Доморощенная буржуазия
Складывавшийся в Москве режим нуждался в идеологическом оформлении. И именно здесь он столкнулся с неожиданными проблемами, чуть было не обрушившими все здание нового общественно-государственного устройства.
Идеология в Москве XVII века – это религия, точно так же, как религия – это идеологическая и моральная опора государства. Однако сама по себе церковная организация Московского царства в XVII веке была исключительно нестабильна. Не была она и полностью изолирована от внешнего мира. Показательно, что в то самое время, когда на Западе официальная церковь переживает потрясения и разворачивается борьба между протестантизмом и католицизмом, в России сначала возникают многочисленные «ереси», а затем начинается церковная реформа.
Как и на Западе, лозунгом церковной реформы был «возврат к древнему благочестию», но на деле это была попытка приспособить церковь и идеологию к условиям нового времени.
Разумеется, решающее значение здесь имело не влияние западной Реформации, а схожесть условий общественного развития. На западе и на востоке Европы происходили параллельные процессы. Однако «периферийный» характер русского развития и здесь давал о себе знать.
Запаздывая, русская реформация не просто повторяла западный сценарий с отставанием на добрую сотню лет, но и радикальным образом меняла его, ибо соотношение, расстановка сил оказывались уже совершенно иными.
В Западной Европе «королевская» и «народная» реформация хоть и вступали в периодический конфликт, но все же оказались взаимосвязаны. Это было предопределено невозможностью полностью сломить старую католическую церковную организацию и приобретшим межгосударственный, межнациональный характер конфликтом между буржуазно-протестантским Севером и феодально-католическим Югом. В России, напротив, старая церковная система уступила свои позиции без борьбы, поскольку православие, в отличие от католицизма, самостоятельной политической организации не имело.
Зато столкновение «народной» реформации с официальной «церковной реформой» приняло характер борьбы за «старую веру». Впрочем, не следует забывать, что главный идеолог «старообрядчества» протопоп Аввакум и лидер официальной реформы патриарх Никон на первых порах выступали как союзники против традиционной церкви. Конфликт не был теологическим, он был социальным. Если внешне, догматически борьба могла восприниматься как столкновение «консервативных» масс с реформистскими верхами, то на деле именно старообрядцы отстаивали радикальный вариант церковной реформы – вплоть до таких ее крайних форм, как «беспоповство», то есть полная ликвидация особого профессионального слоя священнослужителей (то, что было предложено и наиболее радикальными протестантскими сектами на Западе). Николай Никольский в «Истории русской церкви» называет старообрядчество «крестьянской реформацией» [330] [Анализируя социальную природу раскольнического движения, Никольский подчеркивает преобладание в нем на первых порах «Крестьянской эсхатологической реформации», которую позднее отодвинули на задний план более умеренные течения. В этом отношении русский раскол тоже сопоставим с европейской реформацией: «При всем разнообразии идеологий, провозглашавшихся в качестве старой веры, между ними было тем не менее нечто общее – оппозиция против крепостнического государства и церкви как орудия его господства»]. Однако специфика ее была не только в противостоянии народа правящим классам, но и в том, что реформаторское по сути, хоть и не по лозунгам, движение «снизу» формировалось в борьбе не со старой церковью, а с реформой «сверху». Точнее, имело место и то, и другое. То, что Аввакум в своей борьбе апеллировал к древнему благочестию, отнюдь не делает его самого консерватором: Мартин Лютер и лидеры английских пуритан поступали точно так же. Протопоп Аввакум и его радикальные сторонники вынуждены были бороться со старой церковной организацией, но не консервативной, как католицизм начала XVI века на Западе, а напротив, активно реформирующейся. Русское православие не впустую провело полтора столетия, отделяющие Лютера от Никона. Оно усвоило и уроки «королевской» реформации, и опыт католической «контрреформации».
В свою очередь, возглавлявший официальную реформу патриарх Никон не только исправлял церковные книги по греческим образцам, но и стремился к единообразию, «стандартизации» обрядов, говоря современным языком. Греческая церковь, кстати, не настаивала на исправлении обрядов. Здесь преобладала государственная необходимость, стремление к модернизации сверху. Церковь должна была руководствоваться теми же принципами, что и государственная бюрократия, преобразуясь и входя в новую эпоху как часть системы управления.
Легко догадаться, что церковная власть такую реформу поддержала, а сторонников Аввакума с их идеями автономии общин подавила.
Раскольники-старообрядцы в России оказались одновременно средой, породившей преуспевающих предпринимателей, и наиболее последовательными противниками западного влияния. Они постоянно вели в посаде агитацию против иностранных купцов и западной «ереси», придавая коммерческой конкуренции пафос религиозного противостояния. Никониан старообрядцы обвиняли в потворстве западным ересям, а в правительстве видели проводника иностранного влияния. Поскольку власть навязывает людям «немецкие поступки», она должна быть отвергнута [331] [Старообрядческие памфлеты времен Петра Великого изобличали царя в том, что он «изменил летоисчисление и назвался императором, чтобы скрыть, что он антихрист. Он украл восемь лет у Бога да еще перенес начало года на январь (никогда сотворение мира не могло быть в январе – ведь яблок тогда не бывает!)». В этом же ряду, однако, стояли и более серьезные обвинения: правительство провело перепись населения (ревизию) и ввело подушную подать[331a]].
Легче всего представить старообрядцев в качестве мракобесов, реакционеров и врагов прогресса. Официальная церковная пропаганда изображала их в виде «людей отсталых и неумелых», способных только распространять среди народа ложные слухи, суеверия, «порицания и хулы» [332]. Либеральная русская историография испытывала к Великому Расколу непреодолимую антипатию, в лучшем случае – отсутствие интереса.
Однако неизменные успехи староверов на предпринимательском поприще, продолжавшиеся вплоть до начала XX века, явно не вписываются в картину, рисуемую официальной церковной пропагандой и западнической исторической традицией. Именно раскольники породили многочисленные торговые и промышленные династии, а их идеологические воззрения стали своего рода местным аналогом пресловутой протестантской этики. Точно так же позднее, в эпоху сталинской индустриализации, заменой протестантской этики в качестве организующего морального начала выступала коммунистическая идеология.
Поскольку либеральная традиция связывает все прогрессивное и модернизаторское с западным влиянием, ее сторонники не могут даже вообразить, что в глубинах российского общества могли родиться собственные идеологии модернизации, которые неизбежно должны были вступить в соревнование с идеями, приходящими с Запада. Чем более старообрядчество было похоже на реформацию по своей направленности, тем больше оно должно было противопоставлять себя иностранному влиянию и проводившему это влияние государству. По существу, в лице старообрядческого движения Россия получила бессознательную попытку создать основы демократического буржуазного порядка, опираясь на собственные силы, а не на международную торговлю и западные технологии.
Старообрядческая идеология, подобно протестантской этике, характеризовала деловой успех как проявление божественного благоволения: «Держащиеся старой веры живут гораздо богатее держащихся новой, а это показывает, что Бог благословляет не новую, а старую веру» [333]. Точно так же старообрядческая эмиграция из России во многом похожа была на эмиграцию кальвинистов из Старого Света в Новый.
Разумеется, силы были не равны. И не только потому, что западные технологии и организация в XVII веке были настолько мощнее русских, но, прежде всего, потому, что само русское общество и его элиты уже сформировались к тому времени как периферийные. Опорой старообрядческого движения был такой же блок городского торгово-ремесленного слоя с крестьянством, как и в Западной Европе. Однако события 1648 года показали, что в Московском государстве социальная история развивалась не по западному сценарию. Большинство складывающейся буржуазии связало свою историческую судьбу не с крестьянством, а с дворянством. В итоге и реформация, и буржуазная революция на западный лад становились невозможны в принципе, а дворянское государство обречено было стать «единственным европейцем в России» и главной модернизаторской силой.
Поражение старообрядчества положило конец демократическим тенденциям XVII века. Радикальное наследие Смутного времени было преодолено окончательно. «Периферийная» перспектива развития капитализма восторжествовала.
- Кагарлицкий б. Ю. Периферийная империя: циклы русской истории
- Введение история как политика
- Предмет и метод
- Школа покровского
- «Цивилизационная школа»
- Миросистемный анализ
- «Центр» и «периферия»
- Кондратьевские циклы
- Русская судьба
- Глава I страна городов
- Время наводить порядок
- Киев и его враги
- Судьба хазарии
- Христианство и торговля
- Древнерусская урбанизация
- Расцвет торговли
- Глава II упадок XIII века
- Виновато ли татарское иго?
- Монгольская империя
- Запад в XIV веке
- Под властью татар
- «Разобщение» руси
- «Безмонетный» период
- Немцы против новгородцев
- Глава III москва и новгород
- Партнеры москвы: татары и итальянцы
- Феодализм в россии
- Новгород: младший партнер ганзы
- Была ли «новгородская альтернатива»?
- Падение царьграда
- Глава IV «английский царь» англичане «открывают» московию
- Северный путь
- «Московская компания»
- Партнеры или конкуренты?
- Стратегический союз
- Ливонская война
- Нарвское плавание
- Опричнина
- Катастрофа в ливонии и успехи голландцев
- Конец «английского царя»
- Глава V кризис XVII века
- Русская смута и англичане
- Английская революция и московия
- Англичане против голландцев
- Кризис XVII века
- Страна, где все торгуют
- Иноземные промышленники
- Глава VI периферийная империя
- Капитализм и рабство
- Крепостничество и рынок
- Закрепощение
- Подневольный труд
- Освоение сибири
- Казачество
- Борьба с польшей
- Доморощенная буржуазия
- Глава VII дело петрово
- Западное влияние
- Европейский фасад
- Империя расширяется
- Самодержавие
- Глава VIII экспансия XVIII века
- Государство романовых
- Английский капитал
- Британцы на каспии, французы в петербурге
- Разрыв с англией
- Промышленный подъем
- Русский металл
- Бросок на юг
- Глава IX житница европы хлебный экспорт
- Зерно как стратегия
- Континентальная система
- «Дворянское манчестерство»
- Декабристы
- Эпоха реакции
- Конфликт с британией
- Отмена «хлебных законов»
- Глава X крымская война и миросистема
- Хлебный вопрос
- Экономический кризис
- Война и блокада
- Итоги войны
- Глава XI эпоха реформ
- Вторая индустриальная революция
- Россия в мировой реконструкции
- Аграрный капитализм
- Крестьянский вопрос
- Рыночная депрессия и политическая реакция
- Народники и марксисты
- Российский колониализм
- «Отсталость» или «периферийное развитие»?
- Глава XII расцвет русского капитализма: от витте к столыпину
- Эра витте
- Индустриализация на юге россии
- Импортированный капитализм
- Русское правительство и иностранный капитал
- Кризис 1899-1900 годов
- Надвигается революция
- Буря 1905 года
- Эпоха реакции и реформ: правительство столыпина
- 1907-1914: Битва за россию
- Глава XIII революционный разрыв
- Большевизм
- Новая экономическая политика
- Советская россия и мировой рынок
- Проблема накопления
- От авторитаризма к тоталитаризму
- Кризис хлебозаготовок
- «Великий перелом»
- Все на продажу
- Успех индустриализации
- Глава XIV советский мир
- «Холодная война»
- Попытки реформ
- Эра стабильности
- Стратегия компенсации
- Компенсационные сделки
- Разложение восточного блока
- Нефтяной шок
- От «застоя» к «перестройке»
- Глава XV возвращение на периферию
- Внешний долг
- Топливная экономика и вывоз капитала
- Деиндустриализация
- Олигархическое государство
- Дефолт 1998 года
- Кейнсианство по-русски
- Вторая «стабильность»
- Москва между берлином и вашингтоном
- Недостроенная нация
- Жизнь не по средствам
- Глава XVI «энергетическая сверхдержава»
- Стабилизация
- Проект путина
- Не только нефть
- Транснациональный капитал
- Заключение
- Оглавление
- Оглавление