logo
История южных и западных славян в Новое время т

Промышленные предприятия в болгарии. 1894-1911 гг.

 Год          Количество  предприятий          Основной капитал (в левах)     Численность рабочих

1894      |                            72                                  10 916 000                                  3 027

1900      |                           103                                 19 823 000                                  4 716

1904      |                           166                                  36 145 000                                 6 149 

1907      |                           206                                  53 951 000                                 7 646

1909      |                            266                                 66 031 440                               12 943

1911      |                           345                                   91 098 000                              15 886

  

Наиболее развитыми отраслями являлись пищевая и текстильная. В начале ХХ в. ускоренными темпами развивалась добывающая промышленность, главным образом угольная (первые государственные шахты в Болгарии были открыты в 1879 г.).

Существенным препятствием на пути развития промышленности стало введенное Берлинским договором ограничение на установление таможенных пошлин (не более 8%). При узости внутреннего рынка местные промышленные изделия не выдерживали конкуренции с ввозимыми из других стран. Впервые Болгария пошла на нарушение данного решения Берлинского конгресса в 1885 г. Однако окончательно освободиться от ограничения на установление таможенных пошлин ей удалось только в 1905 г.

Развитие промышленности требовало развития транспортной системы. Строительство и эксплуатация железных дорог являлись монополией государства. В 1880 г. насчитывалось 220 км железных дорог, в 1900 г. - 1 566 км, в 1912 - 2 109 км. К 1912 г. подвижной парк Болгарии состоял из 207 паровозов и 4 030 вагонов. В конце ХIХ в. в Болгарии образовалось Торговое пароходное общество, в котором 1/3 акционерного капитала составляли вклады государства. В 1903 г. был открыт и первый морской порт - в г. Варне. В 1907 г. торговый флот Болгарии насчитывал 7 кораблей.

Постепенно возрастал объем торговли. Свою продукцию Болгария главным образом экспортировала в Османскую империю (приблизительно 59% от общего объема экспорта), а также в Австро-Венгрию, Францию, Германию и Италию. Количество импортируемой продукции значительно превышало экспортируемой. Первое место по импорту в Болгарию занимала  Австро-Венгрия.

Ввозимая продукция, изделия местной промышленности составляли конкуренцию продукции ремесленного производства, которую оно не было в состоянии выдержать. Государство предпринимало попытки поддерживать ремесленное производство. Например, в 1883 г. был издан специальный закон об обязательном ношении служащими одежды местного производства. Однако решить проблему спада ремесленного производства путем принятия законодательных актов практически ни к чему не привели. Если в 1892 г. ремесленники составляли 13,8%  от общего числа активного населения Болгарии, то в 1905 г. - только 6,9%. Спад ремесленного производства коснулся прежде всего его традиционных отраслей, тогда, как на профессии строителей, мебельщиков и т. п. спрос возрастал.

Постепенно в Болгарии складывалась банковская система. К началу XX в. этот процесс еще не был завершен. Болгарский народный (национальный) банк (БНБ) открылся в Софии в мае 1879 г. В 1912 г. он имел сеть из 15 отделений. Первый частный банк в провинции появился в г. Русе в 1881 г. Первый банк с участием иностранного капитала (Торговый банк) был основан в Софии в 1901 г. Накануне 1912 г. финансовый капитал в Болгарии группировался вокруг четырех основных банков: Болгарского торгового банка; Балканского банка, созданного в 1906 г. при участии австрийского, бельгийского и французского капиталов; учрежденного в 1905 г. при участии австрийского и французского капиталов Генерального банка; Кредитного банка, образованного при участии германского капитала.

Практически со времени своего учреждения болгарское государство испытывало финансовые затруднения: из 33 финансовых лет (1879-1912) 19 заканчивались дефицитом. Основным источником пополнения бюджета являлись налоги, сбор которых составлял основную проблему. Что же касается расходов, то одной из главных статей здесь являлось содержание государственного аппарата: если в 1880 г. на него уходило 20 млн левов, то в 1911 г. - 181 млн. затруднения (болгарская национальная валюта была введена в 1880 г. - новый лев по золотому содержанию равнялся французскому франку).  До 1892 г. государственный долг Болгарии был незначительным, но он имел тенденцию постоянно и быстро расти. В 1910 г. на его обслуживание уходило 29 % от суммы всех государственных расходов.

В 1878-1912 гг. Болгария оставалась, несмотря на предпринимавшиеся  государством попытки экономической модернизации, отсталой аграрной страной с доминированием мелкой собственности.