Культурная жизнь в конце 20-х —30-е годы
Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.
В постановлениях ЦК партии «О журнале "Под знаменем марксизма"» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые Писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам И др.).
Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.
Образование и наука. В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.
1930 г. явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.
Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.
Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным — с 288 тыс. до 1,5 млн
Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.
Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.
В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.
Художественная жизнь. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.
Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.
Несколько наиболее крупных литературных групп образовали Федерацию объединенных советских писателей (ФОСП). Одной из своих задач организация ставила содействие строительству социалистического общества. В литературе этих лет получила развитие тема труда. В частности, увидели свет романы Ф. В. Гладкова «Цемент» и Ф. И. Панферова «Барсуки», очерки К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз» и «Колхида».
В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А. М. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.
Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д. Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С. С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.
На рубеже 20—30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс А. В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П. Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и «Соляной бунт») и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А. А. Фадеева.
Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. М. Петрова, «Суворов» В. И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н. Ф. Погодина, Н. Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П. Д. Кориным и М. В. Нестеровым, Р. Р. Фальком и П. Н. Филоновым.
Индустриализация конца 20-х — начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню — Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников), то пятиконечную звезду — театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев).
Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы — столицы СССР — и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. д.)-
Русское зарубежье. Составной частью отечественной культуру 20—30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две трети общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И. А. Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова.
В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам — Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.
Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.
Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры
-
Внешнеполитическая деятельность СССР.
Важной является и проблема, связанная с внешнеполитической деятельностью СССР, с тем, как строились отношения молодой советской республики в первые годы советской власти в целом и в предвоенный период.
После победы октября СССР какие-то годы находился в полной изоляции, потом эта изоляция стала исчезать, потому что многие страны стали заключать с СССР поначалу торговые отношения, в 1920 году торговые отношения советская Россия имела с 7 капиталистическими странами, в 1923 году уже 28 капиталистических стран заключили торговые соглашения с СССР.
А за торговыми соглашениями последовала полоса заключения дипломатических соглашений, и в 1924-25 годах (период, который называется периодом признания советского союза буржуазными государствами) ведущие капиталистические державы – Англия, Франция, Италия, Австрия, Норвегия, Швеция, Дания заключили дипломатические договоры с советской республикой. К началу 1925 года СССР имел такие дипломатические соглашения с 22 странами.
Это не означает, что не было проблемы во взаимоотношениях СССР с капиталистическим странами. Проблемы были, но СССР стремился придерживаться того принципа, который был провозглашен в декрете о мире, принятым вторым съездом советов. Декрет о мире провозглашал принцип мирного сосуществования государств с различными политическими системами.
Хотя с одной стороны этот принцип этот принцип мирного сосуществования, которого СССР действительно придерживался, а с другой стороны СССР проводил политику солидарности с коммунистическим движениями, с пролетарскими движениями, с национально – освободительными движениями. Это и понятно, исходя из того, что СССР - государство диктатуры пролетариата.
Надо отметить тот факт, что на то, что всё-таки начинается полоса признания СССР ведущими буржуазными странами, повлияло то, что рабочее движение этих стран очень активно выражало поддержку молодой советской республике, особенно когда интервенты взяли в кольцо осады Россию и так далее.
Кроме того, европейские державы не могли не считаться с размахом и широтой рабочего движения и достаточно напомнить, что очень активными были действия горняков Англии – одна из крупнейших стачек – это 1926 год, когда 5 млн. человек бастовало в Англии. В этот раз профсоюзы СССР, то есть объединения рабочих СССР оказали поддержку английским рабочим, а и материальную – 12 млн рублей и отправили горнякам. И такие акты взаимопомощи были не единичны с обеих сторон.
Если говорить о Германии, то надо вспомнить 1928 год, когда там наблюдается активное рабочее движение и в котором участвовало до 4 млн человек.
Рабочее движение было активно и в других частях света. Например в Китае 24-28 годы. Там было не просто рабочее движение, а настоящая революционная война, которая сложилась в демократический фронт.
Кроме того в это время наблюдается активизация национально- освободительного движения. В частности можно отметить индонезийское движение против голландских поработителей.
Так что мир был неспокоен. Мир бурлил. Той мировой революции, на которую рассчитывали большевики не произошло, но, тем не менее, активность трудящихся многих стран была высока.
При этом происходили и другие международные события.
Одним из важнейших событий было то, что ведущие капиталистические державы составили план Дауэса – план экономического закабаления Германии странами Антанты, и прежде всего Америкой. Это и понятно, потому что уже тогда США вынашивали стратегические планы в отношении СССР, и в этом смысле Германия рассматривалась как плацдарм для дальнейших действий. И план Дауэса предполагал экономическую помощь Германии, потому что после версальского договора Германия была в незавидном положении.
план Дауэса,
Репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Дауэса. Был утвержден 16 августа 1924 на Лондонской конференции представителями держав-победительниц в 1-й мировой войне и принят Германией. Этот план должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций державам-победительницам и облегчить проникновение американского капитала в Германию для захвата ключевых отраслей немецкой экономики с целью получения американскими монополиями высоких прибылей в форме процентов по займу и дивидендов от прямых инвестиций в промышленность. Был направлен на восстановление военно-промышленного потенциала Германии. Предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долларов (в т. ч. 110 млн. американскими банками) для стабилизации марки. Установил размеры платежей Германией в первые пять лет по 1-1,75 млрд. марок в год, а затем по 2,5 млрд. марок в год. Предусматривал установление контроля союзников над германским государственным бюджетом, денежным обращением и кредитом, железными дорогами.
Версальский договор накладывал на Германию значительные ограничения – можно было иметь армию не более 100.000 человек, нельзя иметь флот, нельзя иметь тяжелые вооружения и так далее.
Эти условия Версальского договора были весьма унизительными для Германии и этот договор в определенном смысле, как считают многие специалисты, стимулировал Германию к тому, чтобы взять реванш. Такой реванш ей взять удается, особенно того, когда ей предлагается такая большая и всестороння помощь.
Многие трезвые умы в европейских державах понимали, к чему это, в конце концов, может привести, но, тем не менее, этот план Дауэса, который послужил экономической базой для восстановления Германии, был подкреплен и соглашениями, принятыми Лондонской конференцией, которые по сути дела явились политической базой. В результате чего стало возможным оживление Германской экономики и всем известные дальнейшие события, то есть приход в 1933 году к власти нацистов, и далее милитаризацию всей экономики Германии и начало следующей мировой войны.
Хотя СССР предпринимал попытки нейтрализовать эту ситуацию.
Ещё в 1927 году СССР выступил в Лиге наций с предложением осуществить всеобщее и полное разоружение. Но это предложение не было подержано, хотя оно повлияло на увеличение международного авторитета СССР.
Дальше капиталистический мир переживает глубокий экономический кризис 1929 - 33годов. этот кризис больно ударил по многим странам, по тем же США, где промышленное производство упало почти на 46%. То же самое можно говорить и о других державах – в Германии тоже промышленное производство, несмотря на экономическую помощь, упало более чем на 46%.
В СССР в это время тоже решались значительные проблемы – рубеж 20-30 годов – это проблема, связанная со сплошной коллективизацией,, проблема, связанная с реализацией плана индустриализации – всё это требовало напряжения сил. А вместе с тем 1933 год – приход Гитлера к власти, милитаризация экономики Германии. И не только Германии. Хотя Германия – очевидный очаг войны, но не только Германия, но и Италия. И очаг войны не только в Европе, но и на другом конце света – на дальнем востоке в лице Японии. И эта тревожная ось Рим – Берлин – Токио заставляла в частности нашу страну как-то иначе смотреть на международную обстановку и выступать с какими-то предложениями. И СССР активизирует свою деятельность и в отношении коммунистического международного движения.
Итак, фашистский режим Германии укрепляется в то время, как СССР выступает с рядом предложений по созданию блока коллективной безопасности. И особенно в 1939 году, когда проводятся конференции – весной подобная конференция была в Европе, в августе - конференция в Москве.
Выходя на эти конференции СССР выдвигал конкретные и четкие предложения, которые действительно позволили бы создать блок коллективной безопасности, то правительства Англии и Франции лишь делали вид, что готовы в этом участвовать. Представители Франции и Англии приехали на конференцию в Москве самым долгим водным путем и не имея никаких полномочий на подписание каких- либо серьезных соглашений. Это говорит о том, что Англия и Франция хотели затянуть ситуацию. И вообще они рассчитывали на то, чтобы Германия справилась с СССР.
Все действия СССР говорят о его действительном намерении предотвратить надвигающуюся мировую войну. И когда никаких результатов от этих конференций по созданию блока коллективной безопасности не дали, только тогда СССР соглашается подписать договоры с Германией в августе 1939 года (пакт о ненападении) в сентябре 1939 года (договор о дружбе).
Руководство СССР понимало, что подписание договоров не означает, что Гитлер откажется от своих конечных намерений, но рассчитывало на то, что подобные документы отстрочат канун войны.
СССР попытался ещё предотвратить наступление этой очередной войны тем, что договорился с Англией и Францией чтобы вернуть в состав СССР территории, которые некогда входили в состав российской империи - Прибалтику, западную Украину, западную Белоруссию, Бесарабию и Финляндию. И с западными территориями прошло всё более – менее относительно спокойно, потому что классово чуждые элементы из Прибалтики были быстренько депортированы в Сибирь, а Финляндия отказалась входить в состав СССР. И СССР начинает против Финляндии войну и хотя она была недолгой, но весьма кровопролитной – с 10 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года.
СССР понес в этой войне колоссальные потери, потому что оказалась, что война была начата, а армия к этому не готова. В частности не была готова воевать в тех сложных условиях, в отличие от финской армии, воины которой были подготовлены к участию в подобных боевых действиях гораздо лучше.
Эта война не делает чести СССР. Но в результате этой войны СССР обезопасил Ленинград, потому что граница была передвинута на 34 км, СССР обезопасил Мурманск, а это очень важный военно-стратегический пункт, СССР обезопасил и северную железную дорогу, что было очень актуально и сыграло свою позитивную роль в ходе Великой отечественной войны.
Вообще во внешней политике СССР можно выделить три основных периода. Первый – прогерманский, когда ещё в конце 20-х вначале 30-х годов СССР активно сотрудничал с Германией., второй – продемократический, с ориентацией на демократический силы той же Англии и Франции, а когда из этих отношений получились нулевые результаты по созданию блока коллективной безопасности, тогда наступил третий период - опять прогерманские отношения для того, чтобы, по крайней мере, отсрочить войну.
- Культура ссср
- Культурная жизнь в конце 20-х —30-е годы
- Начало второй мировой войны.
- 2.Борьба за власть после смерти Сталина. Смягчение политического режима
- 2.Борьба за власть после смерти Сталина. Смягчение политического режима
- 3. Политика нового руководства в сфере экономики.
- Были списаны долги села государству за прошлые годы.
- В несколько раз были увеличены государственные расходы (увеличены дотации) на нужды сельского хозяйства.
- Период развитого социализма
- 1964-85 Годов.
- 1. Как смещали Хрущева,
- 2. Экономическое развитие страны,
- Как смещали Хрущева.
- Экономическое развитие страны (середина 60- середина 80)
- Общественно- политическое развитие страны.
- Перестройка.
- Перестройка, ускорение, итоги того и другого
- Распад ссср. Гкчп. События в августе 1991 года
- Развитие страны в 90- годы. Внутренняя политика. События 1993 года, конституция. Чечня.
- Становление Российской государственности.