Эшнунна
Примерно в то же время, что и Иссин, от государства III династии Ура отделилась Эшнунна. Город Эшнунна располагался на основном пути, ведшем по долине р. Диялы в Элам и металлопроизводящие районы Ирана. Это был богатый и довольно высокоразвитый район. Правитель Эшнунны Итурия, воспользовавшись ослаблением урского государства, перестал подчиняться царю Ура, а сын Итурии, Ильшуилия, уже объявил себя царем. Особенно усилилось политическое значение Эшнунны после падения государства III династии Ура. Первые цари Эшнунны, соперничая с Иссином, также претендовали на роль преемников великого шумерского государства и присваивали себе соответствующие титулы. Особенно усилилась Эшнунна в последний период своей истории, когда в Ларсе правили сыновья Кудурмабуга, а в Вавилоне - Синмубалит и Хаммурапи. Это процветание было вызвано, вероятно, расширением торговых связей Месопотамии с Востоком, в которых Эшнунна выполняла важную роль посредника. Правители Эшнунны носили царский титул и принимали прижизненное обожествление. По-видимому, при предпоследнем царе Эшнунны, Дадуше, здесь был записан свод законов, во многом перекликающийся с законами Хаммурапи (см. ниже). Усиление Эшнунны беспокоило царей Вавилона. Хаммурапи неоднократно посылал против нее военные силы, и в 1756 г. Эшнунна была окончательно разгромлена, а ее территория вошла в состав Вавилонского царства.
Ларса
Город Ларса располагался на юге Месопотамии, недалеко от Ура - столицы шумерского государства. В конце III тысячелетия до х.э., когда распалось государство III династии Ура, из провинциального города, не игравшего заметной роли в политике, Ларса превратилась в политический центр одного из сильнейших аморейских племен - племени Амнанум. Под контролем этого племени, вождем которого тогда был некий Напланум, находилась значительная территория, включавшая кроме Ларсы такие города, как Лагаш и Умма. Ни Напланум, ни его ближайшие преемники не претендовали, видимо, на царский титул. Тем не менее сам факт выбора города в качестве места постоянной резиденции вождя имел большое значение. Опираясь на городские центры, племя Амнанум постепенно усиливалось, подчиняя или привлекая к союзу соседние племена, и третий преемник Напланума, Забайя, носил титул "отца амореев", объединив под своей властью, видимо, целый ряд аморейских племен.
Собственно царская династия в Ларсе начинается с четвертого преемника Напланума, его правнука Гунгунума (1932-1906). Деятельность как царя и правителя города окончательно выдвигается у него на первый план, и в своих надписях он уже с полным основанием называет себя царем. Первым из правителей Ларсы Гунгунум стал датировать годы своего правления по важнейшим событиям собственного царствования, тогда как его предшественники пользовались в случае необходимости датировочными формулами иссинской династии. Именно при Гунгунуме начал, вероятно, налаживаться аппарат государственного хозяйства, распавшийся после крушения государства III династии Ура, в состав которого входила и территория Ларсы. Преемники Гунгунума активно занимаются строительством, проведением новых каналов, расширением и укреплением границ, постепенно превращая Ларсу в сильнейшее государство на юге Двуречья.
Стратегическое расположение Ларсы, занимавшей территорию по нижнему течению Евфрата, было весьма уязвимым с точки зрения контроля над водными ресурсами. Захват контроля над ними издавна практиковался в Месопотамии как один из наиболее эффективных методов борьбы за политическое господство. Особенно страдали при этом, естественно, государства, лежавшие в нижнем течении важнейших рек или магистральных каналов. Этот метод неоднократно применялся и против Ларсы. Во время правления второго преемника Гунгунума, Сумуэля, неизвестный нам враг вторгся на территорию государства Ларса и отвел или перекрыл главный канал, снабжавший город Ларсу водой. Народ, недовольный, по-видимому, бездействием царя и страшась голода, восстал и перешел на сторону пришельцев. Что случилось с Сумуэлем в этой тяжелой ситуации, мы не знаем. Известно, что царем Ларсы провозгласил себя некий Нур-Адад, которому при поддержке соседних городов удалось разгромить силы врагов. Нур-Адад освободил Ларсу, захватил укрепления, возведенные для перекрытия воды, и разрушил их. Было восстановлено регулярное снабжение водой, а виновные в смуте были наказаны. Впоследствии эта же стратегия - перекрытие магистральных каналов - неоднократно использовалась против Ларсы царями Вавилона и в конце концов помогла Хаммурапи окончательно захватить Ларсу.
Нур-Адад вел большие строительные работы, восстанавливая разрушенные и воздвигая новые здания в городах Уре и Ларсе. При нем в Ларсе был построен новый царский дворец из кирпича. При сыновьях Нур-Адада начинается, по-видимому, некоторое ослабление Ларсы, она теряет ряд ранее завоеванных территорий. Примерно в это время между Ларсой и Иссином образовалось государство Урук, основателем которого был Синкашид, происходивший, так же как и цари Ларсы и Вавилона, из племени Амнанум. Внук Нур-Адада, Цилли-Адад, правил только один год. Вероятно, он вел неудачные военные действия, и город Ларса был захвачен войсками царства Казаллу и союзного с этим царством племени Мутиябаль. На помощь Ларсе пришло другое аморейское племя, с которым она давно поддерживала союзнические отношения, - племя Ямутбала. Вождь Ямутбала, Кудурмабуг, в союзе с Сабиумом вавилонским, прадедом Хаммурапи, разгромил войска Казаллу, освободил Ларсу и посадил здесь на трон своего сына Варад-Сина. Цилли-Адад, по-видимому, еще до этого отрекся от трона. Произошло ли это добровольно или Кудурмабуг поставил такое условие, прежде чем оказывать помощь Ларсе, неизвестно. Во всяком случае, мы знаем, что при Варад-Сине Цилли-Адад был жив и занимал высокое положение при дворе. В списке выдач дворцового хозяйства его имя стоит перед именем самого Кудурмабуга.
Правление Варад-Сина (1834-1823) было отмечено большими строительными работами и заботами по украшению храмов. После смерти Варад-Сина на престол вступил его брат Рим-Син I (1822-1763). Он вел более активную военную политику, приумножая владения Ларсы, и постепенно сумел освободить для Ларсы все течение Евфрата от устья до Ниппура, захватив и территорию царства Урук. По примеру царей III династии Ура Рим-Син был обожествлен и носил титул "царя Шумера и Аккада". Как и его отец, он носил также титул "отца амореев", т.е. был вождем большого союза аморейских племен. Вершиной военных побед Рим-Сина стал разгром давнего соперника Ларсы – Иссина. Присоединение Иссина было сочтено важнейшим политическим достижением царствования Рим-Сина. Именно это событие послужило отправным моментом установления постоянной эры, т.е. с этого года начали вести отсчет лет. Вместо прежних датировочных формул, каждая из которых сообщала о важнейшем событии предшествующего года, все документы стали датировать по формуле "год такой-то со времени взятия Иссина", что, несомненно, облегчило работу писцов и бухгалтерию, но лишило нас единственного источника по политической истории Ларсы в последние 30 лет существования этого государства. После взятия Иссина все Нижнее Двуречье оказалось объединенным под властью Ларсы. Единственным соперником Ларсы в Нижней Месопотамии, если не считать Эшнунну и Малгиум, территории которых располагались, по существу, за пределами Двуречья, оставался Вавилон, по площади значительно уступавший Ларсе. Счел ли Рим-Син этого соперника незначительным для себя или понадеялся на заключение с ним союза, неизвестно. Возможно, он переоценил свои силы, а долгие годы мирного царствования окончательно притупили его бдительность. Он был, по-видимому, уже в очень преклонном возрасте, когда в 1764 г. до х.э. Хаммурапи, одержав ряд значительных военных побед, двинул свои войска против Ларсы. Ларса, вероятно, не ожидала нападения и оказалась совершенно не подготовленной к войне. Хаммурапи применил известную тактику, перекрыв главные источники воды. В 1763 г. до х.э. город Ларса был взят. О судьбе Рим-Сина нам ничего не известно.
При сыновьях Кудурмабуга, правивших более 70 лет, Ларса пережила самый длительный в своей истории период относительного спокойствия и стабильности. Восприняв и использовав все высшие достижения шумеро-аккадской цивилизации, Ларса достигла высокого экономического подъема и превратилась в сильнейшее государство Южного Двуречья. Войдя в состав Вавилонского государства, Ларса из важнейшего центра политической и экономической жизни всего Нижнего Двуречья превратилась в простого поставщика натуральных податей и рабочей силы для Вавилона. Смириться с таким положением жителям Ларсы и других южных городов было трудно.
Около 1742 г., когда преемнику Хаммурапи, Самсуилуне, пришлось отражать врагов на севере, южные города, входившие некогда в состав государства Ларса, восстали против Вавилона. Их поддержали племена Идамарап, и Ямутбала. Восстание возглавил некий Рим-Син, которого мы условно называем Рим-Син II. Возможно, это был внук Рим-Сина, сына Кудурмабуга. Рим-Син II пользовался, видимо, широкой поддержкой населения, недовольного политикой вавилонских властей; несколько лет потребовалось Самсуилуне для разгрома этого восстания. Южные города были сильно разрушены, значительная часть их населения уничтожена. Однако в 1722 г. крайний юг страны все-таки сумел отделиться от Вавилона. Здесь была основана новая династия, которую мы условно называем Приморской. Она просуществовала до середины XV в. до х.э., почти не оставив письменных документов.
- Предисловие к первому тому
- Глава I возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода истории древнего мира и проблема путей развития
- 1. Предпосылки образования первого классового общества
- 2. Первый путь развития обществ ранней древности
- 3. Второй путь развития обществ ранней древности
- 4. Третий путь развития обществ ранней древности
- 5. Миропонимание на грани первобытного и древнего обществ
- Глава II города-государства шумера
- 1. Создание упорядоченной ирригации в низовье евфрата
- 2. Изобретение письменности. Протописьменный период
- 3. Раннединастический период
- Глава III переход к территориальному государству в месопотамии
- 1. Государство саргонидов
- 2. Гудеа
- 3. III династия ура
- 4. Падение ура и возвышение иссина
- Глава IV шумерская культура
- 1. Религиозное мировоззрение и искусство населения нижней месопотамии
- 2. Шумерская литература
- Глава V старовавилонский период истории месопотамии
- 1. Старовавилонское общество
- 2. Политическая история
- Эшнунна
- Вавилон
- 3. Новые черты общественного развития. Конец старовавилонского периода
- 4. Законы
- Глава VI месопотамия в XVI-XI вв. До х.Э.
- 1. Средневавилонский период в нижней месопотамии. Касситское царство и элам
- 2. Средневавилонское общество
- 3. Митанни и аррапха [3]
- 4. Город-государство ашшур и возникновение ассирийского царства
- 5. Культура и общество ассирии
- Глава VII ранняя малая азия и хеттское царство
- 1. Дохеттский период в малой азии
- 2. Древнехеттское царство (ок. 1650-1500 гг. До х.Э.)
- 3. Новохеттское царство (ок. 1400-1200 гг. До х.Э.)
- 4. Социально-экономические отношения в хатти
- 5. Право и закон
- 6. Хеттская культура
- Глава VIII сирия, финикия и палестина в III - II тысячелетиях до х.Э.
- 1. Возникновение цивилизации
- 2. Митанни и фараоновский египет
- 3. Народное движение хапиру
- 4. Хетты и фараоновский египет
- 5. Переселение "заречных племен" и "народов моря"
- 6. Культура. Алфавит
- Глава IX раннее и древнее царства египта
- 1. Возникновение государства
- 2. Раннее царство
- 3. Древнее царство
- Глава х среднее царство в египте и нашествие гиксосов
- 1. Переходный период
- Глава XI культура древнего египта
- 1. Религия
- 2. Архитектура
- 3. Скульптура
- 4. Рельеф
- 5. Письменность
- 6. Литература
- 7. Наука
- Глава XII древнейший китай
- 1. Период шан-инь
- 2. Период западного чжоу
- 3. Период восточного чжоу
- Глава XIII общие черты второго периода древней истории
- 1. Производительные силы и средства насилия
- 2. Вопросы увеличения прибавочного продукта и обеспечения расширенного воспроизводства
- 3. Древние "мировые" державы
- 4. Пути развития древнего общества. Полис и возникновение античного пути развития
- 5. Рабство и свобода. Рабы и "царские" люди
- Глава XIV новоассирийская держава
- 1. Политическая история
- 2. Структура ассирийского общества
- 3. Культура ассирии
- Глава XV нововавилонская держава
- 1. Политическая история
- 2. Социальная структура общества и право
- 3. Царская власть и положение храмов
- 4. Хозяйственная жизнь
- 5. Торговля
- Глава XVI страны иранского нагорья и юга средней азии в первой половине I тысячелетия до х.Э. Мидийское царство. Авеста. Зороастризм
- 1. Области иранского плато к началу исторической эпохи. Место ирана в истории древнего востока. "иран" и "иранцы"
- 2. Западный иран в начале I тысячелетия до х.Э.
- 3. Ассирийские и урартские завоевания в иране
- 4. Маннейское царство
- 5. Элам в первой половине I тысячелетия до х.Э.
- 6. Происхождение иранских племен и их распространение по территории ирана
- 7. Авеста и ранний зороастризм
- 8. Социально-экономический строй древнеиранских племен
- 9. Возникновение независимой мидии. Мидийская держава
- 10. Возникновение кочевого скотоводства и распространение кочевых племен в горных районах ирана
- Глава XVII ахеменидская держава
- 1. Возникновение мировой персидской державы
- 2. Экономика и социальные институты персидской державы
- 3. Иран в V в. До х.Э.
- 4. Падение персидской державы
- 5. Идеология и культура древнего ирана
- Глава XVIII урарту, фригия, лидия
- 1. Малая азия и смежные области после гибели хеттского царства
- 2. Возвышение урарту
- 3. Общество урарту
- 4. Урарту времени расцвета
- 5. Урарту и фригия
- 6. Скифы. Упадок урарту и возвышение лидии. Первое армянское государство
- Глава XIX финикия и финикийцы в конце II-I тысячелетии до х.Э.
- 1. Финикия
- 2. Финикийская колонизация
- 3. Карфаген
- Глава XX палестина в первой половине I тысячелетия до х.Э. Царства израиля и иудеи
- 1. Палестина в XII-х вв. До х.Э. И образование иудейско-израильского государства
- 2. Хозяйство, общество и государство в палестине первой половины I тысячелетия до х.Э.
- 3. Пророческое движение и становление ветхого завета
- Глава XXI новое царство в египте и поздний египет
- 1. Общие черты периода
- 2. Египетская военная держава времени XVIII династии
- 3. Религиозная реформа аменхетепа IV и конец XVIII династии
- 4. Египет при XIX династии
- 5. Египет в период XX династии и конец нового царства
- 6. Поздний египет
- Глава XXII древняя индия
- 1. Индская цивилизация (XXIII-XVIII вв. До х.Э.)
- 2. "Ведийский период"
- 3. "Буддийский период". Образование общеиндийской державы
- 4. "Классическая эпоха" (II в. До х.Э. - V в. Х.Э.)
- 5. Религия и культура
- Глава XXIII китай во второй половине I тысячелетия до х.Э. Первые века христианской эры
- Империи цинь и хань (конец III в. До х.Э. - начало III в. Х.Э.)
- Глава XXIV культура древнего китая
- Глава XXV корея в древности
- Глава XXVI предэллинизм на востоке. Послепленная иудея
- 1. Новые явления хозяйственной жизни в западных сатрапиях ахеменидской державы
- 2. Гражданско-храмовые общины в западных сатрапиях ахеменидской державы
- 3. Новые явления в духовной жизни ближнего востока VI-IV вв. До х.Э.
- Глава XXVII александр и его преемники на востоке
- 1. Поход александра македонского
- 2. Наследие александра
- Глава XXVIII эллинистические государства в передней азии
- Глава XXIX закавказье и сопредельные страны в период эллинизма
- 1. Независимые государства IV-III вв. До х.Э.
- 2. Армения, атропатена, иверия и албания во II-I вв. До х.Э.
- 3. Общество и культура закавказья и сопредельных стран в IV-I вв. До х.Э.
- Глава XXX парфия и греко-бактрийское царство
- 1. Парфянская держава
- 2. Внутреннее устройство парфянского государства
- 3. Культура парфии
- 4. Греко-бактрийское царство
- 5. Тохары (юэчжи)
- Глава XXXI эллинистический египет
- Глава XXXII восточные провинции римской империи
- 1. Палестина в эллинистическо-римский период
- 2. Падение независимых государств в палестине
- 3. Восточное средиземноморье в составе римской империи
- Глава хххiii коренные перемены в мировоззрении ("осевое время")
- 1. Мировоззрение и мироощущение человека в древности
- 2. Идеологические перемены
- 3. Проблема изменений мироощущения в истории
- 4. Проповедь заратуштры
- 5. Новые явления в яхвизме-иудаизме в I тысячелетии до х.Э.
- 6. Религиозно-философские учения индии
- 7. Религиозно-философские учения китая
- 8. Возникновение христианства
- Заключение
- 1. Происхождение народов и языков
- 2. Социальная психология
- 3. Конец древности
- Рекомендуемая литература общие работы
- Месопотамия
- Малая азия и хетты
- Сирия, финикия и палестина
- Лидия, фригия и урарту
- Александр и диадохи. Эллинизм