Культура Сербии, Черногории, Воеводины, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины в хiх - начале хх в.
В число задач национальной интеграции, политической самостоятельности и модернизации социально-экономической системы как непременное условие входила и задача культурных преобразований. Она становится программной для деятелей Национального Возрождения, а затем и лидеров политических партий. Общими для всех югославянских народов стали следующие культурные процессы: развитие национального языка и создание литературного языка; модернизация образования, создание национальных научных учреждений, средних и высших учебных заведений; становление светской национальной художественной культуры - литературы, изобразительного искусства, музыки, театра; изменение обыденной культуры в сторону европеизации и урбанизации, изменение облика городов.
Югославянские народы в ХIХ- начале ХХ вв. объединяли как эти общие задачи развития культуры, так и этническая и языковая близость. Поэтому в первой половине ХIХ в. взаимное сотрудничество ученых и политиков этих народов было очень плодотворным. Время это характеризуется взаимным влиянием и даже совместными культурными акциями. Трудно разделить по национальным квартирам взаимосвязанный процесс поиска путей создания литературных языков, идеи о возможности создания общего литературного югославянского языка и т.д. Но уже во второй половине ХIХ века национальные задачи сербов, хорватов, словенцев дифференцировались, что повлияло и на самостоятельность их культурной жизни. Разница в политическом положении югославянских народов также сказывалась на специфике развития культурных процессов. Культурная жизнь югославянских народов монархии Габсбургов была обусловлена и регламентирована общеимперскими законами и постановлениями, а после 1867 г. соответственно законами австрийской и венгерской частей империи. Культурные задачи славян здесь были неразделимы с борьбой за национальное самоопределение, национальную интеграцию, с сопротивлением процессам германизации и мадьяризации. Вассальные княжества, а после 1878 г. независимые государства Сербия и Черногория решали совсем другие задачи, и в других политических условиях. Развитие их культуры было частью государственно-политической программы. Тем не менее культурные процессы югославян в ХIХ - начале ХХ вв. часто были взаимосвязаны и взаимообусловлены. Особенно ярко это проявилось на первом этапе Национального возрождения.
Национальное Возрождение и проблемы оформления литературных языков
Все югославянские народы в начале ХIХ века оказались разделенными как административно, так и в языковом и культурном смысле. Сербы и хорваты проживали в двух империях и говорили на нескольких диалектах, словенцы жили в разных районах Австрийской империи и также различались диалектами. Общеевропейская задача кодификации национальных языков особенно актуальной была для народов, не имеющих собственной государственности, ибо язык стал стержнем в процессах национальной интеграции. Язык также и важнейшее средство пропаганды национальных идей. Именно поэтому все деятели Национального возрождения приоритетной считали задачу унификации национальных языков.
Идея универсального общеславянского языка была чрезвычайно популярна среди деятелей славянского Национального возрождения. Предлагался или русский язык, либо синтез основных славянских языков. У югославян эта идея трансформировалась еще и в идею общего югославянского языка. Особенно популярна она была среди словенских просветителей (Станко Враз, Матия Маяр).
Наряду с этой тенденцией укреплялась уверенность в необходимости разработки чисто национальных югославянских языков - сербского, хорватского, словенского. По этому поводу развернулись так называемые алфавитные войны, или алфавитные реформы. Какой принять алфавит? немецкий, латинский, кириллический или изобретать свой собственный, более отвечающий фонетическим особенностям каждого языка.
В 1808 г. Ерней Копитар опубликовал первую словенскую грамматику призванную унифицировать все диалекты в один литературный язык. Его последователи пытались ввести и новый алфавит - смесь латинских и кириллических букв, но этому решительно воспротивилась большая часть словенских филологов, считавших это отступлением от уже существующих языковых традиций. В результате в ЗО-40-е гг. победила группа словесников, во главе с выдающимся поэтом Ф. Прешерном, взявших за основу латиницу Л. Гая .
Реформатор сербского языка Вук Караджич уже в 1814-1818 г. издал первую сербскую грамматику и словарь. Он создал сербский литературный язык на базе герцеговинского диалекта, основываясь на сравнении и сопоставлении сербских говоров. Его принцип в грамматике - "пиши, как говоришь, а читай, как написано» существенно упростил овладение грамотой для широких масс. Сербский алфавит он базировал на кириллическом письме, несколько его видоизменив, с тем, чтобы каждому звуку соответствовала буква. У него были и серьезные противники, считавшие что отход от славяно-сербского языка свидетельствует об отходе от православных традиций, но победа осталась за Караджичем. Это новое правописание использовалось и сербами в княжестве Сербия, Воеводине, Боснии и Герцеговине, а также и черногорцами. На нем основан и современный литературный сербский язык.
В Хорватии, где существовало семь различных правописаний, за реформу языка взялись иллиры. Людевит Гай в 1830 г. выпустил «Краткую основу хорватско-славонского правописания», где за основу взял штокавский диалект, близкий к сербскому. Алфавит он создал на основе латиницы и ввел туда чешские надстрочные знаки.
Идея югославизма охватившая хорватских, словенских и сербских деятелей возрождения в 40-50-е гг. ХIХ века диктовала необходимость и языкового объединения. С этой целью в 1850 г. сербские и хорватские ученые подписали «Литературный договор» об общем литературном сербско-хорватском языке, различающемся только написанием - латиница и кириллица. Но, в последующие годы разница в понимании национальных задач и политическое соперничество хорватских и сербских политических кругов привело к критике самой возможности существования этого единого языка. В последующие десятилетия спор о языке был одной из составляющих национальных конфликтов сербов и хорватов.
- Часть II. История южных и западных славян в Новое время (конец XVIII в. - 1914 г.) содержание
- Болгария в новое время (конец XVIII в. - 1914 г.)
- Общественные движения в Болгарии в 60 - 70-е годы XIX в.
- Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.
- Образование болгарского национального государства
- Княжество Болгария и Восточная Румелия в 1879-1885 гг. Соединение 1885 г.
- Путь Болгарии к независимости. 1886-1908 гг.
- Экономическое развитие Болгарии в 1878-1912 гг.
- Население болгарии. 1880-1910 гг.
- Распределение частной земельной собственности в 1908 г.
- Промышленные предприятия в болгарии. 1894-1911 гг.
- Болгария в Балканских войнах. 1912-1913 гг.
- Культура Болгарии
- Босния и герцеговина, воеводина, сербия, словения, хорватия в XIX - начале хх в.
- Сербы, народы Боснии и Герцеговины, черногорцы в составе Османской империи (конец XVIII в. - 1878 г.)
- Сербия на пути к независимому государству. (конец XVIII в. - 1878 г.)
- Черногория в борьбе за самостоятельность (конец XVIII века - 1878 г.)
- Босния и Герцеговина в составе Османской Турции (конец XVIII века –
- Развитие независимых славянских государств Сербии и Черногории
- Основные проблемы развития Сербии в 1878 - 1914 гг.
- Сербия в Балканских войнах 1912-1913 гг.
- Черногория в 1878-1914 гг.
- Внутренняя и внешняя политика князя Николы
- Черногория в Балканских войнах
- Хорватские земли во второй половине XIX - начале хх в.
- Хорватия накануне первой мировой войны
- Воеводина в составе империи Габсбургов в конце хviii века - 1914 г. Социально-политическое положение сербских земель монархии в первой половине XIX в.
- Босния и Герцеговина в 1878-1914 гг.
- Словенские земли в составе Австрийской империи в Новое время
- Культура Сербии, Черногории, Воеводины, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины в хiх - начале хх в.
- Культурные процессы Сербии в хiх - начале хх века.
- Македонские земли в 1878 - 1914 гг. Македонский вопрос в последней четверти XIX в. Берлинский договор 1878 г. И положение македонцев в составе Османской Турции
- Польские земли в новое время Государственно-правовое положение польских земель после разделов
- Положение польских земель в 1815-1830 гг.
- Национально-освободительная борьба польского народа в 1830-1864 гг.
- Социально-экономическое развитие польских земель в конце XVIII - 60-е гг. XIX в.
- Экономическое развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. - 1914 г.
- Основные черты развития польской культуры
- Чешские земли и словакия в конце XVIII в. - 1914 г. Чешское национальное Возрождение
- Социально-экономическое развитие Чехии в первой половине XIX века.
- Общественная жизнь и национальное движение в Чехии в 1815-1830 гг.
- Национальное движение в 1830 - 1848 годах
- Революция 1848 - 1849 годов в Чехии
- Культура Чехии первой половины XIX века
- Чешские земли в 50-60-е годы XIX в.
- Чешские земли в конце 60-х - начале 70-х годов.
- Чешские земли в 80 - 90-е гг. XIX в.
- Новые политические реальности на рубеже веков.
- Национальные социалисты.
- От начала века до первой мировой войны.
- Чешская социал-демократия во второй половине XIX - начале XX века.
- Чешская культура второй половины XIX - начала xх в.
- Словакия в новое время Словакия в конце XVIII–первой половине XIX в.
- Словаки в революции 1848–1849 гг
- Словакия во второй половине XIX в.
- Словакия в конце XIX–начале XX века.
- Культура Словакии
- Основная литература к I тому Учебники и учебные пособия
- Основные источники
- Исследования