logo
История южных и западных славян в Новое время т

Социально-экономическое развитие польских земель в конце XVIII - 60-е гг. XIX в.

Аграрная реформа в Пруссии

Определенный экономический прогресс, достигнутый в эпоху Просвещения, как и социально-экономические изменения, произошедшие в период существования Княжества Варшавского, способствовали возникновению, а затем и развитию капиталистических отношений. На ход этого процесса в последующие годы повлияли и решения Венского конгресса. Включенный в них пункт о необходимости сохранения экономического единства польских земель оказался фикцией, поскольку не сооответствовал интересам разделивших Польшу государств. Они, наоборот, пытались как можно быстрее включить завоеванные территории в свой экономический организм. И выражением этой тенденции была прежде всего таможенная политика. Уже через несколько лет после Венского конгресса польские земли были разделены таможенными барьерами. С той поры они все явственнее выполняли определенные экономические функции в рамках политики государств-разделителей.

В социально-экономической сфере важнейшим событием этого периода были аграрные реформы. Они несли с собой экономическое освобождение крестьянства, утверждение капитализма в сельском хозяйстве, создавали резервную армию рабочей силы, способствующую подъему промышленности. Преобразование сельского хозяйства не протекало равномерно. Это было обусловлено целым рядом факторов. Один из важнейших - успехи процессов развития капитализма в метрополии; большое значение имела возможность сбыта сельскохозяйственных продуктов на внутреннем рынке или за границей. Определенное влияние оказало и осознание необходимости перемен.

На пороге реформ экономическое развитие польской деревни было неравномерным. Очиншевание охватило относительно небольшую территорию польских земель, это были прежде всего земли на западе. На остальных территориях безраздельно господствовала барщина. Отмена личной крепостной зависимости  в 1807 г. лишь в незначительной степени улучшила положение крестьянства, в то же время облегчила помещикам возможность сгонять крестьян с земли. Сдерживающим элементом в улучшении методов хозяйствования во многих регионах были ограниченные возможности сбыта сельскохозяйственной продукции.

Наиболее благоприятная  ситуация сложилась на землях, захваченных Пруссией, где вначале был довольно емкий внутренний рынок, созданный развивающейся с XIX в. промышленностью и связанной с ней урбанизацией. Имелись шансы экспорта в Пруссию и другие земли Германского союза. В значительно более трудном положении находилось сельское хозяйство Царства Польского, в котором было занято около 80 % жителей края. Причиной этих трудностей были последствия войн, а также затруднения, связанные со сбытом сельскохозяйственных продуктов, вызванные введением Пруссией таможенной границы, пересекающей главную торговую артерию - Вислу, -  и протекционистской политикой стран Западной Европы, в первую очередь Англии. Эти факторы углубили находящуюся уже несколько лет в кризисном состоянии фольварочно-барщинную систему, отражением которого был относительно низкий уровень сельскохозяйственной культуры. Если в Западной Европе урожайность зерна была в границах 9-14 ц с га , то в Царстве Польском 4-6 ц с га. Ситуация усугублялась огромной задолженностью помещиков.

Фактором, задерживающим прогресс, была позиция подавляющего большинства шляхты, противящейся всяким изменениям. Даже в наиболее экономически развитой Великой Польше, наряду с Гданьским Поморьем и Силезией, известие о предполагаемой аграрной реформе вызвало протесты. Только немногие земельные собственники выступали за радикальные изменения. В Царстве Польском к ним принадлежал С.Сташиц, который в 1816 г. освободил крестьян в своем Грубешовском имении.

Однако, несмотря на сопротивление, аграрные реформы постепенно охватывали польские земли. Раньше всего преобразования были проведены в прусском захвате. На это повлияли успехи в экономическом развитии Пруссии, а также поражение в войне с Францией в 1806 г. Как уже отмечалось, первым документом, серьезно поколебавшим основы крепостничества, стал эдикт 1807 г., предоставивший крестьянам личную свободу. Вскоре были обнародованы и другие документы, касающиеся аграрных отношений. В 1808 г. были освобождены от крепостной зависимости государственные крестьяне, а в 1811 г. - крестьяне в помещичьих хозяйствах. Этими актами были охвачены только крестьяне, имевшие хозяйства и отрабатывавшие за них тягловую барщину. Земля передавалась в собственность за выкуп. Его также требовалось внести  и за освобождение от всех феодальных повинностей. По мнению юнкерства, эдикт 1811 г. был слишком радикален. Пересмотрен он был после победы над Наполеоном. В 1816 г. королевская декларация ограничила категорию хозяйств, подлежащих освобождению от крепостной зависимости. Воспользоваться эдиктом могли лишь зажиточные крестьяне, имевшие пару тяглового скота, хозяйства которых являлись налоговой единицей и были созданы по крайней мере в середине XVIII в. Помещикам был обеспечен большой выкуп. В целом крестьянство потеряло около 1/3 возделываемой земли. В 1827 г. было введено очередное ограничение, определяющее площадь хозяйства, подлежащего раскрепощению. Она не могла быть ниже 25 магдебургских моргов, что равнялось 6,25 га. Само освобождение должно было происходить путем заключения соглашения между обеими сторонами. В случае, если это было невозможно, спорные вопросы решала генеральная комиссия, имевшаяся в каждой провинции.

В 1823 г. аграрной реформой, несмотря на сопротивление шляхты, было охвачено Великое Княжество Познанское. Претворение в жизнь постановлений по регулированию отношений между помещиками и крестьянами затянулось на годы. Хотя большинство актов было реализовано до 1848 г., окончательно этот процесс завершился только в 60-е годы XIX в. Под влиянием революционных событий 1848-1849 гг., в 1850 г. аграрной реформой были охвачены все крестьянские хозяйства, за исключением земель фольварочной службы.

В целом, прусские аграрные реформы в максимальной степени учитывали интересы крупной земельной собственности. Ликвидация барщины заставила помещиков перейти на иные формы хозяйствования, основанные на использовании свободной рабочей силы. Это требовало значительных вложений капитала. Высокий выкуп за барщину и другие феодальные повинности обеспечил крупным земельным собственникам необходимые средства на модернизацию хозяйств. Предусматриваемые двусторонние соглашения должны были дать время крупным землевладельцам адаптироваться в новых условиях.

В результате аграрной реформы в Пруссии ведущими в экономическом отношении стали капиталистические фольварки и хозяйства средне- и крупноземельных крестьян.  В руках крупных собственников находилось около 50 % земли, у богатых крестьян - около 25 %. Остальной землей распоряжались середняки и малоземельные крестьяне, причем у последних было всего 0,6 % земли. Реформа создала предпосылки для высокотоварного хозяйства. В деревне прусского захвата создалась специфическая для этих земель социальная структура. Доминировали помещики,  крупно- и среднеземельное крестьянство. В ходе реформы были ликвидированы многочисленные малоземельные крестьянские дворы. Эта группа вместе с фольварочной челядью создала сельскохозяйственный пролетариат, столь характерный для западных польских земель.

Традиционное трехполье заменяется севооборотом. Изменяется структура посевов. Увеличиваются площади под картофелем. В связи с развитием животноводства и особенно овцеводства все чаще высеваются кормовые культуры. Изменяются и способы обработки земли. Общей тенденцией становится рост интенсификации производства за счет применения искусственных удобрений и современных орудий труда и машин. Благодаря ликвидации пустошей, вырубке лесов, использованию под посевы лугов и пастбищ вырастает и площадь засеваемой земли.

Первоначально основной рабочей силой были безземельные крестьяне (коморники) и фольварочные рабочие (челядь). По мере реализации аграрной реформы все большее значение приобретала наемная рабочая сила. Между помещиками и сельскохозяйственными рабочими господствовали полуфеодальные отношения. В течение всего XIX в. сохранялись телесные наказания и до конца правления династии Гогенцоллернов сельскохозяйственным рабочим было запрещено объединяться в профсоюзы.

В Галиции почти повсеместно господствовали аграрные отношения, мало отличающиеся от отношений XVIII в.  Производство зерна не удовлетворяло потребностей населения. Лишь немногие интересовались новыми методами хозяйствования. Очиншевание было редким исключением. В этих условиях основой доходов шляхетского фольварка были повинности крестьян. Действующие патенты Марии Терезии и Иосифа II, регулирующие отношения между помещиками и крестьянами, систематически нарушались. Характерной чертой галицийской деревни был рост раздробленности крестьянских хозяйств и пауперизация населения. В середине XIX в. 44 %  хозяйств составляли небольшие участки размером менее 3 га. Ухудшающееся положение галицийского крестьянства усугубляло пропинационное принуждение, источник ширившегося пьянства. Все это тоже способствовало возрастающему сопротивлению сельского населения.

Сельское хозяйство Галиции вообще чуть ли не полностью было лишено экспортных возможностей. Таможенные барьеры затрудняли вывоз зерна по Висле, а на рынках Габсбургской монархии господствовали венгерские производители. Лишь латифундисты Восточной Галиции экспортировали сельскохозяйственную продукцию через черноморские порты.

Аграрная реформа в Галиции отличалась от реформы в польских землях, захваченных Пруссией тем, что здесь сохранились сильные позиции крупных собственников, она имела более широкий социальный характер, охватила всех крестьян-собственников. Ничего не было сказано о безземельных крестьянах, не была решена проблема сервитутов. Лишь для видимости был отменен выкуп помещикам, который формально должно было выплатить государство. Патент 1849 г. разъяснял этот вопрос окончательно, перенеся всю тяжесть выкупа на галицийские власти, которые должны были черпать средства с повышаемых налогов на местное население.

Впоследствии характерной чертой галицийской деревни будет огромное расслоение крестьянской собственности. В среднем на хозяйство приходилось 5 га. Производство в большинстве из них не имело товарного характера, что в значительной степени ограничивало модернизацию методов обработки земли. То есть не была ликвидирована знаменитая нужда галицийской деревни.

Когда прусская часть польских земель вступала в эпоху аграрных реформ, первые симптомы изменений проявились и в Царстве Польском. С развитием промышленности и урбанизацией возросли потребности сельскохозяйственной и животноводческой продукции. Часть помещиков была заинтересована в улучшении методов хозяйствования, направленных не столько на ликвидацию феодальных отношений, сколько на их обновление. Но на это, как известно, нужны деньги. Государство готово было оказать финансовую помощь помещикам. С этой целью в 1825 г. было создано Земледельческое кредитное общество. Важным источником наличных средств мог стать перевод крестьян с барщины на чинш.

Этот процесс прежде всего охватил государственные имения. После восстания 1830-1831 гг. власти проводили очиншевание в государственных имениях и донациях, т.е. землях, дарованных высокопоставленным гражданским и военным лицам. Очиншевание в этих хозяйствах было проведено в течение 20 лет. Более трудно этот процесс проходил в частных хозяйствах. Накануне 1830 г. он охватил западный регион Царства Польского. Там помещики, создавая фольварк, основанный на свободной наемной рабочей силе, производили массовый сгон крестьян, стремясь укрупнить земельные участки. Широкий размах приобрело очиншевание после восстания 1830-1831 гг. Охотнее всего отказывались от барщины в пользу денежной ренты крупные латифундисты. Примером может служить ординация (родовое имение, майорат) Замойских. Однако денежный выкуп был столь высок, что привел к разорению многих не очень богатых крестьян, превратив их в загродников (безземельных крестьян, переселенцев). Несмотря на медленный переход помещичьих хозяйств на чинш, в 1846 г. около 36 % крестьянских хозяйств в частных имениях перешли на денежный выкуп.  Одновременно продолжался массовый сгон крестьян. В результате Николай I под влиянием крестьянских выступлений в Галиции в 1846 г. запретил сгонять с земли крестьян, хозяйства которых превышали три морга (морг примерно равен 0,56 га). В то же время были отменены незаконно введенные повинности.

В модернизируемых фольварках были введены севообороты, появились сельскохозяйственные машины, применялся навоз. Изменилась структура посевов. Распространился картофель. В связи с потребностями текстильной промышленности возрос интерес к овцеводству.

Положение крестьян было трудным. Наряду с традициоными методами эксплуатации (барщина) все чаще господствующий класс прибегал к сгону крестьян с земли, росли прямые и косвенные налоги. Царство Польское стало ареной нарастающей борьбы крестьян с помещиками. Самой распространенной формой протеста крестьян стало обращение их за помощью к властям путем подачи жалоб и петиций.  Нередко во главе этих акций были представители интеллигенции крестьянского происхождения. Сопротивление крестьян принимало иногда более радикальные формы - побеги, поджоги помещичьих усадеб. Эта борьба приносила определенные результаты. В государственных имениях были отменены временные повинности, в 1833 г. был запрещен принудительный найм, с 1840 г. воспрещалось налагать барщинные повинности на безземельных крестьян. Упоминавшийся уже царский указ 1846 г. был попыткой сдержать крестьянское сопротивление.

Шляхта слишком медленно приходила к осознанию необходимости улучшения положения крестьян. Она упустила шанс решить эту проблему в период восстания 1830-1831 гг., когда власть находилась в ее руках и когда была возможность провести в жизнь принятые сеймом постановления по крестьянскому вопросу. Даже угроза поражения восстания не убедила помещиков разрешить острую ситуацию в  деревне и создать широкую социальную базу для освободительного движения.

На рубеже 40-50-х гг. наблюдался рост спроса на сельскохозяйственную продукцию. Этому способствовали отмена зерновых пошлин в Англии, увеличение спроса на зерно во Франции и Германии, рост потребностей царизма, вызванный его интервенцией в Венгрию в 1849 г. и Крымской войной. Развивался и внутренний рынок. Велением времени становилась аграрная реформа. Идея реформы находила все больше сторонников среди шляхты, но она не была едина во взглядах на крестьянский вопрос. Часть ее во главе с А.Замойским высказывалась за очиншевание, другая, менее многочисленная, выступала за освобождение крестьян. Сторонники реформ объединились в 1858 г. в Земледельческое общество, председателем которого стал А.Замойский. В обществе разгорелись жаркие дискуссии по этому животрепещущему вопросу. Наконец в феврале 1861 г. принимается решение об освобождении крестьян. Но оно не имело юридической силы, а выражало лишь пожелание, направленное властям. По этому плану выкуп феодальных повинностей раскладывался на десятки лет.

В феврале 1861 г. было отменено крепостное право в России. Эта реформа не распространялась на Царство Польское, но привлекла большое внимание к аграрному вопросу. Крестьяне отказывались выполнять барщину, чувствовалась и политическая напряженность. В апреле 1861 г. Земледельческое общество было распущено. Власти перехватили инициативу. В октябре 1861 и июне 1862 гг. были изданы царские указы. Первый отменял барщину при условии выплаты высокого выкупа, второй вводил обязательное очиншевание. После выплаты повинностей хозяйства могли получить в собственность лишь чиншевые крстьяне, имевшие землю в вечном пользовании. В итоге ни предложения Земледельческого общества, ни крестьянские указы не решали крестьянского вопроса, откладывая его реализацию на неопределенное время.

Январское восстание 1863 г. радикально изменило ситуацию. Российское правительство, видя, что инициатива в крестьянском вопросе перешла к мятежникам, не жалело усилий для ослабления впечатления, произведенного на крестьянство постановлениями повстанческих властей. 19 февраля (2 марта) 1864 г. в Царстве Польском было отменено крепостное право.  Реформа практически копировала январские декреты Временного Национального правительства. Согласно ей, земля отдавалась в собственность крестьянам-землепользователям и формально без выкупа. Возмещение убытков брало на себя правительство. Источником этих средств являлись налоги с населения. Предусматривалась также наделение землей  безземельных  крестьян (по 3 морга). В отличие от России вводилось гминное самоуправление. Повстанческое правительство, не желая восстанавливать против себя шляхту, не могло лишить ее войтовских должностей. Это сделало царское правительство, освобождая гмину от прежнего собственника земли. Правительство во многом достигло своей цели, отрывая таким образом крестьян от восстания.

Проведенная в 1864 г. реформа завершила ликвидацию феодальных отношений на польских землях. Но прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве с сохранением крупной земельной собственности позволил удержаться многим пережиткам минувшей эпохи.

 

 

 

Политика России, Германии и Австрии в польских землях в 60-х гг. XIX в.-1914 г.

 Развитие ситуации в польских землях в этот период определялось прежде всего протекавшими в них социально-экономическими процессами и национальной политикой метрополий. Политический и национальный гнет более тяжелые, чем в предшествующий период, формы принял в Царстве Польском. Достаточно сказать, что практически с 1863 до 1915 г. там сохранялось военное положение, хотя до революции 1905 г. серьезных волнений или беспорядков не было. После 1864 г. лейтмотивом российской политики в этой провинции стало так называемое "слияние" польских земель с центральной Россией. На Царство Польское были распрстранены многие реформы, уже проведенные в России-аграрная, военная, судебная, но оно не получило городского и земского самоуправления, суда присяжных, той ограниченной свободы печати, которой пользовалось российское общество. Сельское (гминное) самоуправление находилось под контролем российских чиновников.

Практически полностью была уничтожена административная автономия Царства Польского, упразднены Государственный и Административный советы, ведомственные комиссии, отдельный бюджет. Все органы местной власти - административные, судебные, финансовые, школьные, почтовые были подчинены соответствующим министерствам в Петербурге. После смерти графа Ф.Берга в 1874 г. был ликвидирован пост наместника Царства Польского. Само название провинции в официальных документах было заменено на Привислинский край.

Чиновники-поляки почти поголовно были заменены русскими, в то время как в первой половине XIX в. лишь незначительное число государственных служащих, главным образом высшего ранга, были выходцами из России. Поляки могли делать карьеру на государственной службе, в том числе и военной, только во внутренних районах империи. Польский язык был заменен на русский не только в администрации, но и в судопроизводстве, на почте, железных дорогах, наконец - в школе.

Национальное угнетение приняло особенно жесткие формы в период контрреформ в России, при Александре III, когда генерал-губернатором Царства Польского был И.В.Гурко, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Его имя и имя куратора Варшавского учебного округа Л.А.Апухтина стали нарицательными в Польше и обозначали режим грубой русификации. В 1869 г. польский Варшавский университет был преобразован в российский, затем последовала русификация средней, а несколько позже и начальной школы. Польский язык был оставлен лишь в качестве факультативного предмета.

Под предлогом "очищения" богослужения от налета католицизма началась борьба с униатской церковью, завершившаяся ее фактической ликвидацией. Католическая церковь была подчинена Католической коллегии в Петербурге.

В Царстве Польском практически не было русской колонизации. Немногочисленное русское гражданское население, представленное прежде всего чиновниками и учителями, проживало исключительно в городах. Там же размещались русские гарнизоны. Поэтому русификация коснулась главным образом системы управления и образования.

Достаточно тяжелым в национальном отношении было положение поляков в прусских землях. Правда, здесь не было военного режима, и поляки пользовались защитой общегерманской конституции наравне с другими подданными империи Гогенцоллернов, хотя и с исключениями (в 1906 г. были запрещены публичные собрания). Однако школа, суд, местная администрация в период канцлерства Бисмарка были полностью германизированы. Отличием этой части польских земель от русской было то, что она была областью активной немецкой колонизации, начала которой восходили к достаточно отдаленным временам.

Со второй половины 80-х гг. центр тяжести германизаторской политики правительства перемещается в сферу экономики. Ставится задача резкого увеличения в польских землях численности немецкого населения. В 1885 г. правительство выселило несколько десятков тысяч поляков, не имевших прусского гражданства. В 1886 г. создается колонизационная комиссия для выкупа земель у поляков и передачи их в руки немецких колонистов, но эффективность ее деятельности оказалась ниже ожидавшейся. В 1894 г. для этих же целей было создано "Объединение немцев восточных провинций", получившее название Гаката (по первым буквам фамилий его основателей). С этого времени политика германизации стала называться гакатизмом. В 1908 г. был принят закон, разрешавший принудительный выкуп земли у польских помещиков. Результатом политики Берлина в западных польских землях было то, что борьба за польский язык в школе, учреждениях, церкви соединяется с борьбой за сохранение земли в руках польских собственников. В это движение вовлекаются массы крестьян.

На общем неблагоприятном фоне политического положения польских провинций России и Пруссии выгодно отличалось положение поляков австрийской части монархии Габсбургов. После поражения в войне с Пруссией в 1866 г. Вена, чтобы предотвратить угрозу распада империи, пошла на соглашение с дворянством отдельных наций империи, прежде всего венгерским и польским. В рамках этой политики Галиция постепенно получила довольно широкую автономию. Новый статус стал результатом ряда уступок, венского правительства на протяжении 60-х - 70-х гг.

Галиция имела особый областной сейм, избиравшийся по куриальной системе. Это давало преимущество помещикам. Административный аппарат провинции был подчинен не сейму, а наместнику, который назначался центральным правительством и не подчинялся сейму. Влияние польских помещиков на управление провинцией со смешанным населением не ограничивалось только их преобладанием в сейме и в органах местной власти. Польская аристократия оказывала существенное влияние на политику двора и центрального правительства; только из ее среды назначался имперский министр по делам Галиции и наместник. Сохранилась и получила дальнейшее развитие традиция назначения поляков на ключевые министерские должности, вплоть до главы кабинета министров (граф К.Бадени в 1895-1897 гг.).

Полное преобладание помещиков в политической жизни Галиции вступало в противоречие с интересами крестьян, составлявших подавляющее большинство населения края. Но сам по себе факт национальной автономии чрезвычайно благотворно влиял на развитие польской общественной жизни и национальной культуры. Поляки свободно пользовались родным языком в администрации, суде и школе. В провинции имелось два университета с преобладанием польской профессуры - Ягеллонский в Кракове и Львовский, а также Польская Академия знаний в Кракове.