Тема 4. Россия в XIX веке.
Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран
Европы. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Секуляризация сознания и развитие науки. Романтизм, либерализм, дарвинизм. Развитие Европы во второй половине XIX в. Франко-прусская война. Бисмарк и объединение германских земель.
Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.
Роль и место XIXвека в мировой и российской истории. Основные тенденции развития Западной Европы, Северной Америки, России.
Александр Iи реформы началаXIXв. «Правительственный либерализм». Соотношение либеральных проектов правительства АлександраIи его реальной политики. Реформы и реформаторы в России. М. Сперанский, Н. Новосильцев и их политическая деятельность. Изменение политического курса в начале 1820-х гг.: причины и последствия.
Внешняя политика Александра I. Предпосылки столкновения с наполеоновской Францией. Война 1812 г. и её влияние на общественно-политическую ситуацию в России.
Основные направления внутренней политики Николая I. Проблема реформ в его царствование. Поражение в Крымской войне и углубление кризиса общества в серединеXIXв.
Предпосылки и причины «Великих реформ». Александр IIи его влияние на процесс развития реформ. Основные направления реформ. Сторонники и противники реформ. Значение реформ для политического и социально-экономического развития страны. Становление индустриального общества в России, особенности модернизации. Покушения на АлександраIIи их влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Предпосылки и развитие политического терроризма. М. Лорис-Меликов и поиски компромисса.
Александр IIIи его окружение. Контрреформы. Ставка на «полицейские» методы решения социально-политических проблем.
Соотношение политического и экономического курсов в правительственной политике Александра III. С. Витте и его программа модернизации России.
Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблема их взаимоотношений. Основные этапы организации общественных сил России.
Охранительная альтернатива. Н.М. Карамзин, С.П. Шевырев, М.П. Погодин, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Д.И. Иловайский, С.С.Уваров. Теория «официальной народности». Проблема соотношения в охранительстве реакционного и национально-патриотического начал.
Либеральная альтернатива. Идейное наследие П.Я. Чаадаева. Московский университет – колыбель русского либерализма. Западники и славянофилы. К.Д. Кавелин, Б.И. Чичерин, А.И. Кошелев, К.А. Аксаков. Становление идеологии русского либерализма. Либеральная бюрократия и ее роль в реформах 1960–1970-х гг. Земское движение. Особенности российского либерализма.
Революционная альтернатива. Начало освободительного движения. Декабристы. Предпосылки и источники социализма в России. «Русский социализм» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». Народничество. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций в 1870-х – начале 1880-х гг.
Оформление марксистского течения. Г.В. Плеханов. В.И. Ульянов (Ленин).
Русская культура XIXв. и её вклад в мировую культуру.
- 1. Цели и задачи освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп впо
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины
- 5. Содержание разделов и тем дисциплины
- Тема 3. Объединение русских земель и формирование централизованного государства. Русское государство в XV – XVII вв.
- Раздел 3. Российская империя в XIX - начале XX вв.
- Тема 4. Россия в XIX веке.
- Тема 5. Россия в конце XIX – начале хх вв.
- Раздел 4. Советский период российской истории (1917-1991 гг.)
- Тема 6. Установление советской власти. Советская Россия и ссср в 20-е – 30-е гг. Хх в.
- Тема 7. Ссср накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
- Тема 8. Ссср во второй половине 1940-х гг. – 1991 г.
- Раздел 5. История России с 1992 г. До наших дней.
- Тема 9. Развитие России в 1990-е гг. – XXI веке.
- Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки
- 6. Самостоятельная работа
- Примерный перечень вопросов для самостоятельного изучения:
- 8. Образовательные технологии
- Примерные темы эссе:
- Проблемные задачи:
- Примерный образец контрольной работы для текущего контроля по теме «Введение в историческую науку».
- Примерный вариант проверочной работы для текущего контроля знаний по теме «Культура, духовная жизнь и быт в XVIII веке».
- Примерный вариант проверочной работы для текущего контроля знаний по теме «Правление Александра Третьего».
- Примерные образцы заданий для проведения промежуточного контроля знаний студентов в форме письменной контрольной работы:
- Критерии оценки знаний студентов
- 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 12. Рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине1