logo search
3 (5)

4) Крито-микенская культура. Основные особенности.

Ранний этап истории Древней Греции носит название крито-микенский, или эгейский: цивилизации бронзового века (от 3000 до 1000 гг. до н. э.) на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получили общее название Эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на Крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя Минойскую и Микенскую цивилизации. В III—II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства в бассейне Эгейского моря— на островеКрити полуостровеПелопоннес(городаМикены,Пилос,Тиринф). Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами.

Толчком к началу исследований английского археолога Артура Эвансана Крите послужили сюжеты древнегреческих мифов о мастереДедале, что построил вКносседля царяМиносадворец-лабиринт, и о героеТесее, что победил жителя лабиринтаМинотавраи нашёл обратный путь с помощью «нитиАриадны». Микены открытыГенрихом Шлиманомпосле раскопок в Малой Азии, где он отыскал легендарную Трою.

В конце III — начале II тысячелетия до н. э. самым могущественным было Критское царство — талассократия, которое занимало исключительно выгодное географическое положение и обладала сильным флотом. Критские мастера тонко обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготавливали ирасписывали керамическую посудуизображениями растений, животных, людей.

По сей день поражают руины царского дворца в Кноссе. Он представлял собой многоэтажное сооружение, большинство помещений которого соединены сложной системой переходов, коридоров, которые никогда не имели внешних окон, а освещались через специальные световые шахты. Во дворце действовала система вентиляции и водоснабжения. Стены украшены фресками. Одна из самых знаменитых — «Парижанка» (в настоящее время в коллекцииАрхеологического музея Ираклиона) — так Артур Эванс назвал изображение молодой женщины с темными вьющимися волосами.

Дворец был центром политической и религиозной жизни государства Миноса. Поклонялись критяне богине Деметре, ей служила верховная жрица — дочь Миноса, которую могут изображать большая и малая статуэткиБогиня со змеями. Другие артефакты указывают на то, что в религиозных представлениях центральным был культ быка как олицетворениеПосейдона— бога-громовержца (Крит и прилегающие острова часто страдали от землетрясений): крышу дворца украшали монументальные изображения рогов, в виде головы быка изготовляли ритуальные сосуды, на одной из фресок изображена игра акробатов с быком —Таврокатапсия. Кносс был разрушен в результатеизвержения вулканана островеТира, и Крит потерял свое доминирующее положение.

Так с середины II тысячелетия до н. э. центром греческой цивилизации стали Микены, населенныегреками-ахейцами. Его окружали мощные оборонительные стены, сложенные из огромных, грубо отесанных каменных блоков. ГлавныеЛьвиные воротаукрашала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц.Генрих Шлиманнашёл также золотую усыпальницу микенских царей —гробницу Атрея, которая представляет собой расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами. Микены возглавили ахейцев вТроянской войне, воспетой в «Илиаде», которая приписывается авторствуГомера.

Исчезновение микенской культуры в XII веке до н. э. связывают с вторжениемс севера Балканского полуостровадорийских племен, среди которых всё ещё господствовал родовой строй. Порабощение дорийцами коренных жителей привело к упадку греческих городов и их культуры, в частности к потере раннегреческой письменности (так называемоекритское письмо).

Одной из особенностей критской культуры является полное отсутствие на Крите храмов. Очевидно критяне совершали свои религиозные обряды или в гротах или на открытом воздухе, перед алтарями, обнесенными священными оградами. Крито-микенская культура предвосхищает греческую как своим тяготением к зрелищам, так и своим увлечением музыкой, танцами, спортом. Критяне задолго до греков изобрели театральную сцену. В честь Минотавра устраивали священные ристалища быков. Женщины наряду с мужчинами принимали участие в опасной и искусной игре. За ристалищами быков следовали состязания в боксе. Активное участие женщин в спортивных праздниках подводит нас к особенности критской культуры, которую можно характеризовать как поклонение женщине. Женщины вели свободную общественную жизнь: участвовали в священных ристалищах, атлетических и музыкальных играх, занимались ремеслом и охотой, открыто показывались на улицах.

Архитектура: сакральная архитектура почти совершенно отсутствует. Жилые здания были прямоугольного типа. Большинство домов среднемикенской эпохи представляют собой многоэтажные строения, крытые плоскими крышами и иногда украшенные сверху небольшим аттиком. К специфическим особенностям относится обилие окон по фасаду. З отсутствием стекла отверстия окон закрывались, вероятно, цветной материей или прозрачной промасленной кожей. Строились большие дворцы, самый крупный из них Кносский. В критских дворцах было обилие коридоров, лестниц и световых шахт. Чередуя световые шахты со сквозными лестницами, портиками и водоемами, критский архитектор добивался динамически одухотворенного впечатления.  Колонны наряду со столбами находили самое широкое применение. Плиты обычно украшали рельефные изображения (чаще всего изображали животных, особенно — львов).  Искусственные гроты применялись для погребения большого количества умерших, единичные могилы устраивались в виде ям или ящиков.  Скульптура: Ее особое свойство — отсутствие монументальных памятников, больших культовых статуй или декоративных ансамблей, соединяющих архитектуру и скульптуру. Критская скульптура избегает открытых пространств — площадей, портиков, наружных ниш. Все памятники отличаются небольшими размерами и предназначены для постановки во внутренних покоях. Фигуру связывали с окружающим пространством, давали ей пейзажный фон. Скульптуры делались из глины, слоновой кости, фаянса и бронзы. Также крито-микенская культура знаменита вазописью.