другие европейские монархи смотрели на лондонское правительство с такими же чувствами. Для того времени исключением была именно Англия. И неслучайно новая династия Стюартов, взойдя на трон, пыталась исправить политическую систему на континентальный манер.
Совершенно иначе обстояло дело в XVIII-XIX веках, когда принципы политического представительства пробивают себе дорогу в Европе. На Западе происходят буржуазные революции и политические реформы, тогда как в России самодержавие не только сохраняется, но и укрепляется. Неудивительно, что современниками это воспринимается как доказательство отсталости. Однако этот авторитаризм был необходимым следствием крепостничества, которое отнюдь не было просто пережитком прошлого. Экономика «просвещенного» XVIII века основывается на принудительном труде, который, в свою очередь, обеспечивает включение России в систему европейских держав. Крепостничество остается ключевым элементом всего модернизаторского петербургского «проекта», экономической основой русского «западничества».
Непрерывно усиливающееся вовлечение в мировую систему требовало модернизации русского капитализма. Между тем отечественная буржуазия, как и в большинстве периферийных обществ, не только отставала от своих западных «братьев по классу», но и не могла в полной мере удовлетворить потребности мировой экономики в русских товарах. Именно поэтому решающую роль в формировании капиталистических отношений с самого начала играет именно государство, обслуживающее, прежде всего, потребности мирового, а не внутреннего рынка.
«Торговый капитализм, – писал М. Покровский, – шел к нам с Запада; мы уже тогда были для Западной Европы той колонией, характер которой во многом мы сохранили доселе» [358].
Крепостническая Россия в XVIII веке оставалась для Запада крупнейшим поставщиком сельскохозяйственных товаров, сырья и полуфабрикатов. Причем львиная доля русского экспорта приходилась на буржуазные страны – Англию и Голландию.
Активную роль в международной торговле играла православная церковь. Основатель Печенгского монастыря преподобный Трифон был, безусловно, одним из пионеров торгового капитализма, наладив экспорт зерна в Нидерланды. Дела шли хорошо, и печенгские братья заключили торговые соглашения с партнерами в Антверпене, а затем в Амстердаме.
Хотя масштабы русской торговли с завоеванием балтийских портов резко выросли, структура ее оставалась примерно такой же, как и в предшествующее столетие. Продолжался вывоз древесины. В огромных количествах вывозились технические культуры – лен, пенька. Как отмечают современные исследователи, рыночный спрос влиял на организацию помещичьего хозяйства. Интерес к техническим культурам резко возрос, «расширение их посевов, улучшение обработки продукции во многом были продиктованы внешним спросом» [359]. Часть урожая передавалась помещику в виде натурального оброка, остальное скупалось перекупщиками.
Буржуазия в России развивалась, срастаясь с самодержавным государством и помещичьим землевладением. Старейшие купеческие семьи в Москве были, по свидетельству историков, «самым теснейшим образом в своей деятельности связаны с абсолютизмом и феодальным сектором, пользуясь привилегиями и ссудами правительства, освобождением от постоев, служб, налогов, получая право на монопольное производство и продажу товаров и использование крепостного принудительного труда» [360]. С XVIII века многочисленные купеческие семьи получали дворянство и таким образом добывали себе политические права.
По сути дела, историческая трагедия России была вовсе не в отсутствии у народа свободолюбия или привычки к свободе, а в отсутствии организованных структур гражданского общества. Именно поэтому Россия не раз завоевывала свободу, но никогда не могла закрепить ее. Включение России в мировую экономику и развитие связей с Западом вело не к становлению и расцвету гражданского общества, а к укреплению авторитаризма. Возникала противоречивая ситуация. С одной стороны, культурные и идеологические влияния, идущие с Запада, тесно связанные с развитием новых производственных отношений, требовали раскрепощения личности и формирования гражданских институтов. С другой стороны, логика экономического взаимодействия между Россией и миросистемой предполагала сохранение авторитарной системы власти, не только в государстве, но и в обществе. Этот авторитаризм не мог не пронизывать всю глубину социальных отношений.
В XIX веке историки-славянофилы яростно ругали Петра Великого за его реформы. Однако эта критика не смогла повлиять на доминирующее направление исторической мысли. И дело не только в очевидной внутренней противоречивости славянофильства, которое, яростно отрицая все западное, само по себе было в значительной мере продуктом западных, в первую очередь немецких идей – без влияния эстетики романтизма и философии Шеллинга славянофильство никогда бы не появилось на свет. Важнее то, что, рассматривая поворот России к Западу исключительно с культурной точки зрения, славянофилы в качестве своего идеала видели Москву допетровскую, не сознавая, насколько московское царство было зависимо от Запада, а русская история XVI-XVII веков подготовила и сделала неизбежной петровскую реформу. В рамках того пути, по которому страна шла с 60-х годов XVI века, эта реформа была закономерна и даже спасительна. И ее относительный успех (по крайней мере, на культурно-политическом уровне) был предопределен именно предшествующими событиями. Это был не разрыв с прежней траекторией развития, а ее кульминация.
Другой вопрос, что западное влияние отнюдь не обязательно оказывалось благом для России. Если в XVI-XVII веках Россия постоянно сражается, идет на огромные жертвы, чтобы вписаться в создаваемую Западом миросистему, то Япония в эту же эпоху закрывается от Запада. С точки зрения «западнических» теорий развития, этот шаг должен был бы обернуться для страны исторической катастрофой беспрецедентных масштабов. В последующие почти двести лет, пока Россия жила вместе с Западом, участвовала в его войнах, торговала с ним и перенимала его технологии, Япония оставалась изолированной и, казалось бы, потеряла почти два века для развития. Однако в конце 60-х годов XIX столетия, когда Япония, наконец, открылась для внешнего мира, оказалось, что ничто не мешает успешному формированию там капитализма, внедрению новых технологий и созданию современного государства. В кратчайший срок Япония догоняет Россию, а в начале XX века оказывается способна нанести ей сокрушительное поражение в войне 1904-1905 годов. Причем успех японцев предопределен не гениальностью полководцев или численным перевесом, а именно более высоким уровнем технологии и организации. Отсталой страной к началу XX века оказывается не Япония, а именно Россия!
Самоизоляция оказалась для Японской империи настолько же эффективной стратегией, насколько неудовлетворительными для самого русского общества оказались итоги модернизации, предпринятой Петербургской империей. Разумеется, островная Япония, находившаяся за тридевять земель от Европы и к тому же опирающаяся на совершенно иную культурную традицию, могла избрать изоляционистскую стратегию, которую Россия, несмотря на все мечтания ревнителей древнего благочестия, реально осуществить не могла. По крайней мере – не в XVII веке. Но невольно напрашивается вопрос: может быть, трагедия русской отсталости предопределена вовсе не отдаленностью и оторванностью от Европы, а как раз наоборот – ее близостью и связью с Западом, тем, что при всем желании Россия, ни Московская, ни Петербургская, никуда не могла от него деться?
- Кагарлицкий б. Ю. Периферийная империя: циклы русской истории
- Введение история как политика
- Предмет и метод
- Школа покровского
- «Цивилизационная школа»
- Миросистемный анализ
- «Центр» и «периферия»
- Кондратьевские циклы
- Русская судьба
- Глава I страна городов
- Время наводить порядок
- Киев и его враги
- Судьба хазарии
- Христианство и торговля
- Древнерусская урбанизация
- Расцвет торговли
- Глава II упадок XIII века
- Виновато ли татарское иго?
- Монгольская империя
- Запад в XIV веке
- Под властью татар
- «Разобщение» руси
- «Безмонетный» период
- Немцы против новгородцев
- Глава III москва и новгород
- Партнеры москвы: татары и итальянцы
- Феодализм в россии
- Новгород: младший партнер ганзы
- Была ли «новгородская альтернатива»?
- Падение царьграда
- Глава IV «английский царь» англичане «открывают» московию
- Северный путь
- «Московская компания»
- Партнеры или конкуренты?
- Стратегический союз
- Ливонская война
- Нарвское плавание
- Опричнина
- Катастрофа в ливонии и успехи голландцев
- Конец «английского царя»
- Глава V кризис XVII века
- Русская смута и англичане
- Английская революция и московия
- Англичане против голландцев
- Кризис XVII века
- Страна, где все торгуют
- Иноземные промышленники
- Глава VI периферийная империя
- Капитализм и рабство
- Крепостничество и рынок
- Закрепощение
- Подневольный труд
- Освоение сибири
- Казачество
- Борьба с польшей
- Доморощенная буржуазия
- Глава VII дело петрово
- Западное влияние
- Европейский фасад
- Империя расширяется
- Самодержавие
- Глава VIII экспансия XVIII века
- Государство романовых
- Английский капитал
- Британцы на каспии, французы в петербурге
- Разрыв с англией
- Промышленный подъем
- Русский металл
- Бросок на юг
- Глава IX житница европы хлебный экспорт
- Зерно как стратегия
- Континентальная система
- «Дворянское манчестерство»
- Декабристы
- Эпоха реакции
- Конфликт с британией
- Отмена «хлебных законов»
- Глава X крымская война и миросистема
- Хлебный вопрос
- Экономический кризис
- Война и блокада
- Итоги войны
- Глава XI эпоха реформ
- Вторая индустриальная революция
- Россия в мировой реконструкции
- Аграрный капитализм
- Крестьянский вопрос
- Рыночная депрессия и политическая реакция
- Народники и марксисты
- Российский колониализм
- «Отсталость» или «периферийное развитие»?
- Глава XII расцвет русского капитализма: от витте к столыпину
- Эра витте
- Индустриализация на юге россии
- Импортированный капитализм
- Русское правительство и иностранный капитал
- Кризис 1899-1900 годов
- Надвигается революция
- Буря 1905 года
- Эпоха реакции и реформ: правительство столыпина
- 1907-1914: Битва за россию
- Глава XIII революционный разрыв
- Большевизм
- Новая экономическая политика
- Советская россия и мировой рынок
- Проблема накопления
- От авторитаризма к тоталитаризму
- Кризис хлебозаготовок
- «Великий перелом»
- Все на продажу
- Успех индустриализации
- Глава XIV советский мир
- «Холодная война»
- Попытки реформ
- Эра стабильности
- Стратегия компенсации
- Компенсационные сделки
- Разложение восточного блока
- Нефтяной шок
- От «застоя» к «перестройке»
- Глава XV возвращение на периферию
- Внешний долг
- Топливная экономика и вывоз капитала
- Деиндустриализация
- Олигархическое государство
- Дефолт 1998 года
- Кейнсианство по-русски
- Вторая «стабильность»
- Москва между берлином и вашингтоном
- Недостроенная нация
- Жизнь не по средствам
- Глава XVI «энергетическая сверхдержава»
- Стабилизация
- Проект путина
- Не только нефть
- Транснациональный капитал
- Заключение
- Оглавление
- Оглавление