logo
иогп лекции

5.12. Превращение Русской православной церкви в «служанку государства»

Одним из результатов окончательной победы в России абсолютизма стало превращение Русской православной церкви (РПЦ) в «служанку государства» (термин Р. Пайпса). Этот процесс начался с церковной реформы Петра I, в ходе которой было ликвидировано патриаршество (1700 г.) и создан новый орган управления церковью – Духовная коллегия (1721 г.), позже переименованная в Синод. Юридически эта реформа была оформлена «Духовным регламентом» 1721 г., который закрепил слияние церкви с государством и чётко определил обязанности духовенства, в том числе обязанность доносить о государственных преступлениях властям, нарушая даже тайну исповеди. За уклонение от этой обязанности предусматривались порка кнутом и ссылка в Сибирь. Так, «Духовным регламентом» 1721 г. был подтверждён царский указ 1708 г. «О подчинении таинства исповеди полицейскому сыску».

Новая серия ударов по остаткам самостоятельности РПЦ была нанесена во второй половине XVIII в. В ходе секуляризации церковных земель 1762-1764 гг. церковь лишилась 900 тыс. душ крестьян, которые перешли в сословие государственных крестьян, и было закрыто большинство монастырей (в России осталось 385 монастырей из 954). В 1768 г. в «Наказе» Екатерины II духовенство не упоминалось, и было ограничено его участие в работе Уложенной комиссии. В 1772 г. было отменено уголовное наказание за ересь, а в 1773 г. закреплён принцип свободы вероисповедания. К концу XVIII века духовенство превратилось в «чиновников в рясах». Карьера священников и монахов, как и карьера чиновников и офицеров, стала автоматической (зависела только от стажа). В 1786 г. для духовенства было введено жалованье, в 1791 г. – пенсии. По закону о престолонаследии 1797 г. главой РПЦ стал император. В 1799 г. были совмещены границы епархий и губерний.

В XIX – нач. ХХ вв. развитие церковно-государственных отношений было противоречивым. С одной стороны, продолжалось подчинение РПЦ государству. В 1817 г. Синод был подчинен министерству духовных дел и народного просвещения. В середине XIX в. были расширены полномочия обер-прокурора Синода (в связи с тем, что этот пост обычно занимал какой-нибудь отставной генерал, а не митрополит или архиепископ, это был новый удар по высшему духовенству). С другой стороны, роль РПЦ несколько усилилась, что было связано с попытками самодержавия использовать церковь в борьбе с революционным и либеральным движением.

Православие сохраняло статус государственной религии. Все другие конфессии считались «иноверческими», и их последователи подвергались дискриминации и преследованиям. За попытку «отвлечения от православия» в «иное христианское вероисповедание» по Уложению о наказаниях 1845 г. предусматривалось наказание розгами, один-два года арестантских рот (тюрьмы), ссылка в Сибирь, за переход в нехристианскую веру – наказание плетьми, клеймение и восемь – десять лет каторги. Дополнительным наказанием по Своду законов 1832 г. за эти «преступления» было лишение гражданских прав (запрет на наследование и владение имуществом).

РПЦ превратилась в имперское министерство пропаганды. Государственной идеологией Российской империи в середине XIX в. стала православная «теория официальной народности». Уроки Закона Божия в учебных заведениях и церковные проповеди были единственной формой государственной пропаганды. С 80-х годов XIX в. церковные школы (они в это время составляли более 50 % российских начальных школ) стали альтернативой земским школам и городским средним учебным заведениям (гимназиям, реальным и коммерческим училищам и др.).

В начале ХХ века РПЦ стала одной из опор черносотенного движения. Церковная пресса пропагандировала шовинизм, акции черносотенцев шли под православными лозунгами, духовенство вступало в правые партии.

Такое сближение РПЦ с терявшей авторитет властью привело к падению авторитета самой церкви (в начале ХХ века около 25 % русских, украинцев и белорусов не были православными) и ее гибели вместе с самодержавием.