logo search
Учебное пособие - 85-91

3). Развитие правовой основы различных видов договоров.

Для формирования правовых условий развития рыночной экономики данное направление было очень важно.

Нужно иметь в виду, что первоначальный замысел «перестройки» предполагал формирование регулируемого рынка при сохранении значительных элементов административно-командной, плановой экономики.

И поэтому ряд законодательных актов конца 80-х годов имели явно выраженный компромиссный характер.

С 1988 г. был взят курс на развитие и поощрение арендных отношений в сельском секторе экономики.

В 1988 г. законом была разрешена аренда земли на длительный срок (до 50 лет) и на этой основе началось формирование слоя российских фермеров.

Как отмечали практики, права арендаторов были недостаточно гарантированы. Особенно болезненно это сказывалось в аграрном секторе, где сама специфика сельскохозяйственного труда требует большей устойчивости отношений. Однако, колхозы и совхозы как собственники земель сельскохозяйственного назначения крайне неохотно передавали их в аренду. В соответствии с принятым в марте 1988 г. новым «Положением о колхозах», размеры участков и сроки аренды определялись коллективом колхоза. Предлагаемый колхозами (а также совхозами) срок аренды составлял обычно 5 лет, что было явно недостаточным для арендатора. Арендные договоры могли быть расторгнуты в одностороннем порядке. Да и отношение к арендаторам (фермерам) в деревне было, как правило, негативным. В результате арендное движение на селе не получило широкого распространения.

Но в промышленности и на транспорте арендные отношения стали развиваться весьма энергично.

В апреле 1989 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об аренде и арендных отношениях в СССР», а в ноябре 1989 г. были утверждены «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде». Законом было установлено:

«Аренда допускается во всех отраслях народного хозяйства и может применяться в отношении имущества всех форм и видов собственности.

В аренду могут быть переданы:

а) земля и другие природные ресурсы;

б) предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и других ценностей;

в) отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности. (Статья 3).

Закон регламентировал права и обязанности арендаторов и арендодателей, статья 7 закона была посвящена договору аренды (определялись его сущность , содержание), далее в законе определялись нормы оплаты, сроков и другие вопросы арендных правоотношений. Отдельными разделами рассматривались вопросы аренды предприятий (объединений), аренда имущества гражданами, внутрихозяйственный арендный подряд.

В соответствии с данным законом стала возможна аренда предприятия коллективом трудящихся. Трудовой коллектив предприятия (или структурной единицы предприятия) был вправе создать организацию арендаторов и организовать арендное предприятие, которое становилось правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия. Арендатор получал право выкупа арендованного имущества и преобразования арендного предприятия в предприятие, действующее на основе коллективной собственности.

В 28 февраля 1990 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства СССР и союзных республик о земле». В контексте данного нормативно-правового акта статья 7 была посвящена аренде земли.

Статья 7. Аренда земли

Во временное пользование на условиях аренды земля предоставляется гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц, а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам.

Арендодателями земли являются соответствующие Советы народных депутатов.

Условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора на аренду земли по истечении срока его действия.

Арендованные участки земель сельскохозяйственного назначения по согласованию сторон могут передаваться во владение арендатору.

Колхозы, совхозы, другие государственные и кооперативные сельскохозяйственные предприятия могут закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами в порядке внутрихозяйственного землеустройства.

Достаточно подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Отдельной статьей определялись общие подходы к установлению арендной платы за землю.

Установление данных норм создавало более прочный правовой фундамент для развития арендных отношений в деревне.

Весьма большой интерес проявляло государство к поощрению инвестиционной деятельности, предполагая таким образом, с одной стороны, обеспечить финансирование наиболее значимых экономических программ и проектов, а с другой стороны, укрепить заинтересованность граждан в развитии экономики. В связи с этим в декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты «Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР».

В данном документе впервые в советском законодательстве давалось определение сущности инвестиционной деятельности, указывалось, что «Основы...» направлены «на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности, на эффективное функционирование народного хозяйства СССР в условиях рыночной экономики», определялись виды инвестиций, давалась характеристика объектов и субъектов инвестиционной деятельности, определялись права инвесторов, отношения между субъектами инвестиционной деятельности, излагали основы государственного регулирования инвестиционной деятельности, определялись гарантии прав. и меры защиты инвестиций. В статье 23 «Защита инвестиций» говорилось:

1. Государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, а также иностранных инвестиций.... При этом обеспечивается равноправный режим инвесторам, в том числе и иностранным инвесторам, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению инвестициями, их использованию и ликвидации, а также предусматриваются условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций.

- в качестве объектов такой деятельности перечислялись: вновь создаваемые и" модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, имущественные права и др.

- субъектами (инвесторами и участниками) могут быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.

Как и в других аспектах гражданско-правового регулирования, законодательные акты РСФСР по вопросам регулирования обязательственных отношений «обгоняли» союзное законодательство.

Важное значение имел принятый в марте 1991 г. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Он утверждал необходимость развития конкуренции, под которой понималась «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия движения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю».

Данные закон более полно отвечал потребностям развития рыночной экономики.

В целом в данных нормативно-правовых актах, посвященных развитию отдельных видов договоров, утверждалось общее понимание того, что административно-директивное регулирование хозяйственной жизни должно вытесняться системой договорных отношений, и как общая норма закреплялся принцип свободы договоров.

Оценивая в общем состояние советского гражданского права в данный период, можно отметить, что его реформирование в конце 1980-х гг. не имело системного, концептуального характера. Общая тенденция, под воздействием которой складывалось на данном этапе гражданское право, не вызывала сомнений: разгосударствление, связанное с оживлением рыночных отношений, Но тогда далеко еще не были решены важнейшие для политики государства вопросы о темпах, методах перехода к рыночным отношениям, о сочетании рыночных принципов хозяйствования с сохранением основ социалистической экономики. Государственная политика в этом вопросе была результатом острой борьбы сторонников и противников радикального обновления. Это противостояние не могло не накладывать отпечатка на состояние законодательства.

В начале 1990-х гг. необходимость системных изменений в гражданском праве стала осознаваться еще острее.

С этой целью в май 1991 г. были приняты «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик». «Основы...» значительно изменяли правовые нормы Гражданского кодекса 1964 г., став основой системного обновления гражданского законодательства.

Их принципиально новыми чертами законодательства было:

- возрождение деления имущества на движимое и недвижимое

- введение понятия о коммерческих и некоммерческих организациях

- установление общего для всех субъектов (физических и юридических лиц) срока исковой давности (3 года)

- введение понятия о возмещении морального вреда.

Было внесено немало уточнений в регулирование обязательственных правоотношений (с учетом быстро обновлявшейся практики).

«Основы...» существенно восполнили пробелы в гражданском законодательстве.

Но полностью преодолеть общие недостатки гражданского права данного периода принятием «Основ...» оказалось невозможно. По мере углубления социально-экономических реформ насущно требовалось более полноценное комплексное обновление гражданского законодательства.