logo search
Хрестоматия по истории России

Тема: Московская Русь Из Судебника Ивана III (1497 года)

Лета 7006-го месяца септемвриа уложил Князь Великий Иван Васильевич Всея Руси с детми своими и с бояры о суде, как судити бояром и околничим

1. Судите суд бояром и околничим. А на суде должны быть у бояр и у околничих дьяки. А взяток бояром, и околничим, и диаком от суда и от пострадавшего не брать; так же и всякому судье взятки от суда не брать никому. А судом не мстить никому.

2. А какой жалобник (проситель) к боярину придет, и ему жалобников от себе не отсылать, а давать всем жалобникам разъяснение во всем. А которого жалобника не примут, то сказать великому князю.

3. А иметь боярину и дьяку в суде от рублеваго дела на виноватом, кто будет виноват, ищеа (истец) или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а дьяку восемь денег. А будеть дело выше рубля или ниже, и боярину иметь по тому росчету.

4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А будут судиться из – за поля, а у поля не стояв, померяться, боярину с рубля два алтына, а дьяку восемь денег; а околничему, и дьяку, и неделщикам (выбранный или назначенный человек, исполняющий поручения суда по неделям) пошлин полевых нет

5. А у поля стоя померятся, и боярину и дьяку иметь по тому же расчету пошлины свои; а окольничему (высший после боярина чин в государственном управлении; как правило, великокняжеский судья) четверть и дьяку четыре алтыны с деньгой, а неделщику четверть.

6. А побьются на поле в заемном деле или в бою, и боярину с дьяком взять на убитом противень против исцева; а околничему полтина, а дьяку четверть, а неделщику полтина.

7. А побьются на поле в поджеге, или в душегубстве, или в разбое, или в татьбе (воровстве), да околничему на убитом полтина да доспех, а дьяку четверть, а неделщику полтина. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку.

8. О ТАТБЕ (воровстве). А донесут на кого татбу (воров), или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет известен разбойник, и боярину того велеть казнить смертной казнью, а истцам велеть выплатить из его имущества, а что еще у казненного останется, то боярину и дьяку взять себе.

9. А государскому убойце (убийца своего господина) и крамольнику, церковному татю (вор, обокравший церковь), и головному (убийца), и подымщику, и зажигалнику (поджигатель), ведомому лихому человеку живота не давать, казнить его смертной казнью.

10. О ТАТЕХ (о ворах). А котораго татя поймают с какою ни будь татбою (украденным) впервые, кроме церковные татбы и головные, а прежде в воровстве замечен не был, тогда его казнить торговой казнью, бить кнутом да истцу его сбережения отдать, да судье его продать. А не будет у того татя имущества, чем истцу заплатить, тогда его бив кнутом, да истцу его выдать в его гибели головою на продажу, а судье не иметь ничего на нем.

11. А поймают татя на втором воровстве, то казнить его смертной казнью, а истцу заплатить из его имущества, а оставшееся его имущество отдать судье.

12. О ПОЛИЧНОМ. А с поличным его приведут впервые, а покажут на него человек пять или шесть по великого князя по крестному целованию, что он тать ведомой, и прежде того неоднократно совершал кражи, того казнить смертною казнью, а истцу заплатить из его имущества.

13. О ТАТИНЫХ РЕЧЕХ. А на кого тать покажет, надо того пытать.