Босния и Герцеговина в составе Османской Турции (конец XVIII века –
1878 г.)
Особенности политического, этнического и конфессионального положения
Боснийского эялета
Боснийский эялет, куда входили Босния и Герцеговина, существенно отличался от других территорий, заселенных славянами в составе Османской Турции. Географически пограничный Боснийский эялет был удален и изолирован от центра империи труднопроходимыми горами, что обусловило периферийный характер его политического и экономического развития. В экономическом плане Босния и Герцеговина были территориями чисто аграрными, со слабо развитыми городами, где сохранилось до конца XIX в. цеховое устройство ремесла. Одной из важнейших статей дохода провинции была торговля, преимущественно транзитная, поскольку Босния и Герцеговина были исторически сложившимся перекрестком торговых путей с Запада на Восток.
Этноконфессиональная картина Боснии и Герцеговины также отличалась от других балканских провинций Порты. Население провинции было по преимуществу славянским, с небольшим процентом турецкого, еврейского и цыганского элементов. Славяне в свою очередь делились до середины XIX в. не по этническому, а по конфессиональному признаку на мусульман, католиков и православных. Причем из всех славянских территорий Турции только в Боснии и Герцеговине сохранилась исламизированная славянская знать. Данные о точной численности населения и процентном соотношении различных конфессий до 1878 г. весьма противоречивы. Официальная турецкая перепись 1851 г., проведенная не подушно, а по дворам, определяла число жителей Боснии и Герцеговины в 1 077 000 человек, где большинство - 43% составляли православные, 34% - мусульмане, в том числе турки, и 23% - католики. Около 2 000 евреев-сефардов были сосредоточены в районе Сараево.
Города Боснии и Герцеговины - Сараево (20 000 чел. -самый крупный город), Травник, Мостар, Баня Лука были заселены преимущественно мусульманами. В городах развивалось ремесло, они же были центрами торговли и административного управления краем. Столица провинции попеременно находилась то в Травнике, то в Сараево. Местные феодалы Боснии и Герцеговины - аяны - к началу XIX в. фактически владели земельными наделами, на которых трудились как крестьяне-мусульмане, так и крестьяне-христиане. Этнических турок в провинции было очень мало, как правило они присылались для занятия административных должностей и недоброжелательно воспринимались местной боснийско-герцеговинской знатью. К середине XIX в. в ходе ликвидации спахийского землевладения старая родовая знать - аяны - теряет свои позиции, появляются новые владельцы земельных наделов, полученных в результате перераспределения чиновниками из центра или боснийским визирем лично. Эта новая знать, часто пришлая, именуется по титулам янычарских военачальников агами и бегами, и образует новый класс собственников модернизированного феодального общества - беговат.
В Боснии и Герцеговине мусульманские традиции и их культура получили широкое развитие в сети духовных школ и училищ, распространении дервишских орденов. Боснийский эялет был оплотом традиционного мусульманства, яростно сопротивлявшегося любым попыткам реформ, в том числе и попыткам европеизации администрации и армии. Даже изменение вида чалмы в 1830 г. вызвало протесты мусульман Боснии. Архитектура и градостроительство Боснии и Герцеговины представляют собой блестящие образцы балканской мусульманской культуры. Христианская же церковь и культура в Боснии и Герцеговине были в конце XVIII - 1878 г. значительно слабее. Особенно это касалось православной церкви, где иерархи, по большей части греки, назначались Вселенским патриархом. Они зачастую тесно сотрудничали с властями, оказывая им порой и осведомительские услуги. Католическая церковь на территории Боснии и Герцеговины была представлена орденом францисканцев, который был допущен султаном для окормления католической паствы. Францисканские священники очень плодотворно трудились в Боснии и Герцеговине, открывая монастыри и католические школы при них. Успеху их деятельности способствовали как прозелитистская политика Ватикана, так и наличие обширных контактных зон, ибо с севера и запада Босния и Герцеговина были окружены католическими территориями Хорватии и Славонии а также Далмации - известного центра католической культуры Средиземноморья. Упадок православной культуры, укрепление католицизма и прочные позиции исламского традиционализма в первой половине XIX века не были главной причиной внутренней нестабильности Боснии и Герцеговины, сотрясаемой в 30-70-х гг. серией восстаний. Этно-конфессиональные конфликты начинают обостряться лишь во второй половине XIX в., а своего апогея достигают в конце ХХ в.
Феодальный сепаратизм боснийской знати. Восстания первой половины XIX в.
В первой половине XIX в. основные проблемы внутреннего развития Боснии и Герцеговины связаны прежде всего с решением экономических и политических задач. Такой задачей была борьба за самостоятельность Боснии и Герцеговины, выход ее из подчинения центру империи. Причем в первой половине XIX в. во главе движения стояли местные мусульманские феодалы, а в начале 50-х гг. с лозунгами автономии выступают лидеры христианских крестьянских движений. И в первом и во втором случае восстания тесно были связаны с общеимперским процессом попыток реформирования военно-ленной системы, получившего в исторической литературе название - модернизация феодализма.
Босния и Герцеговина в силу своего периферийного положения и довольно прочных позиций местной знати в первой половине XIX в. были центром феодального сепаратизма на Балканах и ядром сопротивления реформам в Османской Турции. Это проявлялось и в период реформаторской деятельности Селима III, а особенно во время правления султана Махмуда II (1808 – 1839 гг.). Реформы этого времени были направлены на централизацию государственного управления и укрепление феодально-абсолютистского режима, позволившего бы приспособить к новым условиям экономику страны. В целях ликвидации центробежных явлений и централизации административного управления ожесточенная борьба велась с местным феодальным сепаратизмом и особенно против укрепившейся прослойки феодалов-аянов, возвысившихся на окраинах империи. Во второй половине 20-х гг. XIX в. был распущен янычарский корпус (1826 г.), проведена военная реформа, правительству удалось ослабить влияние ряда дервишских орденов, оказывавших помощь сепаратистам, началась реорганизация государственного аппарата. В течение 30-х гг. эти преобразования продолжаются как в военной, так и в гражданской сфере. Модернизация государства началась с всеобщей переписи, введения паспортной системы. учреждения регулярной почтовой службы. В экономической области самым важным здесь был декрет 1833 г. о ликвидации спахийской системы. Держатели тимаров и зиаметов превращались в рядовых государственных служащих. Эти действия вызвали вооруженное сопротивление боснийско-герцеговинских феодалов, продолжавшееся до 60-х гг. Так ликвидацию спахийской системы в Боснии и Герцеговине не удалось провести ни в 1833 г., ни в 1836 г., ни в 1843 г. Лишь с введением в 1856 г. “Земельного закона” можно говорить о замене спахийского землевладения и росте процесса читлучения, отмены барщины. В отличие от других чисто мусульманских районов империи, крестьяне не получили в Боснии и Герцеговине наделы в собственность, они фактически перешли на отношения субаренды.
Для проведения хотя бы частично реформ в Боснии и Герцеговине Порте пришлось вести вооруженную борьбу с местным сепаратизмом. Особенно ярко это проявилось в начале реформ танзимата 30-50-х. гг. Выбрав своим вождем местного боснийского военачальника Гуссейн-пашу, боснийские феодалы в 1831 г. выступили против султана за самоуправление Боснии и Герцеговины, их поддержал и скадарский паша. Восстание было подавлено в 1833 г. и проведен ряд мероприятий по усилению роли наместника султана. Вторая волна сопротивления реформам прокатилась в 40-е гг. после попыток проведения в жизнь Гюльханейского хатт-и-шерифа 1839 г., провозгласившего равенство всех подданных поданных султана, как мусульман, так и “неверных”. Так в 1846 г. мусульманские аяны в районе Сребреницы под руководством Рустен-бега выступили против боснийского визиря и даже просили помощи у княжества Сербии. Лишь после направления в 1851 г. специального экспедиционного корпуса во главе с известным военачальником Омер-пашой Латасом удалось подавить волну сепаратистского движения местных феодалов и начать проведение реформ, в том числе и административных.
Босния и Герцеговина в планах Сербии и Черногории
В 40-50-е гг. наряду с сепаратистскими выступлениями в Боснии и Герцеговине усиливаются волнения христианского населения против мусульманского владычества. Экономическое по сути, направленное на ликвидацию феодальных форм эксплуатации, это движение принимает постепенно национально-освободительную окраску. Происходит это во многом в связи с усилением политической агитации как сербской и черногорской, так и хорватской. Прежде всего это связано с попытками проведения в жизнь государственно-политической концепции сербского княжества по объединению югославянских земель вокруг Сербии (“Начертание”), где присоединение Боснии и Герцеговины занимало центральное место. В эти же годы начинают активную пропагандистскую деятельность среди католиков Боснии и Герцеговины деятели хорватского национального Возрождения. Причем до начала 70-х гг. сербские и хорватские политические деятели порой действуют совместно.
Для Герцеговины важное значение имели планы черногорских правителей о территориальном расширении Черногории за счет Герцеговины. Черногория поддержала серию восстаний христианского населения в Герцеговине с требованием изменения характера аграрных отношений. Так, под руководством Луки Вукаловича с 1852 по 1862 гг. прошло три восстания. Наряду с традиционными требованиями уравнения в правах с мусульманами, восставшие выдвинули лозунг присоединения Герцеговины к Черногории. В результате совместных боевых действий герцеговинских повстанцев и черногорских отрядов юго-восточная часть Герцеговины перешла де-факто под управление Черногории. Другой лидер боснийско-герцеговинских повстанцев Мичо Любибратич пытался поднять в 60-е гг. восстание с лозунгом совместной борьбы христиан и мусульман за социальное освобождение и автономию Боснии.
В ходе подготовки и создания Балканского союза (1867-68 гг.) активизируется сербская пропаганда в Боснии и Герцеговине, прилагаются большие материальные и организационные усилия Сербского княжества для организации антитурецкого восстания в эялете.
Восстание 1875-1878 гг. Оккупация Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией
Социальные, национальные, политические требования особенно четко были сформулированы в ходе крупнейшего восстания в Боснии и Герцеговине в XIX в. - восстания 1875 -1878 гг. Именно в этот период произошло кардинальное изменение карты Балканского полуострова и определилась судьба Боснии и Герцеговины. Лидеры повстанцев разрабатывали программы переустройства Боснии и Герцеговины. Особенно выделялась программа Васы Пелагича, предлагавшего включить Боснию в будущую федерацию демократических республик. Наряду с таким радикальным решением национального вопроса выдвигались и более умеренные программы, где лидировала программа присоединения Боснии к Сербии, а Герцеговины к Черногории. В случае неудачи этого плана, по заявлениям созданного повстанцами осенью 1877 г. т. н. “Боснийского правительства”, следовало предоставить Боснии и Герцеговине автономию в составе Османской Турции.
Но судьба Боснии и Герцеговины была предрешена уже летом 1876 г. в ходе переговоров в Рейхштадте (Чехия) русского и австрийского императоров. Официальное подтверждение русско-австрийской договоренности по вопросу о Боснии и Герцеговине было закреплено Будапештской конвенцией 1877 г. Согласно этому документу, Россия в обмен на нейтралитет Австро-Венгрии в предстоящей русско-турецкой войне соглашалась на последующую после окончания войны оккупацию Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Опоздавшая к колониальным переделам Австро-Венгрия, лишившаяся части своих территорий в результате итальянского освободительного движения и утратившая позиции в Центральной Европе после австро-прусской войны, устремилась на Балканы. Присоединение Боснии и Герцеговины уже в конце 60-х гг. становится частью тайной политической программы Австрию. Несмотря на протест местного населения, как христианского. так и мусульманского, и на его вооруженное сопротивление, Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину осенью 1878 г. На протяжении последующих 40 лет Босния и Герцеговина являются составной частью империи Габсбургов.
- Часть II. История южных и западных славян в Новое время (конец XVIII в. - 1914 г.) содержание
- Болгария в новое время (конец XVIII в. - 1914 г.)
- Общественные движения в Болгарии в 60 - 70-е годы XIX в.
- Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.
- Образование болгарского национального государства
- Княжество Болгария и Восточная Румелия в 1879-1885 гг. Соединение 1885 г.
- Путь Болгарии к независимости. 1886-1908 гг.
- Экономическое развитие Болгарии в 1878-1912 гг.
- Население болгарии. 1880-1910 гг.
- Распределение частной земельной собственности в 1908 г.
- Промышленные предприятия в болгарии. 1894-1911 гг.
- Болгария в Балканских войнах. 1912-1913 гг.
- Культура Болгарии
- Босния и герцеговина, воеводина, сербия, словения, хорватия в XIX - начале хх в.
- Сербы, народы Боснии и Герцеговины, черногорцы в составе Османской империи (конец XVIII в. - 1878 г.)
- Сербия на пути к независимому государству. (конец XVIII в. - 1878 г.)
- Черногория в борьбе за самостоятельность (конец XVIII века - 1878 г.)
- Босния и Герцеговина в составе Османской Турции (конец XVIII века –
- Развитие независимых славянских государств Сербии и Черногории
- Основные проблемы развития Сербии в 1878 - 1914 гг.
- Сербия в Балканских войнах 1912-1913 гг.
- Черногория в 1878-1914 гг.
- Внутренняя и внешняя политика князя Николы
- Черногория в Балканских войнах
- Хорватские земли во второй половине XIX - начале хх в.
- Хорватия накануне первой мировой войны
- Воеводина в составе империи Габсбургов в конце хviii века - 1914 г. Социально-политическое положение сербских земель монархии в первой половине XIX в.
- Босния и Герцеговина в 1878-1914 гг.
- Словенские земли в составе Австрийской империи в Новое время
- Культура Сербии, Черногории, Воеводины, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины в хiх - начале хх в.
- Культурные процессы Сербии в хiх - начале хх века.
- Македонские земли в 1878 - 1914 гг. Македонский вопрос в последней четверти XIX в. Берлинский договор 1878 г. И положение македонцев в составе Османской Турции
- Польские земли в новое время Государственно-правовое положение польских земель после разделов
- Положение польских земель в 1815-1830 гг.
- Национально-освободительная борьба польского народа в 1830-1864 гг.
- Социально-экономическое развитие польских земель в конце XVIII - 60-е гг. XIX в.
- Экономическое развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. - 1914 г.
- Основные черты развития польской культуры
- Чешские земли и словакия в конце XVIII в. - 1914 г. Чешское национальное Возрождение
- Социально-экономическое развитие Чехии в первой половине XIX века.
- Общественная жизнь и национальное движение в Чехии в 1815-1830 гг.
- Национальное движение в 1830 - 1848 годах
- Революция 1848 - 1849 годов в Чехии
- Культура Чехии первой половины XIX века
- Чешские земли в 50-60-е годы XIX в.
- Чешские земли в конце 60-х - начале 70-х годов.
- Чешские земли в 80 - 90-е гг. XIX в.
- Новые политические реальности на рубеже веков.
- Национальные социалисты.
- От начала века до первой мировой войны.
- Чешская социал-демократия во второй половине XIX - начале XX века.
- Чешская культура второй половины XIX - начала xх в.
- Словакия в новое время Словакия в конце XVIII–первой половине XIX в.
- Словаки в революции 1848–1849 гг
- Словакия во второй половине XIX в.
- Словакия в конце XIX–начале XX века.
- Культура Словакии
- Основная литература к I тому Учебники и учебные пособия
- Основные источники
- Исследования