7.2. Учредительное Собрание
Созыв Учредительного Собрания был программным требованием большинства российских партий (против этого были только черносотенцы и октябристы, но они в 1917 г. исчезли с политической арены), поэтому сразу же после свержения самодержавия началась подготовка к созыву «российской Констинтуанты» (парламента, единственная задача которого – принять Конституцию России). 14 июня 1917 г. Временное правительство назначило выборы в Учредительное Собрание на 17 сентября, а его созыв – на 30 сентября, но 9 августа выборы были перенесены на 12 ноября, а открытие собрания – на 28 ноября. Таким образом, власти Февральской республики явно затягивали созыв Учредительного Собрания. Главной причиной такого затягивания была боязнь гражданской войны. По словам одного из лидеров кадетской партии В.Д. Набокова, Временное правительство видело в Учредительном Собрании «самый огромный риск», считая, что «созыв его был бы, несомненно, началом анархии». Второй причиной подобной политики правительства была сложная процедура подготовки выборов. Их, по мнению Временного правительства, могли проводить только новые, демократические органы власти, которые еще предстояло избрать (например, в Туле такой орган, Тульская демократическая Дума, был избран только 30 июля 1917 г., в других городах и губерниях – еще позже). Однако на практике политика затягивания созыва «российской Конституанты» была явной ошибкой Временного правительства, которая обрекала российскую демократию на гибель.
Большевики, захватив власть, заявили, что проведут выборы точно в срок (12 ноября 1917 г.), и сразу же после созыва Учредительного Собрания передадут ему всю полноту власти (поэтому Совнарком в декрете II съезда советов назывался «временным рабочим и крестьянским правительством», созданным «для управления страной впредь до созыва Учредительного Собрания»). Однако оба эти обещания были нарушены. 12 ноября 1917 г. выборы были проведены только в Петрограде, а в других городах и губерниях растянулись на три месяца (конец октября 1917 г. – начало февраля 1918 г.). Раньше всего выборы были проведены на Камчатке – 29 октября 1917 г. (иначе единственный камчатский депутат не успел бы на последний пароход, уходивший во Владивосток). В Москве они состоялись 19 ноября 1917 г., в Тульской губернии – 19-21 ноября 1917 г. Позже всего (в начале февраля 1918 г.) выборы прошли в кубанских станицах, которые контролировала Кубанская рада, воевавшая с большевиками. Зачем кубанцам понадобилось избирать депутатов парламента, разогнанного месяцем раньше, - одна из загадок российской истории. В выборах участвовало более 50 % избирателей (в Туле – 38 %). Первое место заняли эсеры, получившие 40 % голосов, второе – большевики (23% голосов), третье – кадеты (5% голосов), четвертое – меньшевики (2% голосов). Открытие Учредительного Собрания также затянулось, так как 26 ноября 1917 г. Совнарком принял решение, что оно будет открыто только при кворуме в 400 депутатов из 715, а 28 ноября 1917 г. в Петрограде собралось только 140 депутатов. Поэтому Учредительное Собрание открылось только 5 января 1918 г., когда в столице было 402 депутата, но оно работало только одну ночь (открылось в 16.00 5 января, а прекратило свою работу в 4.40 6 января) и было разогнано большевиками. Фактически это сделал начальник охраны Таврического дворца матрос А.Железняков своей знаменитой фразой «караул устал!», юридически оформил Декрет ВЦИК «О роспуске Учредительного Собрания», принятый через несколько часов после закрытия первого и последнего заседания «российской Конституанты». За двенадцать часов своей работы она успела принять только три решения (о начале переговоров с союзниками и германским блоком о мире, о провозглашении «Российской демократической федеративной республики» и «Основной закон о земле»), которые фактически дублировали решения II и III съездов Советов.
Причины гибели Учредительного Собрания:
-
Большая эффективность исполнительной власти по сравнению с законодательной (один из депутатов Учредительного Собрания Б. Соколов писал: «Что же мы могли сделать? За нами стояла Невооруженная Правда, которой большевики противопоставили Вооруженную Ложь, … На нашей стороне были законность, великие идеалы и вера в торжество демократии. На их стороне были активность, пулеметы, ружья»).
-
Отсутствие у Партии социал - революционеров в январе 1918 г. прочной социальной опоры (эта партия победила на выборах за счет голосов миллионов русских крестьян, но те, получив по ленинскому «Декрету о земле» помещичью землю, потеряли всякий интерес к политике; поэтому эсеры, понимая, что на поддержку крестьян надеяться уже нельзя, через несколько дней после разгона Учредительного Собрания отправили делегацию к большевикам, чтобы узнать условия своего участия в работе III съездов Советов).
-
Отказ эсеров от вооруженного сопротивления большевикам (8 тыс. солдат петроградского гарнизона предлагали ЦК ПСР окружить Таврический дворец плотным кольцом своей охраны с пулеметами и орудиями, но эсеровские лидеры, услышав такие речи, заявили, что это – гражданская война и предложили солдатам идти к Таврическому без оружия. В ответ последние сказали, что они не самоубийцы, поэтому с голыми руками на большевистские пулеметы не пойдут и останутся в казармах. В результате Собрание оказалось совершенно беззащитным и было без труда разогнано другой «охраной» - железняковских матросов).
Гибель Учредительного Собрания имела большое историческое значение:
-
Был упущен шанс достичь национального согласия и предотвратить широкомасштабную Гражданскую войну (ее в середине 1918 г. начнут эсеры, но если бы они на полгода раньше сумели найти общий язык с большевиками и создать коалиционное правительство, за партии, вошедшие в которые проголосовали 63% граждан, воевать против него никто бы не рискнул).
-
Разгон Учредительного Собрания стал первым шагом на пути создания советского тоталитаризма (уничтожение парламентаризма и других демократических институтов – один из признаков этого политического режима).
-
Лозунг восстановления Учредительного Собрания стал важным элементом организации антибольшевистских сил (все они, от эсеров из Комуча до белых генералов, вставили эти требования в свои политические программы; другой вопрос, насколько эти программы были искренни, недаром В.И. Ленин считал, что если в случае поражения большевиков Учредительное Собрание и будет вновь создано, в чем он сильно сомневался, то оно станет «сборищем медведей, которых за кольцо в носу будут водить царские генералы»).
- 1.2. Методы изучения истории отечественного государства и права
- 1.3. Структура курса истории отечественного государства и права
- 1.4. Историография истории отечественного государства и права
- Лекция 2 Древнерусское государство и право (IX – XII вв.)
- 2.1. Образование древнерусского государства
- 2.2. Государственный строй Киевской Руси
- 2.3. Древнерусское право
- 3.2. Монголо-татарское нашествие и его результаты
- 3.3. Государство и право Северо-Западной Руси
- Лекция 4 Государство и право Московской Руси (XV-XVII вв.)
- 4.1. Образование Русского централизованного государства. Возникновение общерусского права
- 4.2. Сословно-представительная монархия в России
- 4.3. Начало формирования российского абсолютизма
- 5.2. Государство и право Российской империи
- 5.3. «Просвещённый абсолютизм» в России (1762 – 1796 гг.)
- 5.4. Государство и право Российской империи при Павле I (1796-1801 гг.)
- 5.5. Государство и право Российской империи
- 5.6. Великие реформы 60 -70-х гг. XIX века
- 5.7. Контрреформы 80-90-х гг. XIX века
- 5.8 Государственный строй Российской империи
- 5.9. «Третьеиюньская монархия» (1907-1914 гг.)
- 5.10. Государственный строй Российской империи в годы Первой мировой войны (1914 – 1917 гг.)
- 5.11. Российское право второй половины XIX - нач. Хх вв.
- 5.12. Превращение Русской православной церкви в «служанку государства»
- 5.13. Правовой статус национальных окраин Российской империи
- Лекция 6 Государство и право Февральской республики (февраль-октябрь 1917 г.)
- 6.1. Государственный строй Февральской республики
- 6.2. Законодательная деятельность Временного правительства
- Лекция 7 Государство и право России 1917 – 1922 гг.
- 7.1. Возникновение советского государства и права
- 7.2. Учредительное Собрание
- 7.3. Государственно-правовая организация антибольшевистских сил
- 7.4. Распад Российской империи и национально - государственное строительство в Советской России 1917 – 1922 гг.
- Лекция 8 Советское государство и право в годы нэПа
- 8.1. Образование и развитие ссср
- 8.2. Советское государство в 1922 – 1929 гг.
- 8.3. Советское право в 1922 – 1929 гг.
- Лекция 9 Советское государство и право эпохи тоталитаризма
- 9.1. Формирование советского тоталитаризма
- 9.2. Советское государство и право в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.)
- 9.3. Советское государство в первые послевоенные годы
- 9.4.Советское государство и право в годы «оттепели»
- 9.5. Советское государство и право в годы «застоя»
- Лекция 10 Советское государство и право в годы «перестройки»
- 10.1. Реформы м.С. Горбачева
- 10.2 Формирование современной российской многопартийности
- 10.3 Кризис и распад ссср
- 10.4. Советское право 1985-1991 гг.
- Лекция 11 Государство и право Российской Федерации (1990-2007 гг.)
- 11.1. Борьба союзного и российского руководства
- 11.2. Августовская республика (1991-1993 гг.)
- 11.3. «Четвертооктябрьский режим»
- 11.4. Российское государство в начале XXI века
- 11.5. Российское право 1990- 2007 гг.
- Оглавление