Хозяйственная деятельность и общественный строй, верования восточных славян в V – VIII веках. Занятия восточных славян
Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.
Так, распространено было подсечно-огневое земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а ивовых трав. С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в. Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки). В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно. Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки земли размещались ближе к городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями. В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства. Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов. Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе – кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах). Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. Хозяйственная жизнь населения направлялась таким могучим потоком, как Днепр, который прорезывает его с севера на юг. Восточные славяне 6 8 века . При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.
Общественное устройство
Во главе восточнославянских союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать – дружину. Князья были и в более мелких общностях – племенных княжествах, входивших в союзы. Сведения о первых князьях содержатся в Повести временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебеди.
С VIII в. у восточных славян распространяются укрепленные поселения - «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества. Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании). Куяба – политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия – объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие). Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. – Маврикием Стратегом: появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных – соратников князя. В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активность восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. – на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии. В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход связан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепровье. Многие ученые считают, что именно в то время Русь выступила на арену международной жизни в качестве государства. Есть сведения о договоре между Русью и Византией после этого похода и о принятии Аскольдом и его окружением, дружинниками христианства. Русские летописцы начала XII в. включили в летопись легенду о призвании северными племенами восточных славян в качестве князя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками) в IX веке. Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей не вызывает сомнения (служба русским князьям считалась почетной и прибыльной). Допустимо, что и Рюрик был реальной исторической личностью. Одни историки даже считают его славянином; другие видят в нем Рюрика Фрисландского, совершавшего набеги на Западную Европу. Л.Н.Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов, прибывшее с ним) – из Южной Германии.
Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства – ускорить или замедлить его.
Религия восточных славян
В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. Перун являлся богом молнии и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней ткачества. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени. В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.
Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр. Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие. Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем. В организации культа значительную роль играли языческие жрецы – волхвы. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах, богам приносились жертвы.
Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п. А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.
- Хозяйственная деятельность и общественный строй, верования восточных славян в V – VIII веках. Занятия восточных славян
- 2. Образование древнерусского государства. Основные концепции.
- Политический строй и социально-экономические отношения в древнерусском государстве в IX – первой половине XI века. Культура Киевской Руси.
- 4. Принятие христианства. Культура Киевской Руси.
- 6. Борьба русского народа против монгольского нашествия и агрессивных рыцарских орденов в первой половине xiiIв.
- 7. Русские земли под властью Золотой Орды и Литвы во второй половине XIII - первой половине xVвв. Борьба против монгольского ига и возвышение московского княжества. Иван Калита, Дмитрий Донской.
- 8. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы во второй половине XV – XVI вв. Образование единого русского государства. Иван III.
- 9. Внутренняя и внешняя политика Ивана VI Грозного. Культура Московского царства.
- 10. Гражданская война в России в начале xviIв. : причины, ход, итоги и последствия. Уроки «Смутного времени».
- 11. Экономическое развитие, социальные отношения и становление абсолютной монархии в XVII в. Роль русской православной церкви в обществе.
- 12. Реформ Петра I: предпосылки, основные направления реформаторской деятельности, значения и предпосылки реформ.
- 13. Борьба за власть в правящей верхушке России в конце 20-х – начале 60-х гг. XVII в. Внутренняя политика Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
- 15. Россия в период царствования Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: сущность, основные этапы, последствия.
- 16. Внешняя политика России в 1762-1801гг.
- 17. Внутренняя политика России в первой четверти XIX века. Александр I.
- 18. Внешняя политика России в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 г
- 25 Декабря 1812 г. Был издан царский манифест, возвещавший об окончании Отечественной войны.
- 19. Восстание декабристов: причины возникновения тайных антиправительственных организаций, их цели и программы, хроника восстания. Место декабристов в истории России.
- 20. Внутренняя политика Николая I. Внешняя политика в России во второй четверти xiXвека. Крымская война. Завершение Кавказской Войны
- 21. Общественная мысль в России в 1830-1850гг. Консервативное, революционное, реформаторское течения.
- 22. Либеральные реформы 1860-1870гг.: предпосылки, важнейшие преобразования, значение. Александр II как государственный деятель.
- 24. Внутренняя и внешняя политика правительства России в 1881-1894гг. И «конрттеформы» Александра III.
- 25 Вопрос
- 26 Вопрос:Причины революции – острейшие социально-экономические противоречия (прежде всего аграрный вопрос), необходимость преобразования отсталого политического строя.
- 27 Вопрос:
- 28 Вопрос:I Государственная дума действовала всего 72 дня - с 27 апреля по 8 июля 1906 г.
- 29. Изменения в социально-экономическом и политическом строе Российской империи в 1905-1914гг. Начало преобразования самодержавия в конституционную монархию.
- 31 Вопрос:
- 33. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. Борьба социально-политических сил России за власть в период с февраля по октябрь 1917г.
- 34. Победа Октябрьской революции. Создание советского государства, его деятельность в ноябре 1917 – мае 1918 гг.
- 35. Гражданская война в России 1918-1920гг.: причины, основные этапы военно-политического противоборства, итоги и последствия.
- 36. Социально-экономическое развитие страны в условиях новой экономической политики 1921-1928 гг.
- 38. Осуществление политики индустриализации ссср в конце 1920-х - 1930-е годы. Создание плановой экономики и воздействие на жизнь общества.
- 39. Создание колхозно-совхозного строя. Влияние коллективизации сельского хозяйства на судьбы крестьянства.
- 41. Внешняя политика ссср в 1920-19330-е гг.
- 42. Великая отечественная война советского народа: противники, союзники ссср, основные этапы войны и основные сражения. Итоги войны.
- 43. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Военная экономика.
- 44. Героическая оборона Ленинграда.
- 45. Восстановление народного хозяйства и социально-политическая жизнь в ссср в 1945-1953 годах.
- 46. Холодная война. Главные направления, основные вехи и результаты внешнеполитической деятельности советского государства в 1945-1953гг
- 47. Социально-экономическое развитие ссср во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. Противоречивость реформаторской деятельности н.С.Хрущеву.
- 48. Экономическое развитие ссср 1965-1984 гг. Социальная политика советского правительства и её влияние на жизнь народа.
- 49. Основное направление, главные вехи и результаты внешней политики ссср в 1960-х – первой половине 1980-х гг.
- 50. Политическое развитие страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Формирование политической оппозиции в ссср.
- 51. Изменение в политическом строе ссср во второй половине 1980-х гг. Попытки экономических реформ и причины их неудач.
- 52. Провозглашение суверенитета России. Распад ссср. Политические преобразования в Российской Федерации в 1990-е годы.
- 53. Смена социально-экономического строя в России. Социально-экономическая политика президента б.Н.Ельцина.
- 54. Внешняя политика России в 1991-2010 гг.
- 55. Проблемы и перспективы развития российского общества в начале XXI века.