4. Социально-экономические отношения в хатти
Сельскохозяйственное производство в Хатти, непосредственно зависевшее от географических и климатических факторов, определивших специфические черты хеттского общества, как известно, не было основано на ирригационной системе, хотя хетты не игнорировали искусственного орошения. Маловодность рек, узость речных долин и горный рельеф Центральной Малой Азии не позволяли развить широкую оросительную систему, как это было в обществах, основанных на ирригации (в Двуречье, Египте, Индии, Китае).
Однако территория расселения племен, проживавших в Центральной Малой Азии, была неплохой базой для развития земледелия и скотоводства (континентальный климат с холодной и снежной зимой и знойным летом, степные просторы), а также ремесла. Сельскохозяйственное производство почти всецело поглощало труд хеттского населения и являлось основой существования всего общества Центральной Анатолии.
Земледелие в Хатти достигло значительного для того времени развития и превратилось в многоотраслевое хозяйство, в состав которого помимо хлебопашества входили также садоводство, виноградарство, выращивание масличных культур и т.д. Существовали самые различные земельные участки в зависимости от их назначения: поля, сады, виноградники, луга, пастбища, леса, горные участки, огороды, поля для бахчевых культур и овощей и др. Обращалось внимание на месторасположение земельных участков, характер почвы, близость воды, наличие орошения, виды культивируемых растений. Строили небольшие плотины, каналы, резервуары для хранения дождевой воды. Государственная власть заботилась о строительстве, эксплуатации, очистке и охране подобных сооружений и сурово карала за их нарушение. Обработка земли производилась при помощи мотыги, лопаты и сохи (иногда с металлическим лемехом). В плуг впрягали волов.
Основной сельскохозяйственной культурой являлись хлебные злаки (ячмень, который рассматривался как мерило стоимости, пшеница, эммер). Большое внимание уделялось садовым культурам (плодовые деревья, фрукты, оливковое дерево) и виноградникам. Большая часть хеттских законов имеет непосредственное отношение к сельскохозяйственным культурам и содержит наказания за их повреждение.
Важнейшей отраслью сельского хозяйства у хеттов являлось скотоводство. Животных часто делили на крупный (бык, мул, осел и др.) и мелкий скот (овца, коза, свинья и т.д.); особо выделялись лошади, которые играли важную роль в военном деле: появление и широкое применение военной колесницы было связано именно с развитием коневодства. Хетты учились наиболее совершенным методам тренировки боевых коней по хурритским пособиям, переведенным на хеттский язык из учебника хурритского коневода Киккули. Хеттские законы сохранили нам сведения о ценах на различный скот.
Хетты классифицировали скот по возрасту, породистости и назначению, в основе же подсчета численности скота лежали "единицы измерения": бык и овца. Эта последняя являлась мерилом стоимости и приравнивалась к денежной единице - 1 сиклю серебра. Большую ценность представлял пахотный бык (вол), как и племенной бык и племенная лошадь, за кражу которых устанавливалась огромная компенсация (10 - 15-кратное возмещение). Вообще, скот был поставлен под защиту закона. Наказания за воровство скота, а также за другие преступления в связи со скотом были довольно суровы.
В Хатти были развиты птицеводство и пчеловодство. Занимались и рыболовством и охотой.
Развитие разных отраслей сельского хозяйства имело важнейшее значение для общего экономического благосостояния населения и удовлетворения его потребностей. Производимые продукты земледелия и скотоводства использовались не только для внутренних потребностей жителей Хатти (в том числе в религиозной сфере для различных ритуалов и жертвоприношений), но и для товарного производства, обслуживавшего внутренний и внешний рынок.
Значительного развития достигли различные ремесленные производства, в особенности гончарное дело и металлургия. В письменных источниках хорошо отражена деятельность плотников, каменщиков, ювелиров, гончаров, пекарей, сапожников, прядильщиков, портных, ткачей, рыбаков, поваров, медников, "делателей" разных металлов и др. Иногда встречаются кварталы, которые можно определить как профессиональные мастерские. Поблизости от Аладжа-Хююка был раскопан квартал горшечников с двумя печами для обжига гончарных изделий. В Богазкёе обнаружен квартал, в доме-мастерской которого осталось большое количество металлургического шлака. Прядением и ткачеством занимались на дому: большое количество веретен и грузиков от ткацких "станков" обнаружено во многих поселениях Центральной Анатолии.
Добыча и обработка металлов (меди, бронзы, золота, серебра, железа) и поделочных камней (ляпис-лазури, мрамора, яшмы, диорита) издавна занимали значительное место в хозяйственной жизни населения Малой Азии, территория которой была богата полезными ископаемыми. Наиболее распространенными металлами у хеттов были медь и бронза, из которых производили основные виды орудий производства, оружия, различной утвари, культового инвентаря, украшений и т.п. Золото и серебро имели меньшее практическое применение, если не считать их важное значение (в особенности серебра) в качестве мерила стоимости. Из них изготовлялись посуда, различные украшения, предметы культово-ритуального значения и т.д.
Производство и применение железа занимали особое место в хозяйственной жизни хеттов, что подтверждается и новейшими данными хеттских клинописных текстов, датируемых XV - XIII вв. до х.э. Существовали разные виды метеоритного и земного, рудничного железа ("железо" и "небесное железо", "черное железо", "хорошее железо", "железо очага"). По обработке "хорошего железа" (видимо, стали) Центральная Малая Азия занимала исключительное положение среди современных хеттам стран Ближнего Востока, которым также была известна железная металлургия. В хеттских текстах сохранились сведения о весе (от 1 сикля, т.е. ок. 8,4 г, до 90 мин, т.е. ок. 45 кг) и размерах (от 3 пядей до миниатюрных, не считая размеров трона, скипетра, копья, кинжала, многих сосудов и т.д.) железных изделий. В большом количестве изготовлялись из железа ларцы, какие-то "длинные сосуды", кинжалы и ножи и их лезвия (клинки), постаменты для статуэток божеств, сами статуэтки, булавы, гвозди (колышки), молотки, топоры, разные предметы культово-ритуального назначения, предметы роскоши и т.д. В хеттских текстах упоминаются кузнецы по железу ("железоделатели"), сопоставляемые с кузнецами по золоту, серебру и меди. Железо производили в разных местах Хеттского государства, в особенности в северных и северо-восточных районах.
Торговые отношения развивались в Хатти, правда, не так интенсивно, как это было в Анатолии во время "каппадокийских" табличек (XX - XVIII вв. до х.э.), однако торговля в Хеттском государстве была высоко развита. Если в период ассирийских торговых колоний в Малой Азии ведущую роль в торговле играли иностранные купцы, то в хеттскую эпоху положение изменилось: основные торговые операции в Хатти вели хеттские купцы. Объектами купли-продажи были скот, металлы, поделочные камни, рабы (в основном из числа депортированных), земельные участки, мясо, кожа, разные сельскохозяйственные продукты, ткани, одежда и многие другие товары. Хеттские купцы активно участвовали во внешнеторговых операциях, охватывавших многие страны Ближнего Востока, функцию денег выполняло серебро, эквивалентом которого часто выступала овца (стоимость могла оцениваться и в зерне). Значительно реже в качестве денег выступали золото и медь. Были установлены цены на различные товары.
Формы землевладения и землепользования были разными. В Хеттском государстве существовали царские (дворцовые), храмовые и частные (общинные) земли. Царские и храмовые земли находились в непосредственном распоряжении верховной государственной власти, ибо царь уже считался не только верховным правителем страны, но и верховным жрецом, следовательно, главным собственником дворцовых и храмовых земель. Однако он не был собственником всех земель страны. Определенная часть земли находилась вне государственного хозяйства (сектора). Такие земли свободно отчуждались (куплей-продажей, дарением и т.д.).
Государственные земли могли быть переданы - обычно в виде целых поселений - разным царским (дворцовым) и храмовым хозяйствам. Царское хозяйство охватывало разные "дома"-хозяйства: "дом царя" (иногда называвшийся "домом Солнца"), "дом царицы", "дом дворца" и т.д., в которых трудились различные категории непосредственных производителей. Определенная часть их" была прикреплена к "дому". В числе храмовых хозяйств были "дома бога" (т.е. храмы), так называемые каменные дома, дома печати, дома таблички и т.п. Они имели собственные контингенты непосредственных производителей, часто также прикрепленных к землям этих храмовых (а также вообще культовых, например заупокойных) хозяйств. "Дома" передавались в эксплуатацию различным царским или храмовым служащим, как правило вместе с рабочим персоналом, прикрепленным к земле того или иного поселения. Выдавались участки и без персонала.
Крупные "дома" государственного сектора распадались в конечном счете на мелкие хозяйства - индивидуальные "дома", которые и служили основными производственными ячейками в хеттском обществе. Владение и пользование государственной землей были связаны с выполнением государственных повинностей двух типов - саххан и луцци. Саххан - это натуральная повинность, она обязывала отдельных непосредственных производителей или крупные хозяйства поставлять в готовом виде всякого вида производственную продукцию (молочные или другие продукты питания, шерсть, изделия ремесла и т.д.), а также скот в пользу царя и крупных государственных служащих ("господина страны", начальника округа, градоначальника и т.д.). Луцци - трудовая повинность, она состояла в выполнении работ на полях или виноградниках, вспашке земли, ремонте крепостей, строительных или других государственных и общественных работах в пользу правителя страны (дворца) или государственных сановников. Эти повинности включали в себя и обязанности царского служащего или крупного государственного хозяйства поставлять государству вспомогательные отряды, которые включались в хеттское войско.
От выполнения саххана и луцци освобождались только по специальному указу царя. Обычно от государственных повинностей освобождались храмы, непосредственные производители которых трудились только в пользу "бога". Однако бывали случаи и двойной эксплуатации, когда непосредственного производителя заставляли работать как на царя или его сановников, так и на храм.
Хеттские законы делят хеттское общество на свободных людей и на противопоставленных им несвободных ("рабов"). С самого начала "свободными" назывались лица, освобожденные царем (дворцом) от государственных повинностей саххан и луцци не только в пользу царя (дворца) или крупных государственных служащих, но и в пользу храма, а также других культовых учреждений. Свободные от всех повинностей люди постепенно становились "знатными, почетными, благородными", т.е. социально свободными. Из них образовался верхний, господствующий слой общества (царские служащие, военачальники, разные представители администрации, храмовые служащие и др., владевшие крупными земельными участками), для которого трудовая деятельность становилась уже позорным занятием или одной из форм наказания. Впоследствии же - с периода Новохеттского царства - выражение "свободный человек" обозначало все категории социально свободных людей - от высших слоев общества до низших его групп.
"Несвободными" же были лица, лишенные социальной свободы, находившиеся в определенной зависимости (самым бесправным существом был раб в прямом значении слова, так как он был собственностью хозяина). Существовали разные категории "несвободных". Такими были как совершенно бесправные рабы, всегда являвшиеся объектами права и стоявшие вне гражданской общины, так и те, которые имели определенные права - были субъектами права, членами гражданской общины. Они имели свои "дома" (хозяйства), включавшие в себя семью, земельный участок (как правило, только на правах владения), определенное количество собственного скота и рабочий персонал - своих рабов. При всем этом создавалась экономическая возможность для известной материальной заинтересованности и хозяйственной инициативы мелких производителей материальных благ. С правовой точки зрения все категории непосредственных производителей составляли единый эксплуатируемый класс-сословие "зависимых, несвободных, подневольных людей" хеттского общества.
Война обеспечивала хеттское общество подсобной рабочей силой и материальными благами. В походах хетты захватывали много пленных. Только Мурсили II привел из арцавских стран 66 тыс. пленных, названных в "Анналах Мурсили II" шумерским термином намра (по-хеттски читался как арнувала), т.е. "депортированные" (уведенное в плен население покоренной территории). Часть из этих депортированных обращали в рабов различных категорий, других поселяли на землю в качестве обязанных повинностью подданных хеттского царя (иногда их зачисляли и в войско). По истечении определенного времени они оказывались приравненными к трудовому населению самой страны Хатти.
В хеттских источниках довольно четко отражены формы эксплуатации: рабская и нерабская.
Рабскую эксплуатацию в хеттском обществе не следует рассматривать как главный фактор, определяющий характер хеттского социального организма. Этот последний определялся общественным слоем социально свободных, но экономически зависимых хеттских общинников как основных производителей материальных благ в Хеттском государстве. И в количественном отношении свободный общинник был основной фигурой хеттского общества. Правда, иногда происходил процесс вытеснения труда общинников рабским трудом, который временно даже приобретал преобладающее значение. Наибольшее применение рабского труда имело место в эпоху Новохеттского царства, когда хетты с успехом вели завоевательные войны. В мирное же время (в особенности с периода царствования Хаттусили III) приток депортированных людей прекращался, что сказывалось на социальном составе населения, число рабов резко уменьшалось, а сельская община приобретала прочное положение. В таких случаях рабство принимало патриархальный характер и значительно уменьшалась его роль в экономике страны.
Нерабская эксплуатация была выражена в формах отработочной повинности, а также наемного труда. Способы рабской эксплуатации сочетались с формами нерабской эксплуатации.
Государство у хеттов имело рыхлую структуру. В этом отношении оно не отличалось от Митанни и других сравнительно недолговечных государственных образований Малой Азии, Сирии и Северной Месопотамии. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна, и царица, которая могла носить титул тавананна. Царь выполнял важные военные, культово-религиозные, правовые, дипломатические и экономические функции. Царица-тавананна наряду с царем занимала высокое положение в хеттской социальной организации: она была верховной жрицей с широким кругом культовых и политических прав и обязанностей, получала самостоятельные доходы.
При царском дворе находилось множество должностных лиц и служителей: "сыновья дворца", "оруженосцы золотого копья", "люди жезла", "надсмотрщики над тысячей", "виночерпии", "стольники", "повара", "чашники", "брадобреи", "хлебопеки", "доильщики" и др. Царя обслуживали "кожевники", "сапожники", "изготовители царских боевых колесниц" и т.д. Они назывались "рабами (слугами) царя", хотя не были рабами в прямом смысле слова. Все они получали за службу участок земли на прокорм.
Храмы представляли собой крупные хозяйства, аналогичные по структуре царскому. Служителями храма были "великие жрецы", "малые жрецы", "помазанники", "музыканты", "певчие", служители "кухни" ("кравчие", "стольники", "повара", "хлебопеки", "виноделы"), непосредственные производители (пахари, пастухи, овцеводы, садовники). Все они обозначены как "божьи рабы и рабыни". В действительности же и они не были собственно рабами.
- Предисловие к первому тому
- Глава I возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода истории древнего мира и проблема путей развития
- 1. Предпосылки образования первого классового общества
- 2. Первый путь развития обществ ранней древности
- 3. Второй путь развития обществ ранней древности
- 4. Третий путь развития обществ ранней древности
- 5. Миропонимание на грани первобытного и древнего обществ
- Глава II города-государства шумера
- 1. Создание упорядоченной ирригации в низовье евфрата
- 2. Изобретение письменности. Протописьменный период
- 3. Раннединастический период
- Глава III переход к территориальному государству в месопотамии
- 1. Государство саргонидов
- 2. Гудеа
- 3. III династия ура
- 4. Падение ура и возвышение иссина
- Глава IV шумерская культура
- 1. Религиозное мировоззрение и искусство населения нижней месопотамии
- 2. Шумерская литература
- Глава V старовавилонский период истории месопотамии
- 1. Старовавилонское общество
- 2. Политическая история
- Эшнунна
- Вавилон
- 3. Новые черты общественного развития. Конец старовавилонского периода
- 4. Законы
- Глава VI месопотамия в XVI-XI вв. До х.Э.
- 1. Средневавилонский период в нижней месопотамии. Касситское царство и элам
- 2. Средневавилонское общество
- 3. Митанни и аррапха [3]
- 4. Город-государство ашшур и возникновение ассирийского царства
- 5. Культура и общество ассирии
- Глава VII ранняя малая азия и хеттское царство
- 1. Дохеттский период в малой азии
- 2. Древнехеттское царство (ок. 1650-1500 гг. До х.Э.)
- 3. Новохеттское царство (ок. 1400-1200 гг. До х.Э.)
- 4. Социально-экономические отношения в хатти
- 5. Право и закон
- 6. Хеттская культура
- Глава VIII сирия, финикия и палестина в III - II тысячелетиях до х.Э.
- 1. Возникновение цивилизации
- 2. Митанни и фараоновский египет
- 3. Народное движение хапиру
- 4. Хетты и фараоновский египет
- 5. Переселение "заречных племен" и "народов моря"
- 6. Культура. Алфавит
- Глава IX раннее и древнее царства египта
- 1. Возникновение государства
- 2. Раннее царство
- 3. Древнее царство
- Глава х среднее царство в египте и нашествие гиксосов
- 1. Переходный период
- Глава XI культура древнего египта
- 1. Религия
- 2. Архитектура
- 3. Скульптура
- 4. Рельеф
- 5. Письменность
- 6. Литература
- 7. Наука
- Глава XII древнейший китай
- 1. Период шан-инь
- 2. Период западного чжоу
- 3. Период восточного чжоу
- Глава XIII общие черты второго периода древней истории
- 1. Производительные силы и средства насилия
- 2. Вопросы увеличения прибавочного продукта и обеспечения расширенного воспроизводства
- 3. Древние "мировые" державы
- 4. Пути развития древнего общества. Полис и возникновение античного пути развития
- 5. Рабство и свобода. Рабы и "царские" люди
- Глава XIV новоассирийская держава
- 1. Политическая история
- 2. Структура ассирийского общества
- 3. Культура ассирии
- Глава XV нововавилонская держава
- 1. Политическая история
- 2. Социальная структура общества и право
- 3. Царская власть и положение храмов
- 4. Хозяйственная жизнь
- 5. Торговля
- Глава XVI страны иранского нагорья и юга средней азии в первой половине I тысячелетия до х.Э. Мидийское царство. Авеста. Зороастризм
- 1. Области иранского плато к началу исторической эпохи. Место ирана в истории древнего востока. "иран" и "иранцы"
- 2. Западный иран в начале I тысячелетия до х.Э.
- 3. Ассирийские и урартские завоевания в иране
- 4. Маннейское царство
- 5. Элам в первой половине I тысячелетия до х.Э.
- 6. Происхождение иранских племен и их распространение по территории ирана
- 7. Авеста и ранний зороастризм
- 8. Социально-экономический строй древнеиранских племен
- 9. Возникновение независимой мидии. Мидийская держава
- 10. Возникновение кочевого скотоводства и распространение кочевых племен в горных районах ирана
- Глава XVII ахеменидская держава
- 1. Возникновение мировой персидской державы
- 2. Экономика и социальные институты персидской державы
- 3. Иран в V в. До х.Э.
- 4. Падение персидской державы
- 5. Идеология и культура древнего ирана
- Глава XVIII урарту, фригия, лидия
- 1. Малая азия и смежные области после гибели хеттского царства
- 2. Возвышение урарту
- 3. Общество урарту
- 4. Урарту времени расцвета
- 5. Урарту и фригия
- 6. Скифы. Упадок урарту и возвышение лидии. Первое армянское государство
- Глава XIX финикия и финикийцы в конце II-I тысячелетии до х.Э.
- 1. Финикия
- 2. Финикийская колонизация
- 3. Карфаген
- Глава XX палестина в первой половине I тысячелетия до х.Э. Царства израиля и иудеи
- 1. Палестина в XII-х вв. До х.Э. И образование иудейско-израильского государства
- 2. Хозяйство, общество и государство в палестине первой половины I тысячелетия до х.Э.
- 3. Пророческое движение и становление ветхого завета
- Глава XXI новое царство в египте и поздний египет
- 1. Общие черты периода
- 2. Египетская военная держава времени XVIII династии
- 3. Религиозная реформа аменхетепа IV и конец XVIII династии
- 4. Египет при XIX династии
- 5. Египет в период XX династии и конец нового царства
- 6. Поздний египет
- Глава XXII древняя индия
- 1. Индская цивилизация (XXIII-XVIII вв. До х.Э.)
- 2. "Ведийский период"
- 3. "Буддийский период". Образование общеиндийской державы
- 4. "Классическая эпоха" (II в. До х.Э. - V в. Х.Э.)
- 5. Религия и культура
- Глава XXIII китай во второй половине I тысячелетия до х.Э. Первые века христианской эры
- Империи цинь и хань (конец III в. До х.Э. - начало III в. Х.Э.)
- Глава XXIV культура древнего китая
- Глава XXV корея в древности
- Глава XXVI предэллинизм на востоке. Послепленная иудея
- 1. Новые явления хозяйственной жизни в западных сатрапиях ахеменидской державы
- 2. Гражданско-храмовые общины в западных сатрапиях ахеменидской державы
- 3. Новые явления в духовной жизни ближнего востока VI-IV вв. До х.Э.
- Глава XXVII александр и его преемники на востоке
- 1. Поход александра македонского
- 2. Наследие александра
- Глава XXVIII эллинистические государства в передней азии
- Глава XXIX закавказье и сопредельные страны в период эллинизма
- 1. Независимые государства IV-III вв. До х.Э.
- 2. Армения, атропатена, иверия и албания во II-I вв. До х.Э.
- 3. Общество и культура закавказья и сопредельных стран в IV-I вв. До х.Э.
- Глава XXX парфия и греко-бактрийское царство
- 1. Парфянская держава
- 2. Внутреннее устройство парфянского государства
- 3. Культура парфии
- 4. Греко-бактрийское царство
- 5. Тохары (юэчжи)
- Глава XXXI эллинистический египет
- Глава XXXII восточные провинции римской империи
- 1. Палестина в эллинистическо-римский период
- 2. Падение независимых государств в палестине
- 3. Восточное средиземноморье в составе римской империи
- Глава хххiii коренные перемены в мировоззрении ("осевое время")
- 1. Мировоззрение и мироощущение человека в древности
- 2. Идеологические перемены
- 3. Проблема изменений мироощущения в истории
- 4. Проповедь заратуштры
- 5. Новые явления в яхвизме-иудаизме в I тысячелетии до х.Э.
- 6. Религиозно-философские учения индии
- 7. Религиозно-философские учения китая
- 8. Возникновение христианства
- Заключение
- 1. Происхождение народов и языков
- 2. Социальная психология
- 3. Конец древности
- Рекомендуемая литература общие работы
- Месопотамия
- Малая азия и хетты
- Сирия, финикия и палестина
- Лидия, фригия и урарту
- Александр и диадохи. Эллинизм