logo
Меринов

Жанры официальной переводной религиозной литературы (краткая характеристика). Служебные (литургические) книги. Официальные религиозные книги для внеобрядового чтения.

Каково было значение переводной литературы в создании древнерусской литературы? Одинакова ли была ценность произведений для христианской культуры? Какие произведения считались более и ценными, а какие менее важными в древнерусской культуре? Перечислите книги, входившие в группу собственно религиозных сочинений.

На какие группы можно разделить весь корпус официальных переводных религиозных текстов бытовавших в Древней Руси? Дайте краткую характеристику таких служебных книг, как Евангелие-апракос, Апостол-апракос, Паремийник, Псалтырь, Минеи, Служебник, Требник, Златоуст.

Что за книги предназначались для внеобрядового чтения (келейного или домашнего)? Перечислите основные четьи библейские книги.

Какую специфику имели толковые библейские книги? Дайте краткую характеристику Палее Толковой, Палее Исторической, Палее Хронографической.

Труды каких авторов объединяет термин патристика? Перечислите сборники постоянного состава, состоявшие из поучений отцов церкви.

Какие сборники назывались «Изборниками Святослава»? В какие годы они были составлены? Какие произведения вошли в «Изборник 1073 года»? Что представлял собой «Изборник 1076 г.»? Какие темы и проблемы стали важнейшими в «Изборниках» и почему?

Охарактеризуйте жанр агиографии. Какие типы агиографических сочинений бытовали на Руси? По какой смысловой схеме строилась житийная история? В какие сборники объединялись жития?

  1. Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Официальные переводные религиозные книги для внеобрядового чтения. Официальные переводные религиозные книги для внеобрядового чтения. Толковые библейские книги. Цели и содержание Палеи Толковой.

Дайте представление о жанрово-тематическом составе официальной переводной литературы.

Какие книги использовались для внеобрядового чтения?

Как истолковывается название книги Палея Толковая? Какая библейская книга комментируется в Палее? Каковы причины создания данного текста? Кого и с какой целью цитирует автор-компилятор Палеи? К каким «мирским» жанрам близка Палея?

Наруфилософская составляющая Палеи. Палейная Космогония. О чем говорится в космогоническом цикле Палеи?

Природный мир в Палее. Какие книги для автора Палеи стали источниками при описании природного мира? Какую цель ставит перед собою автор, описывая природный мир? Каким образом проявляется антропоцентричная и теоцентричная направленность Палеи.

Мир бесплотных существ.

Палейная ангелология.

На какие части разделен мир в сознании религиозного человека? Кто такие ангелы? Каким «телом» они обладают? Каковы функции ангелов? Существует ли иерархия внутри ангельского сообщества? Какие принципы заложены в основу ангельской иерархии?

Палейная демонология

На какой важнейший этико-философский и религиозный вопрос дается отвечает в «демонологической» части Палеи? Как в Палее показан процесс превращения ангела в демона? Как реагирует Бог на бунтарство одного из своих ангелов? Как в этой реакции проявляются социальные черты и сам дух Древнего мира?

Палейные христология и антропология. Антииудейский пафос сочинения.

Можно ли назвать Палею полемическим произведением? Какие вопросы (догматы) разделяют религиозных оппонентов? Каков характер носит религиозный спор, чем он отличается от светского? Что такое «человек» в религиозном понимании? Кто, по мнению религиозного человека (в частности, христианина) в высшей мере наделен «человеческими качествами»? Против кого направлен публицистический пафос автора?

Почему Палея считается преимущественно антииудейским произведением? Каково полное название Палеи? На какие произведения древнерусской литературы повлиял Антииудейский пафос Палеи? Как вы думаете, почему для автора-христианина иудеи являются самыми серьезными и опасными религиозными оппонентами? Какие риторические приемы использует автор для разоблачения оппонентов? Какими чертами характера наделяются иудеи как народ?

Какой догмат является основным (первопричинным) в богословском споре христианина (в том числе, автора Палеи) с представителями любых других конфессий? Какое место, по мнению автора, занимает Иисус в процессе творения мира? Какие аргументы приводит составитель Палеи?

Какие культуры оказали значительное влияние на появление такого необычного для Древнего мира бога как Иисус Христос? Какова, по мнению писателя, роль Иисуса в создании Человека?

Каков же вывод автора Палеи, следующий в отношении иудеев? Заслуживают ли они хорошего (гуманистического сердечного) к себе отношения со стороны доброго христианина?

  1. Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Официальные переводные религиозные книги для внеобрядового чтения. Жития как памятники переводной официальной литературы.

Дайте представление о жанрово-тематическом составе официальной переводной литературы.

К какому типу официальной переводной литературы относятся жития?

Охарактеризуйте жанр агиографии. По какой смысловой схеме строилась житийная история? В какие сборники объединялись жития?

Какие типы агиографических сочинений бытовали на Руси? К какому типу религиозных произведений относится Житие Алексея (Алексия), человека Божия?

Где происходит действие жития? Кто были родители Алексия? Из какого рода невеста? Что произошло на свадьбе Алексия? Как отреагировали родные и невеста на столь странное поведение Алексия?

Почему Алексий направился в Эдессу? Что он сделал с частью богатств своего отца? Сколько лет святой нищенствовал при церкви Пресвятой Богородицы Эдессе?

Каковы были обстоятельства его возвращения в Рим? Какова роль видений в средневековой религиозной литературе (шире – средневековой религиозной жизни)? Как отнесся святой к внезапно обрушившейся на него «славе»? По своей ли воле попадает в Рим святой?

Какие лишения претерпевает святой в доме своего отца? Как сам Алексий относится к этим испытаниям?

Видел ли Алексий как страдают близкие в его отсутствие? Что же помогало ему не открыться перед ними?

Сколько лет прожил Алексий в доме родителей неузнанным? Кто открывает святому день и час его кончины?

Какие события произошли после смерти святого? Кому послышался «чудесный голос» из алтаря. Как вы полагаете почему именно папа и царь разыскивают неизвестного святого? Какие события стали происходить у гроба святого? Как ведут себя родители и невеста, патриарх и царь, горожане?

Что означает понятие «человек Божий»? Кажется ли вам фигура Алексия абсолютно нравственной с сегодняшней точки зрения? Подумайте, каковы же главные ценности средневекового мира (любовь к человеку, к ближним (если да – то, как она понимается?), любовь к Богу, нищелюбие, социальные ценности – свобода, справедливость, отношение к рабству, к социальной иерархии)?

Как в данном житии раскрывается гуманистический потенциал христианской религии?

К какому типу религиозных произведений относится Житие Евстафия Плакиды?

Где происходит действие сказания? Кем был до крещения Плакида? Кто такой стратилат? Какую жизнь он вел?

Какие обстоятельства предшествовали обряду крещения? Почему именно Плакиду выбрал «Человеколюбец Бог» для спасения? Как «глас Господень» дошел до уха язычника? Историю какого апостола – гонителя христиан – напоминает история обращения в христианство стратилата Плакиды?

Кто в видение во сне приходит к жене стратилата? Как вы думаете, какое место в средневековом религиозном сознании занимает встреча с духовным авторитетом (в видении (Глас Божий, ангел, учитель (святой отец))? Как вы полагаете, какой тип сознания приветствуется и культивируется церковью (сомневающееся, ироническое, скептическое, научное, доверчивое, наивное)?

Какие несчастья и по чьей воле приходят в дом Евстафия? Как их воспринимает герой сказания?

Какие утраты понес Евстафий на пути к Богу? Что случилось с женой и детьми бывшего стратилата? Какую ветхозаветную историю напоминает вам история многострадального Евстафия? Сомневается ли Евстафий в своем выборе? Как вы считаете с какой целью (социальной, религиозной) церковью используются подобные рассказы? Какой тип человека воспитывается данными историями?

Какие чудеса происходили с сыновьями и женой святого в изгнании? Какую жизнь стал вести сам Евстафий? Сколько лет он провел в служении Богу?

Каковы были обстоятельства восстановления «прежней чести» (богатства, знатности, семьи)?

Что изменилось с восшествием на императорский престол Адриана?

Какие испытания претерпевает святой Евстафий и его семья? Чем заканчивается история Евстафия?

Где происходит действие повести о Варлааме и Иоасафе? Перескажите ее сюжет.

Сравните историю Иосафа с биографией принца Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Какова роль в жизни Иосафа пустынника Варлаама?

Найдите в повести черты авантюрного романа, жития-мартирия. Как вы думаете, почему исследователи та и не пришли к единому мнению о жанром составе повести? Напомним следующие жанровые определения: «средневековая романическая повесть в форме жития» (М.Н. Сперанский), «духовный роман» (А.Н. Пыпин, А.Н. Веселовский, И. Франко), «роман древности» (П.В.Владимиров), «религиозный роман, с включенными в его рамку притчами и анекдотами» (А.С. Орлов), «нравоучительная повесть» (О.В. Творогов), «житие», «душеполезная повесть» (И.Н. Лебедева).

Как вы полагаете, по какой причине «Повесть…» стала одним из самых читаемых в Древней Руси произведений переводной литературы?