48. Экономическое развитие ссср 1965-1984 гг. Социальная политика советского правительства и её влияние на жизнь народа.
Одним из основных источников постоянных трений и конфликтов в руководстве страны было разное понимание смысла экономической реформы. Хотя отставка Хрущева означала отказ от энергичного проведения реформ, она не сняла с повестки дня необходимость поиска решений возникших проблем всоциально-экономической сфере. По отношению к реформе второй половины 60-х годов в руководстве выделялось два течения: первое олицетворялось Брежневым, сторонником ограниченной децентрализации и сохранения в неприкосновенности роли хозяйственной номенклатуры в системе административного управленияэкономикой, а второе - Косыгиным, сторонником более радикальных шагов в осуществлении экономической реформы с акцентом на рыночные регуляторы. Для первого приоритеты выстраивались в следующем порядке: сельское хозяйство, тяжелая промышленность, оборона. Предпочтения второго были отданы легкой промышленности. Это противостояние продолжалось до середины 70-х годов: в 1965 - 1972 гг. доминировали идеи экономической реформы, больший упор делался на легкую промышленность. Консервативный поворот к "технократическим ценностям" и усилению административно-командных рычагов управления экономикой начался к 1972 г. и окончательно взял верх в середине 70-х годов. Одобренный XXV съездом в феврале 1976 г. десятый пятилетний план основными приоритетами государственной политики назвал развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и освоение Сибири. В середине 60-х годов, когда преобладала линия Косыгина, советским руководством была предпринята попытка проведения одной из самых крупных начиная с 30-х годов экономических реформ. Несовпадение подходов к проведению реформы, которое наблюдалось в высшем руководстве, в конечном итоге свело на нет ее результаты. Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 г. Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Суть реформы мыслилась как сочетаниекомплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена, усовершенствовать централизованное планирование. Первоначально реформа была направлена на ослабление централизации хозяйственного управления и усиление экономических рычагов управления. Это выразилось в сокращении числа директивно планируемых показателей, обязательных для выполнения предприятиями. Практика реализации реформы показала, что проблемы, связанные с природой экономических показателей и с "ведомственностью", оказались нерешенными. Уже в 1966-1967 гг. стали проявляться негативные стороны реформы, причинами которых были прежде всего ее сущностная непоследовательность, ее половинчатость. Новые показатели вводились с трудом. Поощрительные фонды не могли стимулировать работающих должным образом. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам. Фактически с самого начала реформа стала саботироваться, применялись старые методы мелочного контроля и планирования. В результате в 1972-1973 гг. окончательно победили консервативные, технократические тенденции и руководство страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре. Валовые показатели вновь стали играть ведущую роль в экономической жизни. В конце 70-х годов брежневское руководство под давлением все более ухудшающихся дел в экономике вынуждено было вновь вернуться к идее хозяйственной реформы. Декларировалось стремление покончить с "валом" введением такого показателя, как нормативно-чистая продукция. Предусматривалось как усиление хозрасчетных отношений, так и их антипода - директивного планирования. Это была одна из последних попыток модернизировать сложившуюся административно-командную систему. Как всякая полумера, она была обречена на неудачу в тех условиях. Параллельно попыткам реформировать хозяйственный механизм в 1965-1985 гг. брежневское руководство много внимания уделяло совершенствованию административной структуры бюрократического аппарата. Число министерств увеличивалось с каждым годом. Наиболее серьезным структурным изменениям была подвергнута в конце 70-х годов та часть административного аппарата, которая была связана с управлением народным хозяйством. Суть изменений заключалась в том, чтобы объединить промышленные и сельские организации и предприятия, повысить тем самым производительность труда в сельском хозяйстве и уменьшить ведомственную разобщенность. Экономика страны в 60-80-е годы характеризовалась перманентным падением темпов роста. Несмотря на всю половинчатость и недостаточность реформы 1965 г., она несколько задержала темпы падения производства, но с начала 70-х годов они стали резко снижаться. От пятилетки к пятилетке происходило падение основных экономических показателей. Уравниловка на производстве, соответствовавшая идеологической установке на сближение социальных групп, привела к падению престижа сложного, квалифицированного труда, ликвидировала стимулы роста квалификации и производительности. И в середине 80-х годов свыше 50 млн. человек в промышленности, строительстве, на транспорте были заняты ручным трудом, характерным для доиндустриальных технологий. С 1967 г. и на протяжении 70-х годов продолжался так называемый щекинский эксперимент. Химический комбинат получил право уменьшить число работающих при неизменном фонде заработной платы, а полученную экономию использовать для стимулирования роста производительности труда. Опыт щекинпев превзошел все ожидания. К 1980 г. выпуск продукции утроился, производительность труда увеличилась в 4 раза, произошло значительное сокращение числа работников. Однако за полтора десятилетия опыт так и не получил продолжения в широкой хозяйственной практике. Эксперимент так и остался экспериментом. Негативные процессы отражались и на социальной сфере. Медленно улучшались жилищные условия, все чаще стали возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинском обслуживании, образовании. Но несмотря на все негативные процессы в экономике, уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х годов, а затем более чем пятилетие не снижался. Несбалансированность и неповоротливость плановой экономики приводили к созданию благоприятных условий для спекулянтов, перекупщиков, различного рода махинаторов. Характерной особенностью 70-х годов было сращивание партийно-государственного аппарата и дельцов теневой экономики. Пытаясь скрыть провалы в экономике и во всей внутренней политике, руководство страны развернуло в стране массовые празднества, на организацию которых требовались многомиллионные суммы.
- Хозяйственная деятельность и общественный строй, верования восточных славян в V – VIII веках. Занятия восточных славян
- 2. Образование древнерусского государства. Основные концепции.
- Политический строй и социально-экономические отношения в древнерусском государстве в IX – первой половине XI века. Культура Киевской Руси.
- 4. Принятие христианства. Культура Киевской Руси.
- 6. Борьба русского народа против монгольского нашествия и агрессивных рыцарских орденов в первой половине xiiIв.
- 7. Русские земли под властью Золотой Орды и Литвы во второй половине XIII - первой половине xVвв. Борьба против монгольского ига и возвышение московского княжества. Иван Калита, Дмитрий Донской.
- 8. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы во второй половине XV – XVI вв. Образование единого русского государства. Иван III.
- 9. Внутренняя и внешняя политика Ивана VI Грозного. Культура Московского царства.
- 10. Гражданская война в России в начале xviIв. : причины, ход, итоги и последствия. Уроки «Смутного времени».
- 11. Экономическое развитие, социальные отношения и становление абсолютной монархии в XVII в. Роль русской православной церкви в обществе.
- 12. Реформ Петра I: предпосылки, основные направления реформаторской деятельности, значения и предпосылки реформ.
- 13. Борьба за власть в правящей верхушке России в конце 20-х – начале 60-х гг. XVII в. Внутренняя политика Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
- 15. Россия в период царствования Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: сущность, основные этапы, последствия.
- 16. Внешняя политика России в 1762-1801гг.
- 17. Внутренняя политика России в первой четверти XIX века. Александр I.
- 18. Внешняя политика России в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 г
- 25 Декабря 1812 г. Был издан царский манифест, возвещавший об окончании Отечественной войны.
- 19. Восстание декабристов: причины возникновения тайных антиправительственных организаций, их цели и программы, хроника восстания. Место декабристов в истории России.
- 20. Внутренняя политика Николая I. Внешняя политика в России во второй четверти xiXвека. Крымская война. Завершение Кавказской Войны
- 21. Общественная мысль в России в 1830-1850гг. Консервативное, революционное, реформаторское течения.
- 22. Либеральные реформы 1860-1870гг.: предпосылки, важнейшие преобразования, значение. Александр II как государственный деятель.
- 24. Внутренняя и внешняя политика правительства России в 1881-1894гг. И «конрттеформы» Александра III.
- 25 Вопрос
- 26 Вопрос:Причины революции – острейшие социально-экономические противоречия (прежде всего аграрный вопрос), необходимость преобразования отсталого политического строя.
- 27 Вопрос:
- 28 Вопрос:I Государственная дума действовала всего 72 дня - с 27 апреля по 8 июля 1906 г.
- 29. Изменения в социально-экономическом и политическом строе Российской империи в 1905-1914гг. Начало преобразования самодержавия в конституционную монархию.
- 31 Вопрос:
- 33. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. Борьба социально-политических сил России за власть в период с февраля по октябрь 1917г.
- 34. Победа Октябрьской революции. Создание советского государства, его деятельность в ноябре 1917 – мае 1918 гг.
- 35. Гражданская война в России 1918-1920гг.: причины, основные этапы военно-политического противоборства, итоги и последствия.
- 36. Социально-экономическое развитие страны в условиях новой экономической политики 1921-1928 гг.
- 38. Осуществление политики индустриализации ссср в конце 1920-х - 1930-е годы. Создание плановой экономики и воздействие на жизнь общества.
- 39. Создание колхозно-совхозного строя. Влияние коллективизации сельского хозяйства на судьбы крестьянства.
- 41. Внешняя политика ссср в 1920-19330-е гг.
- 42. Великая отечественная война советского народа: противники, союзники ссср, основные этапы войны и основные сражения. Итоги войны.
- 43. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Военная экономика.
- 44. Героическая оборона Ленинграда.
- 45. Восстановление народного хозяйства и социально-политическая жизнь в ссср в 1945-1953 годах.
- 46. Холодная война. Главные направления, основные вехи и результаты внешнеполитической деятельности советского государства в 1945-1953гг
- 47. Социально-экономическое развитие ссср во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. Противоречивость реформаторской деятельности н.С.Хрущеву.
- 48. Экономическое развитие ссср 1965-1984 гг. Социальная политика советского правительства и её влияние на жизнь народа.
- 49. Основное направление, главные вехи и результаты внешней политики ссср в 1960-х – первой половине 1980-х гг.
- 50. Политическое развитие страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Формирование политической оппозиции в ссср.
- 51. Изменение в политическом строе ссср во второй половине 1980-х гг. Попытки экономических реформ и причины их неудач.
- 52. Провозглашение суверенитета России. Распад ссср. Политические преобразования в Российской Федерации в 1990-е годы.
- 53. Смена социально-экономического строя в России. Социально-экономическая политика президента б.Н.Ельцина.
- 54. Внешняя политика России в 1991-2010 гг.
- 55. Проблемы и перспективы развития российского общества в начале XXI века.