10.1. Реформы м.С. Горбачева
В марте 1985 г. новым генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, который начал реформы, получившие название «Перестройка». Этот термин Горбачев впервые употребил в своем докладе на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.), но само слово «перестройка» взято из словаря сталинской эпохи (конец 20-х – начало 30-х гг.). Главный результат этих реформ – демонтаж коммунистического тоталитарного режима в СССР и начало демократизации советского государства.
Основным направлением горбачевских реформ стала серьезная реорганизация партийно-государственного аппарата, которая проводилась разными методами. Все шесть лет «перестройки» шла чистка партийного и государственного аппарата от брежневских кадров, которая отчасти объяснялась обычной при смене тоталитарного вождя процедурой – приходом к власти его личной команды и устранением команды предшественника, отчасти борьбой консервативной и демократической группировок в партийном руководстве. К 1990 г. полностью обновилось Политбюро ЦК КПСС. В июле 1990 г. из него был выведен последний член Политбюро, вошедший в этот орган при Брежневе, - Воротников. При этом горбачевская чистка Политбюро заняла меньше времени, чем за полвека до нее – сталинская. Горбачеву удалось провести ее за пять лет, а у Сталина на это ушло шесть лет. Только в 1930 г. из Политбюро ЦК ВКП(б) был выведен Томский, который вошел в этот орган при жизни Ленина. На 85% обновился состав ЦК КПСС. Апогеем его чистки от брежневских кадров стал апрельский, 1989 года, Пленум ЦК КПСС, когда из ЦК «добровольно» вышли 110 его членов, в основном – из консервативного крыла партии, противники «перестройки». В республиканских ЦК сменилось 45-77% их состава, в обкомах и райкомах партии уже к февралю 1989 года сменилось 89 тыс. партработников. Одновременно шла чистка государственного аппарата. Уже в 1985 г. сменились многие члены советского правительства, а всего за шесть лет «перестройки» было сокращено около 1млн государственных служащих.
Серьезно изменились отношения партии и государственного аппарата. Уже в 1985 г. Горбачев отказался от обычной для советского руководства подмены Министерства иностранных дел Международным отделом ЦК КПСС, и руководителем этого отдела стал не партработник, а профессиональный дипломат Добрынин, бывший советский посол в США. При этом главное направление внешней политики СССР - отношения с социалистическими государствами - перешло из международного отдела ЦК КПСС в МИД.
Позже идея перераспределения власти в пользу государственного аппарата легла в основу горбачевской конституционной реформы 1988-1990 гг. Ее идея была выдвинута на XIX Всесоюзной партийной конференции (май-июнь 1988 г.), юридически (в виде поправок к Конституции СССР) эта реформа была оформлена на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1988 г., а проведена в 1989-1990 гг. На XIX партийной конференции было принято принципиальное политическое решение: КПСС продолжает управлять государством, но отказывается от прямых директив и указаний, что было выражено в лозунге «Вся власть советам!» Однако передача партией части власти советам было непродуманной акцией, т.к. в это время в СССР еще не было законов, определявших функции и полномочия советов, источники их финансирования и т.д. Превращение советов в реальные органы власти шло на всех уровнях государственного аппарата. Горбачев в марте 1990 г. стал Президентом СССР, а его ближайшие помощники А. Яковлев и Э. Шеварднадзе перешли из Политбюро в новый орган власти – Президентский совет, который стал штабом «перестройки». В центральном управлении была сделана попытка заменить партийное руководство (съезды КПСС и пленумы ЦК, на которых принимались важнейшие политические решения) новым советским парламентом – Съездом народных депутатов СССР. Он сильно отличался от старого союзного парламента, Верховного Совета СССР. Выборы народных депутатов были альтернативными, восстанавливалась двухуровневая (образца 1918 г.) система представительных органов власти – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР (такая же двухуровневая структура высших органов государственной власти, съезды народных депутатов и Верховные Советы, была создана в 1990 г. в союзных республиках).
Конституционная реформа 1988-1990 гг. была серьезным шагом на пути демократизации советского государства, но у нее были и многочисленные недостатки. Выборы народных депутатов СССР были не вполне демократическими. Треть народных депутатов (750 из 2250) фактически не избирались, а назначались от ЦК КПСС и полностью контролируемых ею организаций и учреждений (ВЛКСМ, профсоюзов, АН СССР и др.), хотя формально они «избирались» на партийных, профсоюзных, комсомольских собраниях и т.п. В половине одномандатных округов был только один кандидат, как правило – секретарь обкома или райкома партии. Выборы не были многопартийными, проходили без наблюдателей от кандидатов и т.д. Отказ КПСС от ее «руководящей роли» во многом обесценивался тем, что ЦК партии «рекомендовал» совмещение должностей секретарей парткомов и председателей советов соответствующего уровня в одном лице (так, первый секретарь Тульского обкома КПСС Ю.И. Литвинцев стал председателем Тульского облсовета).
Это объяснялось тем, что главной целью конституционной реформы 1988-1990 гг. и других политических реформ Горбачева было усиление его личной власти за счет создания ее двойной опоры - на партию и на государственный аппарат. Однако эта попытка провалилась. Партийный аппарат, напуганный горбачевскими чистками и уменьшением своей власти, в большинстве встал в оппозицию «перестройки» (Горбачева поддерживали не более 30% членов ЦК КПСС), а государственный аппарат был очень слаб из-за отсутствия опыта руководства государством и острой политической борьбы, парализовавшей работу съезда народных депутатов СССР и других государственных органов.
Такими же противоречивыми были и результаты экономических реформ Горбачева. Они начались с промышленной реформы 1988 г., главным направлением которой стало расширение самостоятельности советских предприятий. Последние получили право на самостоятельное планирование своей деятельности, основанное на предлагаемых министерством контрольных цифрах, на контрактах, заключенных со своими поставщиками и покупателями, на государственных заказах и т.д. Другое важное право, полученное советскими предприятиями в ходе промышленной реформы, - право на установление прямых (без посредничества Госплана и министерств) связей с другими советскими предприятиями и иностранными фирмами. Однако уже в 1989 г. эта реформа провалилась, т.к. встретила сопротивление министерств и натолкнулась на отсутствие рыночной инфрастуктуры (товарно-сырьевых бирж, коммерческих банков и т.д.)
Провалилась и сельскохозяйственная реформа, начатая в марте 1989 г. Пленумом ЦК КПСС. Ее главной задачей было решение обострившейся в 80-е гг. продовольственной проблемы, которая вела к усилению социальной напряженности в советском обществе. Средством решения этой задачи стала реорганизация сельскохозяйственного производства. Созданный в первые годы «перестройки» Государственный комитет Агропрома был ликвидирован и создана Государственная комиссия Министров СССР по продовольствию и закупкам. Главной формой организации сельскохозяйственного производства должна была стать аренда колхозных и совхозных земель, на базе которой пытались создать фермерские хозяйства. Однако радикальных перемен в развитии сельского хозяйства СССР не было. Продовольственная проблема в начале 90-х гг. обострилась до предела (дефицит продуктов стал тотальным, и во всех регионах, в том числе в Москве, де-факто была введена карточная система), а подавляющее большинство крестьян отказались брать землю в аренду (в хозяйствах арендаторов летом 1991 г. было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота).
Несколько более успешной была другая экономическая реформа Горбачева – легализация частного сектора экономики. В 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, в 1988 г. началось массовое создание кооперативов. Весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято более 7 млн чел. (5% активного населения), и около 1 млн занимались индивидуальной деятельностью, но и здесь вскоре возникли многочисленные негативные моменты. Абсолютное большинство частных предприятий работало не в производстве, а в торговле (в начале 1991 г. 90% кооперативов и совместных предприятий не занимались производственной деятельностью). Одной из главной задач частного сектора стало «отмывание» капиталов криминального происхождения (в год в кооперативах «отмывалось» до 70-90 млрд. рублей). Ускорилось расслоение советского общества (обед в кооперативном ресторане в Москве стоил в 10 раз дороже, чем в государственном ресторане 1-ой категории), и начался рост социальной напряженности.
Таким образом, реформы Горбачева не сумели решить своей главной задачи – вывести советское общество из кризиса, т.к. они были весьма непоследовательными и нерешительными.
- 1.2. Методы изучения истории отечественного государства и права
- 1.3. Структура курса истории отечественного государства и права
- 1.4. Историография истории отечественного государства и права
- Лекция 2 Древнерусское государство и право (IX – XII вв.)
- 2.1. Образование древнерусского государства
- 2.2. Государственный строй Киевской Руси
- 2.3. Древнерусское право
- 3.2. Монголо-татарское нашествие и его результаты
- 3.3. Государство и право Северо-Западной Руси
- Лекция 4 Государство и право Московской Руси (XV-XVII вв.)
- 4.1. Образование Русского централизованного государства. Возникновение общерусского права
- 4.2. Сословно-представительная монархия в России
- 4.3. Начало формирования российского абсолютизма
- 5.2. Государство и право Российской империи
- 5.3. «Просвещённый абсолютизм» в России (1762 – 1796 гг.)
- 5.4. Государство и право Российской империи при Павле I (1796-1801 гг.)
- 5.5. Государство и право Российской империи
- 5.6. Великие реформы 60 -70-х гг. XIX века
- 5.7. Контрреформы 80-90-х гг. XIX века
- 5.8 Государственный строй Российской империи
- 5.9. «Третьеиюньская монархия» (1907-1914 гг.)
- 5.10. Государственный строй Российской империи в годы Первой мировой войны (1914 – 1917 гг.)
- 5.11. Российское право второй половины XIX - нач. Хх вв.
- 5.12. Превращение Русской православной церкви в «служанку государства»
- 5.13. Правовой статус национальных окраин Российской империи
- Лекция 6 Государство и право Февральской республики (февраль-октябрь 1917 г.)
- 6.1. Государственный строй Февральской республики
- 6.2. Законодательная деятельность Временного правительства
- Лекция 7 Государство и право России 1917 – 1922 гг.
- 7.1. Возникновение советского государства и права
- 7.2. Учредительное Собрание
- 7.3. Государственно-правовая организация антибольшевистских сил
- 7.4. Распад Российской империи и национально - государственное строительство в Советской России 1917 – 1922 гг.
- Лекция 8 Советское государство и право в годы нэПа
- 8.1. Образование и развитие ссср
- 8.2. Советское государство в 1922 – 1929 гг.
- 8.3. Советское право в 1922 – 1929 гг.
- Лекция 9 Советское государство и право эпохи тоталитаризма
- 9.1. Формирование советского тоталитаризма
- 9.2. Советское государство и право в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.)
- 9.3. Советское государство в первые послевоенные годы
- 9.4.Советское государство и право в годы «оттепели»
- 9.5. Советское государство и право в годы «застоя»
- Лекция 10 Советское государство и право в годы «перестройки»
- 10.1. Реформы м.С. Горбачева
- 10.2 Формирование современной российской многопартийности
- 10.3 Кризис и распад ссср
- 10.4. Советское право 1985-1991 гг.
- Лекция 11 Государство и право Российской Федерации (1990-2007 гг.)
- 11.1. Борьба союзного и российского руководства
- 11.2. Августовская республика (1991-1993 гг.)
- 11.3. «Четвертооктябрьский режим»
- 11.4. Российское государство в начале XXI века
- 11.5. Российское право 1990- 2007 гг.
- Оглавление