logo
История Востока

6. Хеттская культура

Если в результате слияния хаттских и индоевропейских племен образовался хеттский этнос, то в процессе слияния культурных достижений этих двух этнических групп была создана хеттская культура, которая с самого начала характеризовалась обилием местных, хаттских традиций. В образовании хеттской культуры значительную роль сыграли также хурритский и лувийский культурные элементы. На нее оказали влияние также северосирийский и шумеро-аккадский культурные миры.

Богазкёйский архив сохранил нам богатую хеттскую литературу, содержащую тексты официального характера (указы царей, анналы), а также мифы, легенды. Благодаря этому архиву мы познакомились с одной из самых ранних автобиографий - "Автобиографией Хаттусили III". В новохеттский период было переведено на хеттский язык значительное число произведений литературы народов Ближнего Востока ("Эпос о Гильгамеше", хурритские мифы). Наибольшее значение имеют хурритское эпическое повествование о царстве на небесах, в котором рассказывается о переходе власти от одной династии богов к другой, и хурритская эпическая поэма о боге Кумарби - "Песнь об Улликумми". Эти произведения служат звеном, связывающим древние литературы Ближнего Востока с древнегреческой мифологической и поэтической традицией, в частности с "Теогонией" Гесиода. Сюжет поэмы о смене четырех поколений богов на небесах аналогичен рассказу Гесиода о переходе власти от Урана к Кроносу и от Кроноса к Зевсу [4]. Сюжет "Песни об Улликумми" очень похож на гесиодовский миф о Тифоне.

Довольно богата хеттская мифологическая литература, включившая в себя и мифы хаттского происхождения. Один из них - "Миф об Иллуянке", легший в основу протохеттского новогоднего ритуала. Ритуал передавал битву между божественным героем и его противником - драконом Иллуянкой, происходившую в связи с приближением Нового года. Эту схватку сравнивают с ритуальными сражениями, которые отмечены во время новогодних праздников у разных народов мира. К хаттской традиции восходит миф о временно исчезающем и вновь появляющемся божестве - "Миф о Телепину". Одним из атрибутов культа этого божества было вечнозеленое дерево, что очень напоминает использование елки в рождественских и новогодних празднествах.

Памятники хеттского искусства обращают на себя внимание многообразием и оригинальностью форм и типов (серебряные и бронзовые фигурки животных, чаши и кувшины из золота, золотые орнаменты, так называемые штандарты, иногда с изображением оленя). Уникальны каменные идолы из Кюль-тепе, образцы керамики (посуда, ритоны, вазы). С периода Новохеттского царства в Центральной Малой Азии появляется монументальный стиль в разных областях искусства (рельефы на камне, изображения животных - сфинксы, львы), а также в архитектуре. Высокого уровня достигла в Хатти обработка камня, прекрасным примером которой является высеченная в скале скульптурная галерея в Язылыкая. Сохранились оригинальные образцы хеттской глиптики: на царских печатях помещены надписи, выполненные "хеттской" (на самом деле лувийской) иероглификой и хеттской клинописью.

Хеттская религия играла колоссальную роль в идеологической и хозяйственной жизни общества. Как считали сами хетты, существовала "тысяча богов Хатти", включавшая божества хаттского, индоевропейского (неситского, лувийского, палайского, арийского), хурритского, ассиро-вавилонского и другого происхождения. Главным божеством был бог грозы, именуемый "царем неба, господином страны Хатти", супругой которого считалась богиня Солнца из Аринны - "госпожа страны Хатти, неба и земли, госпожа царей и цариц Хатти".

Традиции хеттской культуры не исчезли и после падения Хеттской державы. Многие из них продолжались в позднюю эпоху в Северной Сирии и на восточной периферии Анатолии, где в I тысячелетии до х.э. образовалось несколько "новохеттских" (на самом деле лувийских) княжеств, общим названием которых было также "Хатти". Видимо, какие-то группы хетто-лувийцев сохранялись и далее к югу, что легло в основу библейских преданий относительно существования хеттов в Палестине и Сирии с древнейших времен [5].

Примечания

[1] Имеются основания предполагать родство этого языка с современными западнокавказскими (абхазо-адыгскими) языками.

[2] Некоторые исследователи вообще отрицают существование Среднехеттского царства. - Примеч. ред.

[3] Египетские источники называют целый ряд "народов моря", но с уверенностью отождествлять их нельзя. Возможно, в числе их были ахейцы ('кйвш, условно читается акайваша), ликийцы с юго-запада Малой Азии (рк, условно рукка, лукка), сикулы (шкрт, шику-лаи), филистимляне (прст), этруски (? - трш, условно турша) и др. Напомним, что в египетском письме гласные не обозначались. - Примеч. ред.

[4] Вероятно, "Теогония" через посредство хурритского эпоса восходит к недавно опубликованной вавилонской поэме о смене поколений богов. - Примеч. ред.

[5] Что касается хеттских традиций в Центральной и Западной Анатолии, то об этом известно очень мало. Но, по-видимому, византийский геральдический символ - двуглавый орел, позаимствованный позднее Русью, восходит к хеттской культуре. - Примеч. ред.