Тема 3. Объединение русских земель и формирование централизованного государства. Русское государство в XV – XVII вв.
Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения, способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры. Россия и средневековые государства Европы и Азии.
Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества.
Иван IIIи завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Освобождение Руси от вассальной зависимости от Золотой Орды. Предпосылки создания централизованного государства. Формирование сословной системы организации общества. Генезис самодержавия и дискуссии по этой проблеме.
XVI-XVIIвека в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и ее причины. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Абсолютная монархия как основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Абсолютизм и восточная деспотия. Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.
Иван IVи реформы серединыXVIв. Земский собор. Проблема возникновения сословно-представительной монархии в России. Кризис в российском обществе в 60-е - 70-е гг.XVIв. Опричнина, её причины и последствия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Установление крепостного права в России.
Период «смутного времени»: причины, сущность, проявления. Борис Годунов. Самозванство. Польско-шведская интервенция. Роль ополчения в стабилизации общественно-политической ситуации. Проблема власти в период Смуты. Итоги «смутного времени», его оценка в историографии. Начало династии Романовых.
Усиление централизации государства и возрастание его роли в жизни общества. «Соборное уложение» 1649 г. и окончательное закрепощение крестьянства. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Появление новых черт в жизни русского общества. Кризис религиозного сознания: церковная реформа и раскол в России.
Религиозный мир и менталитет средневекового человека. Духовное наследие Средневековья. Развитие русской культуры и ее взаимосвязь с мировой культурой.
- 1. Цели и задачи освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп впо
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины
- 5. Содержание разделов и тем дисциплины
- Тема 3. Объединение русских земель и формирование централизованного государства. Русское государство в XV – XVII вв.
- Раздел 3. Российская империя в XIX - начале XX вв.
- Тема 4. Россия в XIX веке.
- Тема 5. Россия в конце XIX – начале хх вв.
- Раздел 4. Советский период российской истории (1917-1991 гг.)
- Тема 6. Установление советской власти. Советская Россия и ссср в 20-е – 30-е гг. Хх в.
- Тема 7. Ссср накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
- Тема 8. Ссср во второй половине 1940-х гг. – 1991 г.
- Раздел 5. История России с 1992 г. До наших дней.
- Тема 9. Развитие России в 1990-е гг. – XXI веке.
- Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки
- 6. Самостоятельная работа
- Примерный перечень вопросов для самостоятельного изучения:
- 8. Образовательные технологии
- Примерные темы эссе:
- Проблемные задачи:
- Примерный образец контрольной работы для текущего контроля по теме «Введение в историческую науку».
- Примерный вариант проверочной работы для текущего контроля знаний по теме «Культура, духовная жизнь и быт в XVIII веке».
- Примерный вариант проверочной работы для текущего контроля знаний по теме «Правление Александра Третьего».
- Примерные образцы заданий для проведения промежуточного контроля знаний студентов в форме письменной контрольной работы:
- Критерии оценки знаний студентов
- 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 12. Рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине1