Введение
«Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя, – утверждал известнейший русский историк В.О. Ключевский. – Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться». Другими словами, история служит важным средством познания окружающего мира, нельзя понять настоящее, не зная прошлого.
Изучение прошлого необходимо для формирования целостной системы представлений, развития личности, способности к компетентному суждению и самостоятельным выводам. Историческая наука развивает умение логически мыслить и взвешенно оценивать происходящее.
История как обществоведческая дисциплина, дополняя профессиональное образование, помогает расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, что необходимо для студентов ВУЗа. Высокий уровень специальной подготовки очень важен, но недостаточен для профессионала. Ведь общество – специфический и сложный организм, и к нему невозможно применить систему мышления, формируемую сугубо специализированным образованием.
Являясь важнейшим способом коллективной самоидентификации, история играет огромную роль в период крупномасштабных социальных изменений. Знание отечественной истории помогает понять, кто мы такие и куда идем. Есть все основания заявить, что общая память россиян – то главное, что по-прежнему объединяет нас в один народ: не совместное проживание и единый язык, а пока еще общая память. Как только мы забудем нашу историю – исчезнем и как одно целое.
Известному российскому реформатору П.А. Столыпину принадлежит фраза: «Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы». Народ, который не помнит прошлого, не может иметь будущего. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. И все – из-за неуважения к собственной истории, забвения традиций и исторических корней, превращения в Иванов, не помнящих своего родства.
Великое прошлое – предмет гордости и самоуважения, а память о нем – основа национального самосохранения, поэтому изучение истории и воспитание патриотизма сегодня становятся важнейшими взаимосвязанными государственными задачами. История в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории своего Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.
Знание закономерностей развития и особенностей общества помогает в принятии верных управленческих решений. История оказывается актуально востребованной, когда опыт прошлого способствует нашему самоопределению в настоящем, не позволяет в очередной раз «наступить на грабли» и «изобрести велосипед».
Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается учебное пособие по истории. Хронологически он охватывает период с этногенеза восточных славян и до начала ХХI века. Особое место в учебном пособии уделяется выяснению места и роли России в истории человечества. Авторы постарались сделать историю более понятной и доступной для студентов. Поэтому главным образом речь пойдет об основных тенденциях развития в истории Отечества, о тех факторах, переменах, которые определяли «лицо» эпохи. В основу изложения положен хронологически-проблемный принцип. Имена правителей и термины, знание которых обязательно, выделены в тексте жирным курсивом и подчеркиванием. После каждой темы указаны контрольные вопросы для самопроверки и список дополнительной литературы, которая в основном сосредоточена читальном зале учебного корпуса №1.
Задачи курса: дать представления об этапах исторического развития России; выделить основные закономерности исторического процесса; показать место и роль России в истории человечества и в современном мире; научить анализировать происходившие процессы и аргументировано излагать свою точку зрения.
Изучение истории позволит сформировать следующие общекультурные компетенции:
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
- способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- способность к самоорганизации и самообразованию.
- История:
- СОдержание
- Введение
- Тема 1. История как наука
- 1.1 Понятие, объект и предмет истории
- 1.2 Исторические источники и факты
- 1.3 Методы и принципы исторического исследования
- 1.4 Функции истории
- 1.5 Подходы к изучению истории
- Тема 2. Российские историки и основные этапы отечественной историографии
- 2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII века
- 2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII – начале XX века
- 2.3 Особенности историографии советского периода
- 2.4 Современная отечественная историография
- Тема 3. Место и роль россии в мире
- 3.1 Особенности российской цивилизации
- 3.2 Особенности российской истории и менталитета русского народа
- Тема 4. Киевская русь (IX-XI вв.)
- 4.1 Восточные славяне в древности
- 4.2 Образование древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории
- 4.3 Политический строй Древней Руси. Деятельность первых киевских князей
- 4.4 Основные категории населения Древней Руси
- 4.5 Принятие христианства и его значение
- Тема 5. Период раздробленности (XII-XV вв.)
- 5.1 Начало раздробленности
- 5.2 Причины раздробленности
- 5.3 Основные тенденции развития древнерусских земель в XII – первой трети XIII века
- 5.4 Монголо-татарское нашествие (1237-1241)
- 5.5 Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
- 5.6 Причины возвышения Москвы
- 5.7 Объединение русских земель вокруг Москвы
- Тема 6. Московская русь (XVI-XVII вв.)
- 6.1 Органы власти и управления в Московском государстве
- 6.2 Основные категории населения Московского государства
- 6.3 Правление Ивана IV Грозного
- 6.4 Смутное время
- 6.5 Россия в XVII веке после Смуты
- Тема 7. Российская империя в XVIII веке
- 7.1 Реформы Петра I
- 7.2 Дворцовые перевороты второй четверти XVIII века
- 7.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II
- 7.4 Правление Павла I
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX века
- 8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX века при Александре I
- 8.2 Движение декабристов
- 8.3 Консервативная модернизация при Николае I
- 8.4 Общественная мысль середины XIX века: западники и славянофилы
- 8.5 Культура России в первой половине XIX века
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX века
- 9.1 Отмена крепостного права и ее последствия
- 9.2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века
- 9.3 Движение народников
- 9.4 Контрреформы Александра III
- 9.5 Особенности развития капитализма в промышленности во второй половине XIX века. Реформы с.Ю. Витте
- 9.6 Развитие капитализма в сельском хозяйстве во второй половине XIX века
- 9.7 Внешняя политика России во второй половине XIX века
- 9.8 Культура России во второй половине XIX века
- Тема 10. Россия в начале хх века
- 10.1 Первая российская революция 1905-1907 гг.
- 10.2 Столыпинская аграрная реформа
- 10.3 Политические партии России начала XX века
- 10.4 Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I-IV Государственных дум
- 10.5 Россия в годы Первой мировой войны
- 10.6 Февральская революция 1917 г.
- 10.7 Россия от Февраля к Октябрю
- 10.8 Октябрьская революция 1917 г.
- Тема 11. Формирование и сущность советского строя
- 11.1 Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.)
- 11.2 Гражданская война (1918-1920 гг.) и интервенция. Политика «военного коммунизма»
- 11.3 Новая экономическая политика (нэп)
- 11.4 Образование ссср
- 11.5 Индустриализация и коллективизация
- 11.6 Формирование тоталитарного государства в ссср и культа личности и.В. Сталина
- 11.7 Культурные преобразования в 1920-1930-е гг.
- 11.8 Внешняя политика в 1920-1930-е гг.
- Тема 12. Ссср накануне и в годы великой отечественной войны
- 12.1 Ссср накануне Великой Отечественной войны
- 12.2 Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны
- 12.3 Советский тыл в годы войны
- 12.4 Народная борьба на оккупированной территории
- 12.5 Внешняя политика ссср в 1941-1945 гг.
- 12.6 Итоги войны
- Тема 13. Ссср в условиях «холодной войны»
- 13.1 Послевоенное развитие ссср (1945-1953 гг.)
- 13.2 Реформы н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)
- 13.3 Правление л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)
- 13.4 Перестройка 1985-1991 гг.
- Тема 14. Россия в 1990-е гг.
- 14.1 Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.2 Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.3 Внешняя политика России в 1990-е гг.
- Тема 15. Россия в начале XXI века
- 15.1 Внутриполитическое развитие в начале XXI века
- 15.2 Социально-экономическое развитие в начале XXI века
- 15.3 Внешняя политика России в начале XXI века
- Список рекомендуемой литературы
- История: курс лекций
- 426069, Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.