53. Смена социально-экономического строя в России. Социально-экономическая политика президента б.Н.Ельцина.
Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры "шоковой терапии").
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.
Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50 % от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.
Приватизация госсобственности охватила, прежде всего, предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990 - 1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20 %. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.
Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70 % в сравнении с 1991 - 1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.
В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки "Выбор России" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Л"), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение "Отечество". Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок "Я-Б-Л" отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР - возрождение российского государства в рамках до 1977 г.
В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили "Выбор России", ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.
Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной Думы в ее составе возникли несколько партийных фракции, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция "Выбор России" (председатель Е. Т. Гайдар).
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.
Центральное место в работе Государственной Думы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993 - 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.
На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г. А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые "ущемляли" интересы страны.
Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом - Россия" объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.
В состав Государственной Думы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36 % общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12 % -"Наш дом - Россия", 11 % - ЛДПР, 10 % - блок Г. А. Явлинского ("ЯБЛоко"), 17 % - независимые и 14 % - другие избирательные объединения.
Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Явлинского. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.
- Хозяйственная деятельность и общественный строй, верования восточных славян в V – VIII веках. Занятия восточных славян
- 2. Образование древнерусского государства. Основные концепции.
- Политический строй и социально-экономические отношения в древнерусском государстве в IX – первой половине XI века. Культура Киевской Руси.
- 4. Принятие христианства. Культура Киевской Руси.
- 6. Борьба русского народа против монгольского нашествия и агрессивных рыцарских орденов в первой половине xiiIв.
- 7. Русские земли под властью Золотой Орды и Литвы во второй половине XIII - первой половине xVвв. Борьба против монгольского ига и возвышение московского княжества. Иван Калита, Дмитрий Донской.
- 8. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы во второй половине XV – XVI вв. Образование единого русского государства. Иван III.
- 9. Внутренняя и внешняя политика Ивана VI Грозного. Культура Московского царства.
- 10. Гражданская война в России в начале xviIв. : причины, ход, итоги и последствия. Уроки «Смутного времени».
- 11. Экономическое развитие, социальные отношения и становление абсолютной монархии в XVII в. Роль русской православной церкви в обществе.
- 12. Реформ Петра I: предпосылки, основные направления реформаторской деятельности, значения и предпосылки реформ.
- 13. Борьба за власть в правящей верхушке России в конце 20-х – начале 60-х гг. XVII в. Внутренняя политика Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
- 15. Россия в период царствования Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: сущность, основные этапы, последствия.
- 16. Внешняя политика России в 1762-1801гг.
- 17. Внутренняя политика России в первой четверти XIX века. Александр I.
- 18. Внешняя политика России в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 г
- 25 Декабря 1812 г. Был издан царский манифест, возвещавший об окончании Отечественной войны.
- 19. Восстание декабристов: причины возникновения тайных антиправительственных организаций, их цели и программы, хроника восстания. Место декабристов в истории России.
- 20. Внутренняя политика Николая I. Внешняя политика в России во второй четверти xiXвека. Крымская война. Завершение Кавказской Войны
- 21. Общественная мысль в России в 1830-1850гг. Консервативное, революционное, реформаторское течения.
- 22. Либеральные реформы 1860-1870гг.: предпосылки, важнейшие преобразования, значение. Александр II как государственный деятель.
- 24. Внутренняя и внешняя политика правительства России в 1881-1894гг. И «конрттеформы» Александра III.
- 25 Вопрос
- 26 Вопрос:Причины революции – острейшие социально-экономические противоречия (прежде всего аграрный вопрос), необходимость преобразования отсталого политического строя.
- 27 Вопрос:
- 28 Вопрос:I Государственная дума действовала всего 72 дня - с 27 апреля по 8 июля 1906 г.
- 29. Изменения в социально-экономическом и политическом строе Российской империи в 1905-1914гг. Начало преобразования самодержавия в конституционную монархию.
- 31 Вопрос:
- 33. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. Борьба социально-политических сил России за власть в период с февраля по октябрь 1917г.
- 34. Победа Октябрьской революции. Создание советского государства, его деятельность в ноябре 1917 – мае 1918 гг.
- 35. Гражданская война в России 1918-1920гг.: причины, основные этапы военно-политического противоборства, итоги и последствия.
- 36. Социально-экономическое развитие страны в условиях новой экономической политики 1921-1928 гг.
- 38. Осуществление политики индустриализации ссср в конце 1920-х - 1930-е годы. Создание плановой экономики и воздействие на жизнь общества.
- 39. Создание колхозно-совхозного строя. Влияние коллективизации сельского хозяйства на судьбы крестьянства.
- 41. Внешняя политика ссср в 1920-19330-е гг.
- 42. Великая отечественная война советского народа: противники, союзники ссср, основные этапы войны и основные сражения. Итоги войны.
- 43. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Военная экономика.
- 44. Героическая оборона Ленинграда.
- 45. Восстановление народного хозяйства и социально-политическая жизнь в ссср в 1945-1953 годах.
- 46. Холодная война. Главные направления, основные вехи и результаты внешнеполитической деятельности советского государства в 1945-1953гг
- 47. Социально-экономическое развитие ссср во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. Противоречивость реформаторской деятельности н.С.Хрущеву.
- 48. Экономическое развитие ссср 1965-1984 гг. Социальная политика советского правительства и её влияние на жизнь народа.
- 49. Основное направление, главные вехи и результаты внешней политики ссср в 1960-х – первой половине 1980-х гг.
- 50. Политическое развитие страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Формирование политической оппозиции в ссср.
- 51. Изменение в политическом строе ссср во второй половине 1980-х гг. Попытки экономических реформ и причины их неудач.
- 52. Провозглашение суверенитета России. Распад ссср. Политические преобразования в Российской Федерации в 1990-е годы.
- 53. Смена социально-экономического строя в России. Социально-экономическая политика президента б.Н.Ельцина.
- 54. Внешняя политика России в 1991-2010 гг.
- 55. Проблемы и перспективы развития российского общества в начале XXI века.