4.2. Списки и указатели фондов
Состав фондов, находящийся на хранении, постоянно изменяется, поэтому все изменения фиксируются в списке фондов, в котором фонды располагаются в возрастающем порядке присвоенных им номеров (подробнее см. 3.2).
Указатель фондов — это архивный справочник, представляющий собой алфавитный, систематический или составленный по какому-либо другому признаку перечень названий (наименований) предметов, упоминаемых в архивных документах, с указанием их поисковых данных. Поиски необходимых материалов по описям могут быть значительно облегчены разного рода вспомогательными указателями. Многие современные описи снабжены именными, географическими или предметно-тематическими указателями. Частью они входят в состав самих описей, частью существуют отдельно от них. Номера единиц хранения, указанные в этих указателях, могут быть к настоящему времени уже недействующими (замененными новыми), но поскольку старые номера обычно также указаны в описях, это не лишает указатели их действенности и значения. Указатели могут быть как краткими, включающими лишь предметное (алфавитное) слово и указание на номер соответствующей единицы хранения, так и содержащими заголовки целиком с выделением на первое место алфавитного слова (если заголовок включает несколько алфавитных слов, он приводится в таком указателе несколько раз). Указатели второго типа делают излишним обращение к самой описи. Ссылки на материалы в указателях даются или непосредственно в алфавите предметных слов, или (реже)'бывают предварительно сгруппированы по тематике (алфавитно-систематические указатели). Предметные слова в указателях обычно систематизированы лишь по первой букве, а затем расположены в порядке дат заведения единиц хранения. В то же время при пользовании алфавитными указателями следует принимать во внимание особенности написания некоторых словвпрежнее время, например: Петербург будет вынесен на букву «С» — Санкт-Петербург.
Ценным справочным пособием к архивным материалам могут служить указатели к отдельным документам. Особенно велико их значение по отношению к нарядам — подборкам документов одного вида, собранных за определенный хронологический период (приказам, циркулярам и т. п.). Содержание нарядов в описях обычно не раскрывается (указываются лишь вид документов, автор или адресат и хронологические рамки материалов), поэтому указатели — единственное справочное пособие тематического характера к документам, объединенным в наряды. Иногда такие указатели включаются в описи, иногда они входят в состав самих единиц хранения. Указатели в архиве организации могутбыть межфондовыми и внутрифондовыми; по форме представления — электронны-ми, листовыми или карточными; по структуре рубрик —глухими (предметные понятия и их поисковые данные) и аннотированными (предметные понятия сопровождаются пояснениями); по группировке понятий внутри указателей — алфавитными, систематическими, хронологическими. Указатели могут составляться к заголовкам единиц хранения (без их просмотра) или к документам (с просмотром единиц хранения). Указатели бывают именные, географические, предметные. Понятиями вименном указателе служат фамилии, имена, псевдонимы, прозвища и другие наименования лиц. Эти указатели могут бытьи глухими, и развернутыми. Предметами вгеографическим указателе являются названия стран, городов, областей, гop, морей и т.д. Географические названия располагаются в алфавитном порядке. Такой указатель может быть только развернутой формы.Предметные указатели, как правило, бывают развернутые и понятиями в них служат предметы (исторические факты, явления, названия учреждений). Специфика такого указателя состоит в отборе понятий, которые имеют существенное значение для освещения содержания материалов фондов.
4.3. Описи и реестр описи
IОпись ~ это перечень единиц хранения с самостоятельной порядковой нумерацией. Обычно описи составляются в двух экземплярах: один из них является неприкосновенным, другой предназначается для использования. В архивах описи хранятся в отделах (группах) учета и располагаются по порядку номеров фондов, а в пределах каждого фонда — по порядку номеров описей. На основании описи определяется архивный шифр
дела, представляющий собой совокупность сведений о его местонахождении: сокращенное обозначение архива, номера фонда, описи, дела (см. 2.2). Описи выполняют несколько
: основных функций:
1) закрепление систематизации единиц хранения фонда путем присвоения каждому делу индивидуального номера по описи (если дело состоит из нескольких томов, то каждый из
томов записывается под отдельным номером);
2) учет и обеспечение сохранности документов (запись в учетные документы, проверка наличия и состояния дел проводится на основании описей; поиск дела в хранилище и подкладка на место производится по шифру, присвоенному делу, согласно описи);
3) раскрытие состава и содержания конкретного комплекса документов в заголовках дел.
Таким образом, опись является одновременно и учетные документом, и справочником по содержанию документов.
Существуют так называемые внутренние описи, которые необходимы для обеспечения сохранности наиболее ценных документов в делах. Во внутренних описях перечисляются все документы дела с указанием их делопроизводственных номеров, заголовков, дат и номеров листов. Внутренняя опись помещается в начале дела и заверяется составителем. Листы внутренней описи имеют самостоятельную нумерацию. В заверительной надписи дела листы внутренней описи указываются через знак «+». Например: «вделе № 25 пронумеровано 230 (двести тридцать) листов с № 1 по № 230 + 3 листа внутренней описи».
Описи должны составляться ежегодно на материалы предшествующего года после экспертизы ценности документов как результат отбора их на постоянное и временное хранение. После определения ценности каждого дела проводится оформление дел, затем определяется, какие описи надо составить и на какие группы материалов. Иногда параллельно составляются описи на три группы дел постоянного хранения (надела общего делопроизводства, на специальную документацию, на дела по личному составу) и на три группы дел временного хранения — свыше 10 лет (такие же группы). На дела временного хранения (до 10 лет) разрешается не составлять описи, а пользоваться специально оформленным экземпляром номенклатуры дел. В ряде учреждений для удобства пользования составляют описи и на дела 10-летнего срока хранения. Опись составляется до тех пор, пока числодел, занесенных в опись, достигнет четырехзначной цифры. В небольших учреждениях используют годовой раздел описи, при которой нумерация дел ведется последовательно из года в год до тех пор, пока не достигнет четырехзначной цифры.
Опись должна содержать заглавный лист, оглавление, предисловие, список сокращенных слов, итоговую запись, указатели, переводные таблицы шрифтов (если опись пересоставлялась). Дела вносятся в опись в том порядке, в каком они систематизированы. Единицы хранения всегда систематизируются в хронологическом порядке. В делах, состоящих из нескольких томов, каждому тому присваивается самостоятельный порядковый номер по описи. Заголовок дела не сокращается и вносится в опись полностью.
Совокупность элементов описания каждого дела в описи Называется описательной статьей. Она включает в себя следующие информационные характеристики: порядковый номер дела по описи; индекс дела по номенклатуре; заголовок дела и сопровождающие его сведения (при наличии) о внешних особенностях, подлинности документов, способе воспроизведения, а также аннотацию наиболее ценных документов дела; дату или крайние даты дела; количество листов. Особая графа описи отводится для примечаний. В описях на материалы долговременного хранения имеется отдельная графа, где указывается срок хранения документов дела. При наличии вархиве большого количества описей также может вестисьреестр опи-сей, в котором указываются: номера по порядку; номер фонда, описи; название описи; крайние годы материалов, внесенных в опись; количество дел; количество листов в описи; количество экземпляров описи; отметка о выбытии; примечание. Опись очень важна для учета архивных материалов. Особое значение имеютитоговые записи, которые делаются в кон-це каждой описи и содержат сведения о количестве дел, внесенных в опись, и их номерах; дате, должности и фамилии составителя описи, а также фиксируют пропущенные номера дел. Если опись состоит из нескольких томов, то итоговые за-писи делаются в конце каждого тома. Если опись составлена в делопроизводстве учреждения-фондообразователя, то она заканчиваетсязаверительной надписью-листом, в котором указывается количество дел, общее количество листовописи, годы начала и окончания описи. Заверительный лист подписывается лицом, ответственным за делопроизводство, и удостоверяется Печатью учреждения. Количество дел в итоговой и заверительной надписях указывается цифрами и прописью.
Следует заметить, что выявление материалов по описям требует от исследователя знания темы. Необходимо обладать известным минимумом фактов, которые могли бы облегчить работу с описями и сделать выявление документального материала исчерпывающим. Поэтому полезно сочетать работу над справочными пособиями с просмотром самих выявленных материалов, что может дать или прямые указания на наличие еще не обнаруженныхдокументов, или целый ряд дополнительных сведений, которые окажутся полезными при дальнейшем Просмотре описей: о круге учреждений, занимавшихся рассмотрением данного вопроса, дате его рассмотрения, лицах, с ним связанных. Для быстрого поиска необходимых документов в архиве создаются каталоги.
- Тема I. История и организация архивного дела в России
- 1.2. Архивное дело в XIX — начале XX в.
- 1.3. Развитие теории и практики архивного дела в ссср
- 1.4. Архивное дело в современной России
- Тема 2. Основные понятия и термины архивоведения
- 2.1. Понятие архива
- 2.2. Единица хранения, дело
- 2.3. Архивный фонд, фондообразователь
- 2.4. Архивные коллекции
- 2.5. Государственный архивный фонд
- 2.6. Частные (личные) архивы
- Тема 3. Основные задачи и функции архивов
- 3.1. Комплектование архивов
- 3.2. Учет и обеспечение сохранности документальных материалов
- 3.3. Обеспечение сохранности архивных документов
- 3.5. Обработка архивных документов и создание научно-справочного аппарата
- 3.6. Использование хранящихся в архиве документов
- 3.7. Публикационная деятельность архивов
- 3.8. Устройство государственных архивов
- Тема 4. Научно-справочный аппарат архивов
- 4.1. Путеводители
- 4.2. Списки и указатели фондов
- 4.4. Каталоги
- 4.5. Тематические обзоры документальных материалов
- 4.6. Издания архивных научно-справочных пособий
- Тема 5. Делопроизводство и его организация. Виды документов
- 5.1. Делопроизводство в XVI — XVIII вв.
- 5.2. Делопроизводство в XIX в.
- 5.3. Делопроизводство в начале XX в. И в период Советского государства
- Тема 6. Подготовка архивных документов к изданию
- 6.1. История издания документов
- 6.2. Организация публикационной работы
- Тема 7. Основные методы и правила
- 7.1. Поиск документов по теме
- 7.2. Атрибутация и изучение содержания документов
- 7.3. Восстановление содержания отсутствующих документов
- 7.4. Ведение записей при работе с документами и порядок ссылок на архивные материалы
- 7.5. Работа в читальных залах архивов