Западное влияние
В самом деле, Петр отнюдь не был правителем, внедрившим в Московском государстве западную технологию или установившим связи с Европой. И то и другое произошло задолго до него. Точнее, связи с Западом никогда и не прекращались.
Вопреки представлениям позднейшей «западнической» публицистики Московия никогда не была изолированной от Запада – ни дипломатически, ни экономически. В противном случае немыслимо было бы и существование в Москве знаменитой Немецкой слободы, где юный царевич Петр учил немецкий и голландский языки и перенимал европейские манеры. Но в то же время власть, возникшая в России после поражения в Ливонской войне и потрясений Смуты, действительно сознательно выбрала изоляцию, только не экономическую, а культурную, идеологическую. Государство первых Романовых, испытывая возрастающую зависимость от западных технологий, пыталось компенсировать это культурным самоутверждением, противопоставлением «московского благочестия» западным нравам. Россия не изолировалась от европейской культуры, а противопоставляла себя ей. Это противопоставление как раз потому и имело смысл, что русский человек XVII века сталкивался с различными проявлениями западной культуры постоянно.
«Государство, – пишет в.О. Ключевский, – запутывалось в нарождавшихся затруднениях; правительство, обыкновенно их не предусматривавшее и не предупреждавшее, начинало искать в обществе идей и людей, которые выручили бы его, и, не находя ни тех, ни других, скрепя сердце, обращалось к Западу, где видело старый и сложный культурный прибор, изготовлявший людей и идеи, спешно вызывало оттуда мастеров и ученых, которые завели бы нечто подобное у нас, наскоро строило фабрики и учреждало школы, куда загоняло учеников» [336].
Именно сочетание культурного изоляционизма с растущей интеграцией в формирующуюся мировую экономическую систему объясняет противоречивое, невротическое, почти шизофреническое состояние, в котором находились правящие круги Москвы к моменту воцарения Петра Великого.
По мнению Покровского, ключ к петровской реформе «приходится искать, в конечном счете, в условиях европейской торговли XVII века» [337]. Однако непосредственной причиной событий, потрясших Россию на рубеже XVII-XVIII веков, было не сближение с Западом само по себе, а противоречие между этим объективно происходившим сближением и политической культурой Московского царства при первых Романовых.
Культурный консерватизм отнюдь не был присущ всей допетровской истории. Но Москва второй половины XVII века действительно являла собой странное зрелище. Чем больше она сближалась с остальной Европой технологически, чем больше вовлекалась в орбиту общеевропейской политики, тем более стремилась изолироваться в культурном отношении.
Как отмечает Платонов, культурный консерватизм режима первых Романовых был, прежде всего, реакцией на Смуту: «Казалось необходимым вернуть общественное сознание на старые пути древнего благочестия и национальной исключительности» [338]. Но сами по себе представления о «национальной исключительности» и «древнем благочестии» были в значительной мере новыми идеологическими конструкциями, созданными специально для того, чтобы удовлетворить новые потребности власти.
Вообще-то, осознанная политика культурной изоляции проводилась не так уж долго, на протяжении второй половины XVII века. Именно в это же время отставание России от Запада непрерывно усиливалось. Нормализация жизни после Смуты привела к массовому спросу на импортные товары – от музыкальных инструментов до лекарств.
Как уже говорилось, число иноземцев в Московии на протяжении XVII века росло неуклонно. Уже в Ливонскую войну московское войско пополнялось пленными немцами (не говоря об английских «экспертах», присутствовавших на заднем плане). По словам современного историка, многие иностранные специалисты прибыли в Россию «как военная добыча» [339].
Как отмечает Платонов, «заморский солдат-профессионал, «мастер»-техник и купец обратились в необходимую принадлежность московской жизни» [340]. Особенно массово их привлекали на военную службу. Неудачи русской армии в Ливонской войне выработали у московского начальства стойкое убеждение, что воевать профессионально могут только немцы. Массовый найм иностранцев начался при Василии Шуйском. Очень скоро московские правители обнаружили здесь и политические выгоды: в нестабильной обстановке того времени «немецкая» наемная стража была надежнее, не поддавалась агитации, не присоединялась к бунтам и не вникала в перипетии общественной борьбы. Иностранцев назначали на всевозможные командные должности, награждали огромным жалованьем, поместьями. Полковник пехоты получал 250 рублей в месяц, в кавалерии – 400 рублей, деньги по тем временам астрономические.
При Романовых военное ведомство настолько не могло обойтись без западных наемников (как солдат, так и офицеров, служивших инструкторами и специалистами), что завело у себя даже специальное учреждение – «Иноземский приказ». Тем самым защита национальной независимости и государственных интересов все больше оказывалась в руках иноземцев. Многочисленные западноевропейские авантюристы на русской службе получали огромные деньги, вербуя наемников, заказывая за границей вооружение, обучая солдат и создавая оружейные заводы. В 1632 году для войны с Польшей в Голландии закупали не только мушкеты и шпаги, но даже порох и ядра. Стоило все это невообразимо дорого. Командир пехотного полка, некий Лесли, ведавший подобными вопросами, за один год получил 22 тысячи рублей жалованья.
Поскольку иностранцы, привлеченные такими условиями, в России оставались надолго, появилось деление на «старых» и «новых» немцев. Уже в 30-е годы XVII века в Москве стали различать «немцев» «старого» и «нового выезда», то есть прибывших до и после Смутного времени. «Старые» немцы быстро обрусели. Современный западный наблюдатель ехидно замечает, что «старых» сразу можно отличить – они «ходят в русском платье и очень плохи в военном деле» [341].
Однако, подчеркнем еще раз, не самоизоляция была причиной отсталости, а, напротив, периферийное положение России по отношению к складывающейся мироэкономике породило политику самоизоляции как своеобразную реакцию. Эта реакция была неэффективной, но вполне закономерной (достаточно обратить внимание на то, что такие же попытки «закрыться» предпринимались в XVII-XIX веках Китаем и Японией). При этом «изоляционизм» Московии в XVII веке был исключительно культурным. Он не только не предполагал отказа от экономических связей, но, напротив, в значительной мере основывался на них. Именно в силу того, что государство буквально не могло существовать без иностранных технологий, специалистов и даже военных наемников, оно пыталось сохранить свою политическую самостоятельность и найти идеологическое обоснование в постоянном подчеркивании религиозного и морального превосходства над Западом. В контексте культурного изоляционизма ранних Романовых новое звучание получил и лозунг «Москва – Третий Рим». Отныне утверждалось не ключевое значение России в контексте общей европейской и христианской истории, а «духовное» превосходство Руси на фоне все более очевидного технического превосходства Запада.
Православие не могло быть главной причиной изоляционизма. В течение большей части Средних веков религиозные распри не останавливали торговые и политические контакты русских князей со скандинавами, а позднее – с Италией. В XVIII-XIX веках православие не только не помешало контактам с Европой, но и не смогло предотвратить растущей секуляризации общества. Не православие было причиной изоляционизма, а политика изоляционизма делала необходимым подчеркивание религиозных различий между православным Востоком и католическо-протестантским Западом.
Верхушка общества, публично провозглашая верность дедовским обычаям и православной вере, сама все более проникалась западными влияниями, всячески подражая в своем быту «европейскому комфорту», заказывая за границей дорогостоящие предметы роскоши и даже приглашая немецких актеров. Иностранная мебель, часы, кареты и другие престижные товары ввозились и покупались без разбору, без вкуса и здравого смысла. «Иноземное искусство, – иронически заключает Ключевский, – призывалось украшать туземную грубость» [342].
Воплощением растущей зависимости России от Запада стала Немецкая слобода в Москве. Держава не могла обойтись без иностранцев, но одновременно боялась их и старалась их изолировать. «Немцы» жили обособленно, в собственном маленьком пригороде. На них смотрели с восхищением и завистью. Однако если московские «ревнители благочестия» стремились оградить сознание своих сограждан от соблазна, то добились они обратного эффекта: процветающая Немецкая слобода контрастировала с однообразием обыденной жизни в Московии, становясь все более привлекательной, особенно для молодежи из привилегированных слоев общества.
В культурном плане Запад казался одновременно соблазнительным и отталкивающим. Правители Московии оказались в безнадежно противоречивом положении. С одной стороны, провозглашая незыблемость существовавших в стране порядков и обычаев, они осуждали западное «тлетворное влияние», с другой – все больше зависели от Запада. Чем больше «русский дух» стремились оградить от «иноземной заразы», тем в меньшей степени общество обладало иммунитетом по отношению к западным веяниям.
Петр Великий и его политика были естественным порождением Москвы конца XVII века, насквозь пронизанной иноземными влияниями, но не желающей это публично признавать. Представитель нового поколения, Петр готов был сделать решающий шаг. Это была именно КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Ее успех был предопределен тем, что направление петровской политики было тем же, что и направление политики его предшественников. Петр не изменил курс, которым шла Россия, но он обеспечил культурные и политические условия, без которых этот курс не мог успешно проводиться. Растущая зависимость от Запада и постоянно усиливавшаяся интеграция в мироэкономику требовали нового отношения к западной культуре и реорганизации государственных структур.
- Кагарлицкий б. Ю. Периферийная империя: циклы русской истории
- Введение история как политика
- Предмет и метод
- Школа покровского
- «Цивилизационная школа»
- Миросистемный анализ
- «Центр» и «периферия»
- Кондратьевские циклы
- Русская судьба
- Глава I страна городов
- Время наводить порядок
- Киев и его враги
- Судьба хазарии
- Христианство и торговля
- Древнерусская урбанизация
- Расцвет торговли
- Глава II упадок XIII века
- Виновато ли татарское иго?
- Монгольская империя
- Запад в XIV веке
- Под властью татар
- «Разобщение» руси
- «Безмонетный» период
- Немцы против новгородцев
- Глава III москва и новгород
- Партнеры москвы: татары и итальянцы
- Феодализм в россии
- Новгород: младший партнер ганзы
- Была ли «новгородская альтернатива»?
- Падение царьграда
- Глава IV «английский царь» англичане «открывают» московию
- Северный путь
- «Московская компания»
- Партнеры или конкуренты?
- Стратегический союз
- Ливонская война
- Нарвское плавание
- Опричнина
- Катастрофа в ливонии и успехи голландцев
- Конец «английского царя»
- Глава V кризис XVII века
- Русская смута и англичане
- Английская революция и московия
- Англичане против голландцев
- Кризис XVII века
- Страна, где все торгуют
- Иноземные промышленники
- Глава VI периферийная империя
- Капитализм и рабство
- Крепостничество и рынок
- Закрепощение
- Подневольный труд
- Освоение сибири
- Казачество
- Борьба с польшей
- Доморощенная буржуазия
- Глава VII дело петрово
- Западное влияние
- Европейский фасад
- Империя расширяется
- Самодержавие
- Глава VIII экспансия XVIII века
- Государство романовых
- Английский капитал
- Британцы на каспии, французы в петербурге
- Разрыв с англией
- Промышленный подъем
- Русский металл
- Бросок на юг
- Глава IX житница европы хлебный экспорт
- Зерно как стратегия
- Континентальная система
- «Дворянское манчестерство»
- Декабристы
- Эпоха реакции
- Конфликт с британией
- Отмена «хлебных законов»
- Глава X крымская война и миросистема
- Хлебный вопрос
- Экономический кризис
- Война и блокада
- Итоги войны
- Глава XI эпоха реформ
- Вторая индустриальная революция
- Россия в мировой реконструкции
- Аграрный капитализм
- Крестьянский вопрос
- Рыночная депрессия и политическая реакция
- Народники и марксисты
- Российский колониализм
- «Отсталость» или «периферийное развитие»?
- Глава XII расцвет русского капитализма: от витте к столыпину
- Эра витте
- Индустриализация на юге россии
- Импортированный капитализм
- Русское правительство и иностранный капитал
- Кризис 1899-1900 годов
- Надвигается революция
- Буря 1905 года
- Эпоха реакции и реформ: правительство столыпина
- 1907-1914: Битва за россию
- Глава XIII революционный разрыв
- Большевизм
- Новая экономическая политика
- Советская россия и мировой рынок
- Проблема накопления
- От авторитаризма к тоталитаризму
- Кризис хлебозаготовок
- «Великий перелом»
- Все на продажу
- Успех индустриализации
- Глава XIV советский мир
- «Холодная война»
- Попытки реформ
- Эра стабильности
- Стратегия компенсации
- Компенсационные сделки
- Разложение восточного блока
- Нефтяной шок
- От «застоя» к «перестройке»
- Глава XV возвращение на периферию
- Внешний долг
- Топливная экономика и вывоз капитала
- Деиндустриализация
- Олигархическое государство
- Дефолт 1998 года
- Кейнсианство по-русски
- Вторая «стабильность»
- Москва между берлином и вашингтоном
- Недостроенная нация
- Жизнь не по средствам
- Глава XVI «энергетическая сверхдержава»
- Стабилизация
- Проект путина
- Не только нефть
- Транснациональный капитал
- Заключение
- Оглавление
- Оглавление