Школа покровского
К счастью, идеи «славянофилов» и «западников» – далеко не единственное, что было порождено русской исторической традицией. Революция 1917 года поставила под вопрос мифы официальной русской историографии. Само представление о русской культурной традиции обречено было на коренной пересмотр. В начале XX века, когда грядущие потрясения еще только предчувствовались, либеральные публицисты писали, что народ, совершивший революцию, обречен родиться заново. Самосознание англичан и французов, их представления о себе были радикально изменены благодаря опыту революций.
Прошлое России неминуемо обречено было в первой четверти XX века стать объектом переосмысления, марксистской исторической критики. Лидером этой критики, в сущности, первым «ревизионистским историком» в современном понимании слова, стал Михаил Покровский. Ученик выдающегося либерального историка Ключевского, он пришел к выводу, что русское прошлое нуждается в радикальном переосмыслении, а марксистский анализ дает ключ к новому пониманию событий. Однако судьба «исторического ревизионизма», представленного в советской России «школой Покровского», оказалась незавидной. Его идеи были востребованы в годы революционного подъема. С того момента, как возглавляемая Сталиным бюрократия одержала верх над революционными фракциями, изменился и подход к истории.
Разгром «школы Покровского», умершего за пять лет до того, начался в недоброй памяти 1937 году и принял характер серьезной идеологической кампании. «Старые большевики», оказавшиеся на скамье подсудимых «Московских процессов», были приговорены к расстрелу, а теория Покровского была приговорена к исчезновению не только из учебных программ по истории, но и из общественной памяти. Уцелевшие ученики выдающегося историка подверглись репрессиям. Их умершего учителя обвинили в том, что его концепция «лишена чувства родины», а его труды отличает «игнорирование ленинско-сталинских указаний по вопросам истории» [5]. В чем состояли эти указания (тем более – со стороны давно уже умершего Ленина), никто объяснить, естественно, не удосужился. Пропагандистская кампания, совершенно в стиле «Московских процессов», состояла в распространении совершенно нелепых и карикатурных обвинений, которые имели такое же отношение к действительности, как и обвинения в шпионаже в пользу всех империалистических держав сразу, выдвинутые против «старых большевиков». Емельян Ярославский, придворный публицист Сталина, подвел итог разгрому, написав в «Правде», что взгляды уничтожаемой школы представляют собой «антимарксистские извращения и вульгаризаторство» [6].
Фактически после разгрома школы Покровского официальная историческая наука возвращается в лоно дореволюционной традиции. «Советский термидор» нуждался в собственных мифах. Перечень правителей, дополняемый описанием побед русской державы, чередуется с периодически повторяемыми жалобами на экономическую и культурную «отсталость». Советский период выглядит завершающим и триумфальным, ибо он знаменует продолжение побед на фоне преодоления отсталости. Коммунистическая партия воплощает итог тысячи с лишним лет развития России. История выполнила свою задачу и становится ненужной (страна лишь идет «от съезда к съезду», на которых счастливый народ докладывает партии о своих успехах). После разгрома «школы Покровского» в 1930-е годы советская историческая наука в основном вернулась к традиционным концепциям исследователей XIX века, лишь украсив их цитатами из Маркса, Ленина и Сталина.
В 1960-е годы, под влиянием общего духа перемен, царивших в обществе, возобновилась и полемика среди историков. Господствующие концепции начали подвергаться критике и переосмыслению, но продолжалось это недолго. С окончанием эпохи «оттепели» пресеклась и очередная историческая дискуссия. Спустя еще два десятилетия крах советской системы позволил благополучно убрать «марксистские» цитаты из учебников и академических монографий, ничего не меняя по существу.
Конечно, с крушением Советского Союза исторический официоз подвергся идеологической корректировке. Но изменено было лишь отношение к советскому периоду – из эпохи великих побед он превратился в череду «мрачных страниц прошлого». Иными словами, несмотря на все политические перипетии, подход к досоветской истории (да и культурной традиции) оставался неизменным. Советские историки продолжали линию либеральных авторов XIX века, а писатели-антикоммунисты, осудив все советское, провозгласили возврат к либеральной традиции, убрав ставшие ненужными цитаты. Идеи, торжествовавшие в конце XIX века, оставались непоколебимо официальными и в начале XXI столетия. Социальная и экономическая история вообще оказались как бы вне поля зрения образованного общества. Не то чтобы по этим вопросам не выходило новых книг – новые исследования выходили, порой блестящие, – но они очень мало влияли на общие представления о прошлом, преобладавшие в массовом и даже в интеллигентском сознании.
Напротив, Покровский с самого начала формулировал свои идеи в жестком противостоянии с господствовавшими тогда в исторической науке идеями. Высоко оценивая сравнительно «нейтрального» Соловьева, он явно противопоставлял свои взгляды либеральным воззрениям на прошлое России и обещал реинтерпретировать русскую историю с материалистической точки зрения. Причем обращался Покровский прежде всего к читателю, «мозги которого не вывихнуты школьными учебниками истории» [7].
Официальная историография отплатила Покровскому той же монетой. Покровского фактически вычеркнули из общеупотребительного списка русских историков. Не случайно, что после отмены советской цензуры, когда в массовом порядке стали переиздаваться работы многочисленных дореволюционных историков, включая второстепенных и третьестепенных, работы Покровского так и оставались неизвестными широкой публике. В официальной школьной хрестоматии по русской истории Покровский – единственный, кому не уделено ни строчки, чье имя даже не упоминается!
Однако в чем все же состоит принципиальное различие? Дело в том, что для русской исторической традиции оказалось характерно преувеличение роли внешнеполитических факторов, недооценка внешнеэкономических и крайне слабое понимание связи между первыми и вторыми. Попытка понять историю любой страны вне связи с историей человечества в целом обречена на провал. Попытка же анализировать русскую историю как некое самостоятельное и изолированное повествование могла привести только к возникновению конкурирующих мифов «западников» (верящих, будто все беды России – от недостаточного влияния Запада) и «славянофилов» (убежденных, что все несчастья происходят от избытка этого влияния). Как на самом деле построены отношения России с внешним миром, какова их природа и в чем причина их драматизма, остается и для тех и для других мистической загадкой, к которой они суеверно предпочитают даже не притрагиваться.
Ортодоксальный марксизм, в том виде, в каком он был воспринят русскими «легальными марксистами» начала XX века, отнюдь не исправил положения. История каждой страны рассматривалась в отдельности от мировых процессов, а развитие воспринималось как нечто вроде состязания бегунов, бегущих по параллельным дорожкам, но одновременно и в одном и том же направлении. Именно эти представления (противоречившие, кстати, не только диалектическим идеям Маркса, но и опыту русской революции) легли в основу официального советского марксизма времен Сталина. Отсюда, кстати, и классические образы риторики сталинизма – «догнать и перегнать Америку», «вперед, по пути к коммунизму» и т.д.
Петр Струве и другие либеральные идеологи «легального марксизма» вряд ли предполагали, что закладывают методологические основы для целой школы коммунистических пропагандистов и официальных историков, но сделанная ими «марксистская» прививка к либеральной исторической традиции оказалась на редкость эффективной. Вместо того чтобы применить критический метод к достижениям исторической мысли XIX века, официальная советская история свела свой марксизм к повторению тех самых идей, которые, с точки зрения Маркса, надлежало подвергать сомнению.
- Кагарлицкий б. Ю. Периферийная империя: циклы русской истории
- Введение история как политика
- Предмет и метод
- Школа покровского
- «Цивилизационная школа»
- Миросистемный анализ
- «Центр» и «периферия»
- Кондратьевские циклы
- Русская судьба
- Глава I страна городов
- Время наводить порядок
- Киев и его враги
- Судьба хазарии
- Христианство и торговля
- Древнерусская урбанизация
- Расцвет торговли
- Глава II упадок XIII века
- Виновато ли татарское иго?
- Монгольская империя
- Запад в XIV веке
- Под властью татар
- «Разобщение» руси
- «Безмонетный» период
- Немцы против новгородцев
- Глава III москва и новгород
- Партнеры москвы: татары и итальянцы
- Феодализм в россии
- Новгород: младший партнер ганзы
- Была ли «новгородская альтернатива»?
- Падение царьграда
- Глава IV «английский царь» англичане «открывают» московию
- Северный путь
- «Московская компания»
- Партнеры или конкуренты?
- Стратегический союз
- Ливонская война
- Нарвское плавание
- Опричнина
- Катастрофа в ливонии и успехи голландцев
- Конец «английского царя»
- Глава V кризис XVII века
- Русская смута и англичане
- Английская революция и московия
- Англичане против голландцев
- Кризис XVII века
- Страна, где все торгуют
- Иноземные промышленники
- Глава VI периферийная империя
- Капитализм и рабство
- Крепостничество и рынок
- Закрепощение
- Подневольный труд
- Освоение сибири
- Казачество
- Борьба с польшей
- Доморощенная буржуазия
- Глава VII дело петрово
- Западное влияние
- Европейский фасад
- Империя расширяется
- Самодержавие
- Глава VIII экспансия XVIII века
- Государство романовых
- Английский капитал
- Британцы на каспии, французы в петербурге
- Разрыв с англией
- Промышленный подъем
- Русский металл
- Бросок на юг
- Глава IX житница европы хлебный экспорт
- Зерно как стратегия
- Континентальная система
- «Дворянское манчестерство»
- Декабристы
- Эпоха реакции
- Конфликт с британией
- Отмена «хлебных законов»
- Глава X крымская война и миросистема
- Хлебный вопрос
- Экономический кризис
- Война и блокада
- Итоги войны
- Глава XI эпоха реформ
- Вторая индустриальная революция
- Россия в мировой реконструкции
- Аграрный капитализм
- Крестьянский вопрос
- Рыночная депрессия и политическая реакция
- Народники и марксисты
- Российский колониализм
- «Отсталость» или «периферийное развитие»?
- Глава XII расцвет русского капитализма: от витте к столыпину
- Эра витте
- Индустриализация на юге россии
- Импортированный капитализм
- Русское правительство и иностранный капитал
- Кризис 1899-1900 годов
- Надвигается революция
- Буря 1905 года
- Эпоха реакции и реформ: правительство столыпина
- 1907-1914: Битва за россию
- Глава XIII революционный разрыв
- Большевизм
- Новая экономическая политика
- Советская россия и мировой рынок
- Проблема накопления
- От авторитаризма к тоталитаризму
- Кризис хлебозаготовок
- «Великий перелом»
- Все на продажу
- Успех индустриализации
- Глава XIV советский мир
- «Холодная война»
- Попытки реформ
- Эра стабильности
- Стратегия компенсации
- Компенсационные сделки
- Разложение восточного блока
- Нефтяной шок
- От «застоя» к «перестройке»
- Глава XV возвращение на периферию
- Внешний долг
- Топливная экономика и вывоз капитала
- Деиндустриализация
- Олигархическое государство
- Дефолт 1998 года
- Кейнсианство по-русски
- Вторая «стабильность»
- Москва между берлином и вашингтоном
- Недостроенная нация
- Жизнь не по средствам
- Глава XVI «энергетическая сверхдержава»
- Стабилизация
- Проект путина
- Не только нефть
- Транснациональный капитал
- Заключение
- Оглавление
- Оглавление