Общественная жизнь и национальное движение в Чехии в 1815-1830 гг.
Меттерниховский абсолютизм
После наполеоновских войн решающим фактором европейской политики стал блок великих держав-победительниц - России, Австрии, Пруссии и Англии, который традиционно (и не вполне точно) именуется Священным союзом. Его члены подписали соглашение о подавлении революционных движений в Европе и применении военной силы против угрозы интересам великих держав. Консервативная внутриполитическая система Австрийской монархии 1815-1848 годов связана с именем государственного канцлера князя К.Л.Меттерниха и именуется меттерниховским абсолютизмом. Однако главным творцом ее был император Франц I Габсбург, решительно отвергавший всякие новшества, хотя, конечно, и Меттерних принимал самое активное участие в подавлении парламентаризма и либерализма. Полицейское управление Праги и Брно занимало особое положение среди всех органов власти в чешских землях, контролируя печать, перлюстрируя почтовые отправления и проникая с помощью осведомителей в частную жизнь граждан.
Репрессивные меры были приняты против профессора Пражского университета, философа и математика Бернарда Больцано (1871-1848). Он родился в Праге в семье торговца итальянского происхождения, учился в Пражском университете, демонстрируя незаурядные способности в постижении наук. В 1805 г. он стал священником, доктором философии и затем профессором теологии на философском факультете Пражского университета. Поздний представитель просвещенческого католицизма, Больцано, читавший лекции, изобиловавшие гуманистическими идеями, оказывал значительное влияние на студентов. В своих взглядах он даже дошел до утопического социализма. Ему принадлежит и ряд открытий в области математики и логики. В 1820 г. Больцано был лишен профессуры и уволен из университета. Политическая оппозиция режиму монархии охватила практически все слои чешского общества. Политическую критику содержали многие издававшиеся за рубежом Чехии брошюры, осуждавшие формы управления Чехией, деятельность сейма, школьную языковую и культурную политику. Главной же силой оппозиции абсолютизму было национальное движение. После 1815 г. в его структуре произошли изменения. Наибольшее значение приобрел городской буржуазный элемент, особенно интеллигенция буржуазного происхождения. Участвовали в национальных акциях также духовенство, врачи, студенты, чиновники, владельцы мелких предприятий. Крестьянство в движении участия не принимало. Национальные лидеры стремились к сближению отдельных слоев общества и их юридическому равноправию, но преодолеть противоречия между этими слоями были все же не в состоянии.
В Чехии и Моравии национальное движение развивалось различно. Наиболее активно процесс проходил на территории Чехии, прежде всего в Праге, но также и в других городах. Формой его до 1830 г. было возрождение и утверждение национального языка как важнейшего признака нации. После наполеоновских войн представители национального движения питали иллюзии, что венское правительство удовлетворит давние требования о широком использовании чешского языка в общественной жизни. Однако декрет 1816 г., предусматривавший изучение чешского языка в гимназиях, на практике реализован не был. Первый чешский учебник словесности Й.Юнгманна имел лишь общенаучное значение. В 1825 г. Юнгманн издал монографию по истории чешской литературы, а вершиной его деятельности стал пятитомный чешско-немецкий словарь, органически объединивший словарный фонд старой и новой литературы и разговорного языка. В 1821 г. начал выходить первый чешский журнал “Крок” со статьями по общественным и естественным наукам. Он издавался Я.С.Преслом, авторами статей были члены юнгманновского кружка, а также анатом и физиолог Я.Э.Пуркине.
В чешское движение вступило новое поколение, в частности В.Ганка, П.Й. Шафарик, Ф.Палацкий, Ф.Л.Челаковский - романтики по настроению и мировоззрению. Они идеализировали народ, были уверены в его великом будущем, изучали памятники народной культуры. Большое значение для развития национального движения имело открытие Патриотического музея в Праге в 1818 г., позднее получившего название Чешского Национального музея. Возник он по инициативе чешских аристократов, среди которых главную роль играл друг И.В.Гете, естествоиспытатель граф Кашпар Штернберг (1761-1838). Основатели понимали свое детище как институцию сословную, немецкоязычную, не связанную непосредственно с потребностями чешского национального движения. Значительная роль в организации работы музея принадлежит также священникам, учителям, чиновникам, мещанам. При этом группа юнгманновцев стремилась превратить музей в центр чешской научной и культурной работы, но основатели-аристократы предпочитали национальную индифферентность и немецкий язык. Оппозиция юнгманновцев аристократическому руководству вовлекла в свою орбиту и Й.Добровского. Не все деятели молодого поколения стояли в оппозиции к музею. Так, В.Ганка стал его библиотекарем, а с 1819 г. хранителем рукописей и других ценностей. С 1827 г. стал издаваться “Часопис Ческего музеум” (“Журнал Чешского музея”) ежемесячно на немецком языке и ежеквартально на чешском, а позднее только на чешском. Здесь публиковались материалы по литературе, истории, этнографии чешского народа, образцы народного творчества, переводы, тексты древней чешской письменности, информация о научной жизни и т.д. Главная заслуга в создании журнала и превращении всего музея в чешское национальное учреждение принадлежит Ф.Палацкому.
Франтишек Палацкий
Ф.Палацкий (1798-1876), выдающийся чешский ученый, историк, организатор национальной жизни и создатель прогрессивной философии чешской истории, один из творцов теории австрославизма родился в Гоуславицах (округ Новый Ичин) в семье учителя, а образование получил в 1812-1818 г. в лицее Братиславы. Проработав несколько лет учителем, он в 1823 г. прибыл в Прагу как убежденный поборник идей юнгманновцев, сблизился с чешской средой, особенно с Й.Добровским, который и руководил его занятиями. Палацкий сумел сориентироваться в противоречиях между Добровским и юнгманновцами, то есть между двумя поколениями будителей, и вскоре занял место во главе чешской научной и культурной жизни. Определялось это прежде всего тем, что он был историком, владевшим методами критики и интерпретации исторических источников. Земский сословный комитет поручил Палацкому разработку чешской истории. К функции “земского историографа” он отнесся чрезвычайно ответственно. Как редактор “Журнала Чешского музея”, он сумел преодолеть трения между авторами статей и создать из “Часописа” важнейший чешский научный орган. “Музейник”, как часто называли журнал, выходил без перебоев, причем немецкий его вариант в 1831 году закрылся.
В конце 1832 г. Палацкий приступил к составлению многотомной “Истории чешского народа”. 1 том (1836) и второй в двух частях (1839, 1842) вышли на немецком языке. В 1848 г. вышел первый том чешского варианта. Некоторая разница в формулировках между немецким и чешским изданиями существовала, но понимание истории Чехии было аналогичным. Палацкий подтвердил правомерность национального существования чешского народа. В начале 30-х годов Палацкий издал свод чешских анналов гуситского периода и большое число источников под названием “Старые летописи чешские”. Затем он провел вторую - после Добнера - ревизию чешской истории, доведя ее до 1526 г. Он стал также основателем чешской истории права. Большое значение имели его усилия по укреплению связей между славянскими народами.
Чешская Матица
Палацкий снискал себе также заслуги в создании Матицы Чешской. Этому предшествовал составленный в 1829 г. план Палацкого по подготовке чешского энциклопедического научного словаря, редакционная коллегия которого (Юнгманн, Пресл и Палацкий) получила статус “Музейного Общества чешского языка и литературы”. Но когда оказалось, что издание задуманного словаря коллективу не под силу, Общество предложило создать Матицу Чешскую как издательство Чешского музея. Постепенно из издательства выросла культурная организация, объединившая чешскую интеллигенцию. В первый год своего существования (1831) Матица насчитывала всего 35 членов, в 1839 г. - уже 512, а к 1847 г. - 2329. С 1834 по 1839 г. Матица издала 5 томов “Чешско-немецкого словаря” Й.Юнгманна, в 1836-1837 г. - “Славянские древности” П.Й.Шафарика. Издавала она и памятники древней чешской литературы, и беллетристику, и “Музейник”.
В 1833 г. возникло Общество поддержки промышленности в Чехии, которое стало - наряду с немецкими - издавать и чешские публикации по организации производства и технике. С.Пресл издал в 1836-1837 г. книгу и ремеслах на чешском языке (в переводе с немецкого), он же редактировал чешский “Технологический журнал” (1837-1839).
- Часть II. История южных и западных славян в Новое время (конец XVIII в. - 1914 г.) содержание
- Болгария в новое время (конец XVIII в. - 1914 г.)
- Общественные движения в Болгарии в 60 - 70-е годы XIX в.
- Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.
- Образование болгарского национального государства
- Княжество Болгария и Восточная Румелия в 1879-1885 гг. Соединение 1885 г.
- Путь Болгарии к независимости. 1886-1908 гг.
- Экономическое развитие Болгарии в 1878-1912 гг.
- Население болгарии. 1880-1910 гг.
- Распределение частной земельной собственности в 1908 г.
- Промышленные предприятия в болгарии. 1894-1911 гг.
- Болгария в Балканских войнах. 1912-1913 гг.
- Культура Болгарии
- Босния и герцеговина, воеводина, сербия, словения, хорватия в XIX - начале хх в.
- Сербы, народы Боснии и Герцеговины, черногорцы в составе Османской империи (конец XVIII в. - 1878 г.)
- Сербия на пути к независимому государству. (конец XVIII в. - 1878 г.)
- Черногория в борьбе за самостоятельность (конец XVIII века - 1878 г.)
- Босния и Герцеговина в составе Османской Турции (конец XVIII века –
- Развитие независимых славянских государств Сербии и Черногории
- Основные проблемы развития Сербии в 1878 - 1914 гг.
- Сербия в Балканских войнах 1912-1913 гг.
- Черногория в 1878-1914 гг.
- Внутренняя и внешняя политика князя Николы
- Черногория в Балканских войнах
- Хорватские земли во второй половине XIX - начале хх в.
- Хорватия накануне первой мировой войны
- Воеводина в составе империи Габсбургов в конце хviii века - 1914 г. Социально-политическое положение сербских земель монархии в первой половине XIX в.
- Босния и Герцеговина в 1878-1914 гг.
- Словенские земли в составе Австрийской империи в Новое время
- Культура Сербии, Черногории, Воеводины, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины в хiх - начале хх в.
- Культурные процессы Сербии в хiх - начале хх века.
- Македонские земли в 1878 - 1914 гг. Македонский вопрос в последней четверти XIX в. Берлинский договор 1878 г. И положение македонцев в составе Османской Турции
- Польские земли в новое время Государственно-правовое положение польских земель после разделов
- Положение польских земель в 1815-1830 гг.
- Национально-освободительная борьба польского народа в 1830-1864 гг.
- Социально-экономическое развитие польских земель в конце XVIII - 60-е гг. XIX в.
- Экономическое развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. - 1914 г.
- Основные черты развития польской культуры
- Чешские земли и словакия в конце XVIII в. - 1914 г. Чешское национальное Возрождение
- Социально-экономическое развитие Чехии в первой половине XIX века.
- Общественная жизнь и национальное движение в Чехии в 1815-1830 гг.
- Национальное движение в 1830 - 1848 годах
- Революция 1848 - 1849 годов в Чехии
- Культура Чехии первой половины XIX века
- Чешские земли в 50-60-е годы XIX в.
- Чешские земли в конце 60-х - начале 70-х годов.
- Чешские земли в 80 - 90-е гг. XIX в.
- Новые политические реальности на рубеже веков.
- Национальные социалисты.
- От начала века до первой мировой войны.
- Чешская социал-демократия во второй половине XIX - начале XX века.
- Чешская культура второй половины XIX - начала xх в.
- Словакия в новое время Словакия в конце XVIII–первой половине XIX в.
- Словаки в революции 1848–1849 гг
- Словакия во второй половине XIX в.
- Словакия в конце XIX–начале XX века.
- Культура Словакии
- Основная литература к I тому Учебники и учебные пособия
- Основные источники
- Исследования