1. Независимые государства IV-III вв. До х.Э.
Поражение, нанесенное Александром Македонским Ахеменидской державе, хотя македонские войска и не побывали в Закавказье и на нагорьях к югу от Аракса, естественно, прервало отношения между этими странами и Ираном. Пока был жив Александр, здешние сатрапы и полузависимые цари формально выражали свою приверженность ему, но с его смертью их независимость стала неоспоримой.
Западное протогрузинское объединение Колхида существовало самостоятельно давно; уже в VIII в. до х.э. оно предположительно унаследовало северные земли уничтоженного урартами хурритского государства таохов, расположенные в долине р. Чорох. Здесь, вероятно близ Батуми, находился первоначальный центр Колхиды. Колхская культура была бесписьменной, и установить время начала классового общества и цивилизации трудно. Древнейшая Колхида, видимо, погибла в эпоху киммерийско-скифских вторжений VIII-VII вв. до х.э.; новая Колхида, с центром севернее - в долине р. Риони, возникла, насколько можно судить, в середине I тысячелетия до х.э. Населена она была предками мегрелов и, возможно, отчасти абхазов.
Греческая колонизация побережья Черного моря охватила и берега Колхиды. Так, в V в. до х.э. (возможно, еще в конце VI в.) здесь возникает колония милетян - Фасис (ныне Поти в устье р. Риони) со святилищем Аполлона, а не позже второй половины V в. до х.э. - Диоскурия (ныне Сухуми). Налаживается торговля между греческим миром и внутренними областями Грузии. Колхида славилась своим виноградом и воском, вывозила некоторые гончарные и ювелирные изделия. Но главным объектом колхидского экспорта было полотно; из толстых слоев этой ткани с переплетением туго ссученных пеньковых веревок изготовлялись даже боевые доспехи, бывшие в ходу у ряда племен Южного и Западного Причерноморья. Ввоз в Колхиду соответствовал отмеченному археологами сильному имущественному (и, может быть, уже и классовому) расслоению в этой стране. Импортировались оливковое масло, греческая чернолаковая посуда. Но был и ввоз более массовых товаров. Так, в греческих колониях на побережье имелись соляные промыслы, вероятно добывавшие соль для продажи внутри Закавказья.
Наиболее отдаленные из западных протогрузинских племен (халибы, или мосхи [1], - видимо, предки живущих сейчас в Турции чанов), а также некоторые другие при Ахеменидах входили в 19-ю сатрапию, связь которой с Персидской державой была довольно слабой. Колхи время от времени посылали Ахеменидам символическую дань рабами, возможно захваченными у соседних горских племен, и поставляли вспомогательные отряды, по-видимому, в распоряжение сатрапа Западной (или собственно) Армении (13-й сатрапии Ахеменидов, первоначально называвшейся Мелитеной; Северо-Восточная Армения, продолжавшая называться Урарту, составляла 18-ю сатрапию и в то время, по всей вероятности, еще не вполне арменизировалась по языку; в ее состав входили наряду с армянами, урартами-алародиями и хурритами-матиенами также и восточные протогрузинские племена - саспиры).
Уже характер поставлявшейся дани указывает на известное развитие у них рабовладельческого (в широком смысле) способа производства. Оно было в довольно высокой степени товарным, на что указывает факт чеканки и широкого распространения на территории Колхиды и соседних территорий своеобразных монет, так называемых колхидок. Они известны с V вплоть до III в. до х.э. Часть исследователей приписывает их чеканку колхидским царям, другая же часть - греческим городам колхского побережья. Однако чекан колхидок имеет мало формального сходства с чеканом греческих монет того же времени, также изредка находимых в Колхиде. В то же время следует заметить, что город Фасис позже считался не только греческим городом, но и портом колхов и население его, видимо, было смешанным, а не чисто греческим.
После падения Ахеменидов сын одного из последних персидских сатрапов, Митридат II (300-266 гг. до х.э.), сумел выкроить себе из бывшей 19-й сатрапии особое царство - Понт; население этого царства частично состояло из западных протогрузинских племен; по-видимому, Понт подчинил своей власти или влиянию и Колхиду. Становым хребтом Понтийского царства были, однако, греческие или эллинизированные города. К этому времени относится основание в Колхиде еще одного греческого города - Питиунт (ныне Пицунда). Временами влияние Понта, как можно думать, распространялось и на синдо-меотские племена Западного Кавказа и Прикубанья - предков абхазо-адыгских народностей.
Что касается Восточной Грузии, то местная раннесредневековая довольно смутная традиция связывает возникновение здесь первого царства, Иверии [2] (со столицей в Мцхете у слияния Арагви с Курой, недалеко от нынешнего Тбилиси), с временем падения Ахеменидской державы. Основателем Иверийского царства одно из преданий называет некоего Азо, "сына царя Ариан-Картли", т.е. "арианской" Грузии, якобы приближенного Александра (что исторически совершенно невероятно). Вспомним, что древнеперсидские цари, как и другие индоиранцы, называли себя ариями и что область, населенная ариями, называлась Арианой. Очевидно, Ариан-Картли - это та часть территории грузинских (картвельских) племен, которая входила в состав одной из ахеменидских, а затем селевкидских сатрапий, скорее всего 18-й, ибо известно, что к этой сатрапии принадлежало восточное протогрузинское племя саспиров.
Существовала легенда и о том, что вместе с Азо в Иверию пришла большая группа переселенцев, от которых вели свое происхождение позднейшие роды иверийской знати; этих поселенцев предание, по-видимому, считало грузинами с ранее ахеменидских территорий.
Однако, согласно другому, пожалуй более достоверному, старинному грузинскому преданию, подлинным основателем Иверийского царства был не Азо, а свергший его Фарнабаз, причем ряд деталей явно указывает на его связь с Селевкидским царством III в. до х.э., Азо же был захватчиком, опиравшимся на греков. Если предание о греческой поддержке Азо имеет какое-то историческое ядро [3], то скорее можно поверить в его связь не с Александром, а с понтийскими Митридатами [4].
Древнейшие надписи из столицы Иверийского государства Мцхеты восходят лишь к I в. х.э. и составлены на арамейском языке ахеменидских канцелярий, только более поздним, курсивным письмом, что указывает на длительное употребление здесь этого языка. Отдельные греческие буквы на колхидках и греческая надпись, сделанная в связи с фортификационными работами, произведенными римскими воинами по просьбе иверийского царя I в. х.э., говорят о некотором распространении здесь греческой грамотности. Более древних надписей в Грузии не найдено, и сведения о первом иверийском царстве (до I в. до х.э.) у нас есть только либо чисто археологические, либо легендарные: исторические сказания о древнейшей Иверии дошли лишь от средневековья.
Ксенофонт в "Киропедии" повествует об армянском царстве VI в. до х.э., подчиненном Мидии (обязанном платить ей дань, помогать войсками, не строить укреплений и т.п.), но стремившемся к независимости. Царь Армении не назван по имени, упомянуты его сыновья - Тигран (товарищ Кира) и Сабарис, военачальник Эмбас; отмечены немалые богатства и военные силы царства. Кир, тогда еще мидийский полководец, приводит Армению к повиновению мирным путем и даже регулирует ее отношения с северо-западными ее соседями - халдами (халибами). В дальнейшем Кир опирается при свержении Мидийского и основании собственного царства также на армянские войска во главе с Тиграном.
Литературное сочинение Ксенофонта, по мнению исследователей, в разделах об Армении (в которой он побывал с 10 тыс. греков и описал в "Анабасисе") обретает историчность. Кроме того, эти его сведения в определенной степени переплетаются с сообщениями Моисея Хоренского о союзе Кира с армянским царем Тиграном, сыном царя Ерванда, направленным против Мидии; возможно, что эти данные опираются на историческую почву. То же царство названо в Библии "Домом Тогармы".
С созданием Ахеменидской державы армянское царство, вероятно, пережило постепенный процесс превращения в ее сатрапию. Во всяком случае, в этом статусе его застает Бехистунская надпись Дария I, где царь говорит об Армении (Армина; в вавилонском тексте - все еще Урарту) как о восставшей провинции. Восстание усмиряется двумя полководцами Дария (один из них, Дадаршиш, был "армянином") в пяти сражениях. Любопытно, что одно из восстаний Вавилонии было возглавлено также армянином (урартом?) Арахой, сыном Халдиты. Из сведений Геродота вытекает, что армянские земли были включены в две ахеменидские сатрапии: 13-ю и 18-ю.
Ксенофонт, отступивший в 401 г. до х.э. через Армению вместе с 10 тыс. греков после битвы при Кунаксе, упоминает сатрапа Армении Ерванда (Оронта), женатого на дочери персидского царя, и Тирибаза, гипарха Западной Армении, стремянного персидского царя. Греки останавливались в деревнях, изобиловавших сельскохозяйственными продуктами и состоявших из вырытых в земле жилищ с отдельными входами для людей и скота. Элементы социальных отношений в описании Ксенофонта, по мнению исследователей, указывают на то, что эти деревни представляли собой соседские общины.
Совпадение имени сатрапа Армении на грани V и IV вв. до х.э. Ерванда с именами, с одной стороны, царя Армении VI в. до х.э. (по Моисею Хоренскому), а с другой - сатрапа Армении, сражавшегося в битве при Гавгамелах в войске Дария III, а затем ставшего царем обретшей независимость Армении (конец IV в. до х.э.), а также армянского царя конца III в. до х.э., в совокупности с другими фактами, изложенными в греческих надписях царя Коммагены Антиоха I (первая половина I в. до х.э.), породило мнение о существовании рода Ервандидов (Оронтидов), имевшего в VI-III вв. до х.э. отношение к управлению Арменией в качестве царей, затем сатрапов и вновь царей. При Ерванде, современнике Ксенофонта, Ервандиды породнились, как мы видели, с Ахеменидами и в какое-то время, видимо, с Гидарнидами, потомками Гидарна, одного из семи персов, соратников Дария I в его борьбе за власть, отчего и Страбон, упоминающий последнего Ерванда (конец III в. до х.э.), считает его Гидарнидом.
Наши источники по истории Армении III в. до х.э. чрезвычайно скудны, события и даже политическое деление страны устанавливаются весьма ненадежно. По мнению некоторых исследователей, ахеменидская 13-я сатрапия (в западной части Армянского нагорья) в конце IV в. до х.э. разделилась на Малую Армению и Софену (это Цупа урартов, Цопк средневековых армян). Софена была независимой и даже ненадолго, видимо, присоединила к себе Коммагену или ее часть. Около 240 г. до х.э. софенский царь Аршам построил в Софене г. Аршамашат (ныне Шимшат в Турции) , а в Коммагене - два города Арсамеи. Аршам оказывал поддержку брату Селевка II Антиоху Гиераксу - неудачливому претенденту на престол Селевкидов. Малая Армения также временами пользовалась независимостью, ориентируясь на Понт и Селевкидов; позднее она отошла к Понту.
В северо-восточной части нагорья, так называемом царстве Айрарат, правили потомки ахеменидского сатрапа Ерванда. Они развили здесь широкую строительную деятельность, основав на месте слияния рек Аракс и Ахурян новую столицу - Ервандашат (прежняя - Армавир, на месте урартского Аргиштихинели, - продолжала выполнять роль культового центра) и другие поселения, названия которых также включали династическое имя Ерванд.
В 212 г. до х.э. Антиох III начал свой знаменитый восточный поход с осады столицы Софены Аршамашата. Однако софенский царь Ксеркс не только сумел добиться мира (ценой уплаты части задержанной дани), но и получил в жены сестру Антиоха Антиохиду. Все это не помешало Антиоху III в 201 г., имея за спиной удачно завершенный восточный поход и победоносную войну с Египтом, устранить Ксеркса при посредничестве Антиохиды и обратить Софену в селевкидскую провинцию. Аналогичная судьба постигла в это же время царство Айрарат и его правителя - последнего Ерванда: Антиох III стремился укрепить свой тыл перед запланированным западным походом в Европу.
В момент разгрома Дария III войсками Александра при Гавгамелах на персидской стороне находились не только оба сатрапа двух армянских сатрапий - Ерванд (Оронт) и Михрвахишт, но и сатрап Мидии Атропат. После поражения большинство Дариевых сатрапов явилось к Александру, и некоторых из них тот оставил на прежних должностях. Это произошло и с Атропатом, который участвовал даже в первом совещании полководцев Александра после его смерти, но на второе совещание, в Трипарадейсе (321 г. до х.э.), не явился и объявил себя независимым царем. Всю сатрапию Мидия он, однако, не пытался удержать за собой (через Южную Мидию проходили важнейшие коммуникации греко-македонян, и никто из них не собирался уступать ее местным вельможам). Атропат отделил себе лишь Северную Мидию, включая области вокруг оз. Урмия, к северу от г. Экбатаны и по обе стороны Аракса. Новосозданное царство называлось "Атропатовой Мидией", по-мидийски Мад-и Атурпаткан, а потом его стали именовать Атурпаткан [5] или по-гречески Атропатена.
Что касается Атропата, то есть основания полагать, что он и раньше был наследственным правителем Мидии и имел в пределах будущей Атропатены прочные родственные и политические связи. Особенно следует отметить союз, в котором Атропат еще при Дарий III состоял с алванами и другими племенами Восточного Закавказья. Его дружеские связи простирались и до степей Северного Кавказа, где в то время кочевали савроматы (сарматы). Археологические данные подтверждают тесные культурные связи Алвании с Атропатеной в течение IV-II вв. до х.э.
Дальнейшая история Атропатены вплоть до конца III в. до х.э. неясна. В 222-230 гг. мы застаем царя Атропатены Артабазана владетелем обширной территории не только к югу, но и к северу от Аракса и союзником мятежного сатрапа Мидии в борьбе против селевкидского царя Антиоха III. Столицей Атропатены была в это время Ганзака, город на полпути между Экбатанами и Армавиром на р. Аракс. По словам греческого историка Полибия, владения Артабазана простирались от Каспийского моря до верховьев Риони (древнего Фасиса) и, таким образом, должны были включать Айрарат и Иверию; однако эти сведения Полибия не отличаются достоверностью; они отражают, видимо, лишь факт некоторого продвижения Артабазана в сторону Армении вдоль долины Аракса. Иверия же, напротив, переживала политический подъем и осуществляла натиск на Армению с севера. Война Антиоха с Артабазаном закончилась миром. Когда же Антиох укрепил свою власть над всем Армянским нагорьем, его позиция и по отношению к Атропатене усилилась, хотя полностью уничтожить это царство Селевкидам так и не удалось.
В течение всего III века до х.э. социально-экономическая жизнь Закавказья и примыкающих к нему с юга нагорий находилась в относительном упадке, несмотря на создание некоторых независимых государств. Это объясняется тем, что традиционные связи и торговые пути в Малую Азию, Месопотамию и Иран были нарушены; очевидно, понизилась товарность отдельных хозяйств, уменьшился приток рабов, возможно, ослабел контроль над подневольными работниками других категорий. Денежное обращение развивалось еще слабо: хотя серебряные монеты Александра Македонского и селевкидских царей имели хождение, но собственную монету (помимо колхидок) в III в. до х.э. чеканили, по-видимому, только цари Софены. В пределах ее продолжал функционировать верхнеевфратско-чорохский торговый путь, по которому в Понт вывозились медь, железо и сперское (саспирское) золото [6], а также кермес (багрец - красная краска органического происхождения).
- Предисловие к первому тому
- Глава I возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода истории древнего мира и проблема путей развития
- 1. Предпосылки образования первого классового общества
- 2. Первый путь развития обществ ранней древности
- 3. Второй путь развития обществ ранней древности
- 4. Третий путь развития обществ ранней древности
- 5. Миропонимание на грани первобытного и древнего обществ
- Глава II города-государства шумера
- 1. Создание упорядоченной ирригации в низовье евфрата
- 2. Изобретение письменности. Протописьменный период
- 3. Раннединастический период
- Глава III переход к территориальному государству в месопотамии
- 1. Государство саргонидов
- 2. Гудеа
- 3. III династия ура
- 4. Падение ура и возвышение иссина
- Глава IV шумерская культура
- 1. Религиозное мировоззрение и искусство населения нижней месопотамии
- 2. Шумерская литература
- Глава V старовавилонский период истории месопотамии
- 1. Старовавилонское общество
- 2. Политическая история
- Эшнунна
- Вавилон
- 3. Новые черты общественного развития. Конец старовавилонского периода
- 4. Законы
- Глава VI месопотамия в XVI-XI вв. До х.Э.
- 1. Средневавилонский период в нижней месопотамии. Касситское царство и элам
- 2. Средневавилонское общество
- 3. Митанни и аррапха [3]
- 4. Город-государство ашшур и возникновение ассирийского царства
- 5. Культура и общество ассирии
- Глава VII ранняя малая азия и хеттское царство
- 1. Дохеттский период в малой азии
- 2. Древнехеттское царство (ок. 1650-1500 гг. До х.Э.)
- 3. Новохеттское царство (ок. 1400-1200 гг. До х.Э.)
- 4. Социально-экономические отношения в хатти
- 5. Право и закон
- 6. Хеттская культура
- Глава VIII сирия, финикия и палестина в III - II тысячелетиях до х.Э.
- 1. Возникновение цивилизации
- 2. Митанни и фараоновский египет
- 3. Народное движение хапиру
- 4. Хетты и фараоновский египет
- 5. Переселение "заречных племен" и "народов моря"
- 6. Культура. Алфавит
- Глава IX раннее и древнее царства египта
- 1. Возникновение государства
- 2. Раннее царство
- 3. Древнее царство
- Глава х среднее царство в египте и нашествие гиксосов
- 1. Переходный период
- Глава XI культура древнего египта
- 1. Религия
- 2. Архитектура
- 3. Скульптура
- 4. Рельеф
- 5. Письменность
- 6. Литература
- 7. Наука
- Глава XII древнейший китай
- 1. Период шан-инь
- 2. Период западного чжоу
- 3. Период восточного чжоу
- Глава XIII общие черты второго периода древней истории
- 1. Производительные силы и средства насилия
- 2. Вопросы увеличения прибавочного продукта и обеспечения расширенного воспроизводства
- 3. Древние "мировые" державы
- 4. Пути развития древнего общества. Полис и возникновение античного пути развития
- 5. Рабство и свобода. Рабы и "царские" люди
- Глава XIV новоассирийская держава
- 1. Политическая история
- 2. Структура ассирийского общества
- 3. Культура ассирии
- Глава XV нововавилонская держава
- 1. Политическая история
- 2. Социальная структура общества и право
- 3. Царская власть и положение храмов
- 4. Хозяйственная жизнь
- 5. Торговля
- Глава XVI страны иранского нагорья и юга средней азии в первой половине I тысячелетия до х.Э. Мидийское царство. Авеста. Зороастризм
- 1. Области иранского плато к началу исторической эпохи. Место ирана в истории древнего востока. "иран" и "иранцы"
- 2. Западный иран в начале I тысячелетия до х.Э.
- 3. Ассирийские и урартские завоевания в иране
- 4. Маннейское царство
- 5. Элам в первой половине I тысячелетия до х.Э.
- 6. Происхождение иранских племен и их распространение по территории ирана
- 7. Авеста и ранний зороастризм
- 8. Социально-экономический строй древнеиранских племен
- 9. Возникновение независимой мидии. Мидийская держава
- 10. Возникновение кочевого скотоводства и распространение кочевых племен в горных районах ирана
- Глава XVII ахеменидская держава
- 1. Возникновение мировой персидской державы
- 2. Экономика и социальные институты персидской державы
- 3. Иран в V в. До х.Э.
- 4. Падение персидской державы
- 5. Идеология и культура древнего ирана
- Глава XVIII урарту, фригия, лидия
- 1. Малая азия и смежные области после гибели хеттского царства
- 2. Возвышение урарту
- 3. Общество урарту
- 4. Урарту времени расцвета
- 5. Урарту и фригия
- 6. Скифы. Упадок урарту и возвышение лидии. Первое армянское государство
- Глава XIX финикия и финикийцы в конце II-I тысячелетии до х.Э.
- 1. Финикия
- 2. Финикийская колонизация
- 3. Карфаген
- Глава XX палестина в первой половине I тысячелетия до х.Э. Царства израиля и иудеи
- 1. Палестина в XII-х вв. До х.Э. И образование иудейско-израильского государства
- 2. Хозяйство, общество и государство в палестине первой половины I тысячелетия до х.Э.
- 3. Пророческое движение и становление ветхого завета
- Глава XXI новое царство в египте и поздний египет
- 1. Общие черты периода
- 2. Египетская военная держава времени XVIII династии
- 3. Религиозная реформа аменхетепа IV и конец XVIII династии
- 4. Египет при XIX династии
- 5. Египет в период XX династии и конец нового царства
- 6. Поздний египет
- Глава XXII древняя индия
- 1. Индская цивилизация (XXIII-XVIII вв. До х.Э.)
- 2. "Ведийский период"
- 3. "Буддийский период". Образование общеиндийской державы
- 4. "Классическая эпоха" (II в. До х.Э. - V в. Х.Э.)
- 5. Религия и культура
- Глава XXIII китай во второй половине I тысячелетия до х.Э. Первые века христианской эры
- Империи цинь и хань (конец III в. До х.Э. - начало III в. Х.Э.)
- Глава XXIV культура древнего китая
- Глава XXV корея в древности
- Глава XXVI предэллинизм на востоке. Послепленная иудея
- 1. Новые явления хозяйственной жизни в западных сатрапиях ахеменидской державы
- 2. Гражданско-храмовые общины в западных сатрапиях ахеменидской державы
- 3. Новые явления в духовной жизни ближнего востока VI-IV вв. До х.Э.
- Глава XXVII александр и его преемники на востоке
- 1. Поход александра македонского
- 2. Наследие александра
- Глава XXVIII эллинистические государства в передней азии
- Глава XXIX закавказье и сопредельные страны в период эллинизма
- 1. Независимые государства IV-III вв. До х.Э.
- 2. Армения, атропатена, иверия и албания во II-I вв. До х.Э.
- 3. Общество и культура закавказья и сопредельных стран в IV-I вв. До х.Э.
- Глава XXX парфия и греко-бактрийское царство
- 1. Парфянская держава
- 2. Внутреннее устройство парфянского государства
- 3. Культура парфии
- 4. Греко-бактрийское царство
- 5. Тохары (юэчжи)
- Глава XXXI эллинистический египет
- Глава XXXII восточные провинции римской империи
- 1. Палестина в эллинистическо-римский период
- 2. Падение независимых государств в палестине
- 3. Восточное средиземноморье в составе римской империи
- Глава хххiii коренные перемены в мировоззрении ("осевое время")
- 1. Мировоззрение и мироощущение человека в древности
- 2. Идеологические перемены
- 3. Проблема изменений мироощущения в истории
- 4. Проповедь заратуштры
- 5. Новые явления в яхвизме-иудаизме в I тысячелетии до х.Э.
- 6. Религиозно-философские учения индии
- 7. Религиозно-философские учения китая
- 8. Возникновение христианства
- Заключение
- 1. Происхождение народов и языков
- 2. Социальная психология
- 3. Конец древности
- Рекомендуемая литература общие работы
- Месопотамия
- Малая азия и хетты
- Сирия, финикия и палестина
- Лидия, фригия и урарту
- Александр и диадохи. Эллинизм