logo
Хрестоматия по истории России

Устав о наследии престола Петра I

5 февраля 1722 г.

Мы Петр первый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.

Объявляем, ниже всем, какою авессаломскою злостью одержим, был сын наш Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию Божею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видно); а это не для чего иного у него возросло, только от обычая старого, что старшему сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужского пола нашей фамилии был, и поэтому ни на какое отеческое желание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю, для чего так был утвержден, ибо не точно в людях по рассуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состарившемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и Божие благословение тому следовало; еще и у наших предков похожее видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом; ибо оный, рассыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил, которой не по первенству, но по воли это делал, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество наверняка в расточение не пустил, изначально мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство, а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич утвердил после себя наследника - внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцом митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его упоминать в церквях великим князем, и посадил его под арест и того же апреля в 14 день утвердил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был тем же митрополитом Симоном; на что и другие этому подобные есть довольные примеры, о которых, краткости ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь они отдельно выданы будут в печать. В таком же рассуждении, в прошлом 1714 году милосердно мы о наших подданных, чтоб и личные их дома не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однако же отдали то в волю родительскую, которому сыну захотят отдать, выделив достойного, хотя и младшему, вместо старших, признавая удобного, который бы не растерял наследства. Если же должны мы иметь заботу о целостности всего нашего государства, которое с помощью Божьею, ныне особенно распространено, как всем видно; для чего задумали Мы этот устав утвердить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому он хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое неправильное поведение наследника, все отменит, чтобы дети и потомки не впали в такую злость, как выше описано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, этот наш устав пред Богом и его Евангелием утвердили на таком основании, что всякий, кто будет против этого, или иначе как толковать станет, тот за изменника почтен будет, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.