logo search
Учебное пособие - 85-91

Закон об учреждении поста президента ссср и внесении изменений и дополнений в конституцию (основной закон) ссср

(Излечения)

В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.

.........

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения:

1. Из преамбулы исключить слова "Возросла руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа"

..........

3. Дополнить Конституцию СССР новой главой 15.1 следующего содержания:

Статья 127. Главой Советского государства - Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР.

Статья 127.1. Президентом СССР может быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.

Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет...

.......

Статья 127.3. Президент СССР:

1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

2) принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально - государственного устройства СССР;

3) представляет Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в международных отношениях;

4) обеспечивает взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;

5) представляет Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны; информирует Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

6) представляет Верховному Совету СССР кандидатуры на посты Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР....

7) ставит перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;

8) подписывает законы СССР; вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтвердит ранее принятое им решение, Президент СССР подписывает закон;

9) имеет право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

10) координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.....

11) ведет переговоры и подписывает международные договоры СССР....

12) награждает орденами и медалями СССР, присваивает почетные звания СССР;

.........

Статья 127.4. Президент СССР возглавляет Совет Федерации, в состав которого входят высшие государственные должностные лица союзных республик.......

Совет Федерации: рассматривает вопросы соблюдения Союзного договора; разрабатывает меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства, ...координирует деятельность союзных республик...

Статья 127.7. Президент СССР на основе и во исполнение Конституции СССР и законов СССР издает указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.

Статья 127.8. Президент СССР обладает правом неприкосновенности и может быть смещен только Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции СССР и законов СССР.....

...........

Статья 127.10. Если Президент СССР по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента СССР его полномочия переходят к Председателю Верховного Совета СССР, а если это невозможно - к Председателю Совета Министров СССР. Выборы нового Президента СССР при этом должны быть проведены в трехмесячный срок".

Ознакомившись с текстом Закона, ответьте на вопросы:

1. Каковы функции Президента СССР как высшего должностного лица страны?

2. Каковы полномочия Президента в сфере законодательной власти?

3. Каковы полномочия Президента СССР в сфере исполнительной власти?

4. Какие еще важнейшие конституционные изменения были осуществлены данным Законом?

Как следует из текста Закона, Президенту СССР давались широкие властные полномочия.

Президентом СССР на безальтернативной основе участники съезда избрали М.С. Горбачева.

Пост Президента СССР был введен в тот момент, когда в стране проходили выборы в республикан­ские и местные советы. Совершенно ясно, что одной из важнейших - если не самой главной - задачей Президента СССР было противостояние нараставшим центробежным тенденциям, угрожавшим территориальной целостности и самому существованию СССР.

Введение поста Президента СССР не смогло переломить тенденцию к дальнейшему ослаблению влияния союзных властных структур. Проблема повышения эффективности власти являлась цент­ральной на состоявшемся в декабре 1990 г. 1У Съезде народных депутатов СССР. Его участники удовлетворили просьбу Президен­та СССР М.С. Горбачева о предоставлении ему дополнительных власт­ных полномочий. С целью укрепления аппарата высших союзных органов власти вводился пост вице-президента СССР, на который на съезде был избран Г.И. Янаев.

При этом одновременно Совет Министров СССР фактически был переподчинен непосредственно Президенту СССР (ранее подчинялся Верховному Совету СССР). Сохранившиеся нормы утверждения премь­ер-министра Верховным Советом СССР и его отчетов этому высшему государственному органу приобретали во многом формальный характер.

Эти решения были призваны расширить полномочия высших должностных лиц СССР и этим укре­пить союзную власть.

Введение должности Президента СССР вызвало стремление противопоставить союзному центру укрепление республиканской государственности. В июне 1991 г. была введена должность Президента РСФСР. Вскоре должности Президентов были созданы во всех союзных республиках.

В результате этого существовавшая в СССР на протяжении 70 лет советская модель государственного устройства утратила целостность. Она теперь причудливым и недостаточно ясным образом сочеталась с чуждым ранее для нее институтом президентства. Возникавшие в связи с этим теоретические и практические вопросы не получали четких и ясных ответов, поскольку в контексте борьбы между консервативными, умеренными и радикальными сторонниками реформирования позиции были чрезвычайно идеологизированы и политизированы.